«Родители любили нас горячо», — вспоминал в своём «Дневнике старого врача» выдающийся русский хирург Николай Иванович Пирогов. Он был младшим ребёнком в многодетной семье чиновника Ивана Ивановича Пирогова и его супруги Елизаветы Ивановны. Будущий доктор-подвижник, чьё имя спустя годы будут носить больницы и медицинские вузы по всей России, появился на свет 25 ноября 1810 года. Николай Иванович писал, что жизнь в родительском доме была весела и привольна, и из детства своего он вынес одни лишь приятные воспоминания. И первое из них — это присутствие рядом матери, её любовь и тепло. «И теперь ещё помню, как я, любуясь её платьем, чепцом и локонами, висевшими из-под него, целовал её тонкие руки, вязавшие для меня чулки», — вспоминал Пирогов. Своего отца Николай Иванович запомнил как примерного семьянина, заботливого и доброго. Часто, возвращаясь со службы из своего ведомства, Иван Иванович покупал по пути домой подарки детям. Особенно Коля радовался, когда отец приносил ему книги. Вместе с Иваном Ивановичем они читали по вечерам басни Эзопа и многотомное «Детское чтение» Карамзина.
Большое внимание родители уделяли духовному воспитанию детей. «Бога бойтеся, царя чтите», — по этому простому принципу жила семья Пироговых. Каждый день домочадцы вместе молились. Не пропускали ни одной церковной службы в воскресные и праздничные дни. Соблюдали посты. «В Великий пост мяса не получала даже моя любимица, кошка Машка», — шутя, рассказывал Пирогов. С огромной теплотой в своих мемуарах Николай Иванович вспоминал своих сестёр — Анну и Пелагею. Они были намного старше и относились к нему с материнской нежностью и заботой. А благодаря одному из братьев, Амосу, Николай уже в раннем детстве почувствовал своё призвание. Амос страдал ревматизмом. Многочисленные доктора не могли помочь мальчику. Но однажды родители пригласили знаменитого профессора медицины Ефрема Осиповича Мухина. После назначенных им процедур Амос стал поправляться. Все, и особенно маленький Коля, восприняли это как чудо. С тех пор любимым занятием Николая стала игра «в доктора» — Коля был врачом, а пациента приходилось изображать кому-нибудь из домашних.
Николай подрастал, и стремление лечить людей из игры превратилось в потребность. Родители поддержали жизненный выбор сына. После двух лет обучения в пансионе, хотя Коле тогда исполнилось всего 14, он подал прошение о зачислении на медицинский факультет Московского университета. Николай успешно выдержал экзамен. Иван Иванович поехал с сыном в часовню Иверской Божией Матери. Там по их просьбе отслужили благодарственный молебен. Пирогов на всю жизнь запомнил слова, которые сказал ему тогда отец: «Не видимое ли это Божие благословение, Николай, что ты вступаешь в университет?»
Но не успел Коля начать обучение, как семью постигла беда: Иван Ивановича по лживому навету обвинили в служебной растрате. От переживаний он слёг и вскоре скончался. Материальное положение семьи стало крайне тяжёлым. Матери и сёстрам пришлось искать работу. Николай был уверен, что придётся оставить учёбу в университете, ведь за неё нужно было платить. Но Елизавета Ивановна сказала ему: «Пока есть хоть какая-нибудь возможность, ты будешь учиться». Всю жизнь доктор Пирогов был благодарен ей. «Самый священный мой долг — долг благодарности моей матери и двум старшим сёстрам. Со смерти отца несколько лет эти три женщины содержали меня своими трудами», — говорил Николай Иванович. Всю свою последующую жизнь он возвращал им этот долг, постоянно заботясь и оберегая. Елизавета Ивановна последние годы провела в доме сына в Санкт-Петербурге. «В 1851 году матушка, соборовавшись, умерла на моих руках», — писал Пирогов.
Николай Иванович заметил однажды, что в семьях, где царят любовь и уважение, вырастают отзывчивые люди, полезные для общества. И эти слова в полной мере можно отнести к его родным и к нему самому.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».