Уже стало традицией, что раз в году почти во всех школах страны мы становимся свидетелями любопытнейшего зрелища. По прямоугольным коридорам бродят ученики в костюмах мертвецов и чудовищ, весело пугая друг друга внешним видом. Их лица и руки обильно вымазаны томатной пастой, а в школьной столовой на белых скатертях продают отрезанные пальцы и черепа из теста. Эта фантасмагория называется «праздник Хэллоуин». И почти каждый год в пресс-службах почти всех епархий разрываются телефоны с вопросами от журналистов: как Церковь к этому относится?
На самом деле, критиковать подобные «праздники» — дело не благодарное. Но поскольку Хэллоуин как «невинную шалость» прививают нашей системе образования, будет не лишним сказать сегодня пару серьезных слов об истоках новой моды.
В западной культуре праздник Хэллоуин нередко называют Днем всех святых. И только самые любознательные знают его оригинальное название – кельтский праздник Самайн. Зловещие костюмы в день Самайна - не случайное явление. Дело в том, что в древнем кельтском календаре это был самый опасный день. Он был связан с культом разгневанных демонов, которые выходят на свою охоту. Юлий Цезарь в своей знаменитой «Книге о галльских войнах» писал, что в Самайн, по верованиям кельтов, открывалась дверь между мирами, и духи с того света свободно входили в мир людей. Встреча с таким духом ничего хорошего человеку не сулила. Ни одна армия и ни один мифический герой не могли им противостоять. От богов можно было откупиться только жертвоприношениями. Греческий историк и путешественник ДиодОр Сицилийский писал о том подлинном ужасе, который испытывали древние кельты в день Самайна. А вот с принятием христианства – страхов поубавилось. Как говорил Уильям Йетс: «незваные гости с того света застряли на таможне». Дело в том, что неслучайно в день Самайна кельтские христиане стали отмечать праздник в честь всех святых. Ведь именно силы небесные, святые покровители в сознании людей и стали той «армией», которая была способна остановить вакханалии свирепых духов. Эта идея так понравилась Риму, что римский папа Григорий IV решил повсеместно праздновать некогда кельтский праздник Самайн как День всех святых. Отсюда и происходит слово Хэллоуин, ведь по-английски это звучало как All hallows’ eve, то есть канун всех святых, или «хэллоуин».
Казалось бы, как добрая народная сказка. Однако сегодня старая сказка со счастливым концом повернулась к своему печальному началу. Хэллоуин вновь обрел зловещий вид кельтского Самайна, со всеми его ужасами, страхами и демонизацией окружающего пространства. Правда, нам объясняют - это всё как бы понарошку и весело. С такой нехитрой риторикой Хэллоуин и вошел в студенческую среду и под своды школ. Есть даже мнение, что через костюмы вампиров и зомби детская психика избавляется от агрессии и страхов. Вот уж сомнительный аргумент. Наверное и просмотр кровавых боевиков, по этой логике, должен делать ребенка добрее и чутче. Попытки таких «специалистов» от коммерческих структур оправдать продвижение праздника в образовательное пространство вполне понятно. Это многомиллионный бизнес. А вот детские психологи бьют тревогу. К сожалению уровень агрессии и насилия в школе с каждым годом только повышается. По мнению ученых Института семьи и воспитания, а также Института педагогических инноваций Российской академии образования роль праздника Хэллоуин в этой печальной статистике не последняя. По мнению специалистов, «Хэллоуин формирует у ребенка депрессивную психологию, прививает цинизм и жестокость». Оказывается всем давно известны совсем незабавные стороны этой детской забавы. Есть мнения педагогов, психологов, профессиональных институтов и светских спикеров. Очень надеюсь, что они будут услышаны, и нечистая сила потеряет коммерческую и всякую иную привлекательность.
Олень Эдик. Дарья Кравченко
Помню день, когда наша маленькая дочка Арина сама позвала Бога. Мы бережно прокладывали для неё дорогу к храму. Возили на службы ко причастию. Не читали длинные проповеди о вере, но утром вместе молились перед тем, как съесть манную кашу, на ночь читали детскую Библию, рассматривали картинки и отвечали на вопросы о Боге. Мы ждали, пока Ариша сможет осознанно обратиться к Богу. И вот однажды она потеряла свою любимую игрушку — плюшевого оленя Эдика.
Олень — не просто мягкая игрушка нашей Ариши, он — член нашей семьи! Плюшевый друг не раз выручал в длинных поездках, часто был хорошим компаньоном во время обеда, вместе с ним мы делали болючие прививки. Наш старенький друг всегда был готов подставить плечо! Каждую ночь Аришка засыпала только с ним. Обычная игрушка, стала неотъемлемой частью нашей жизни!
Однажды после воскресной службы мы отправились в магазин, чтобы побаловать Аришу. Дочка настолько была увлечена выбором шоколадных конфет в магазине, что не заметила, как уронила свою любимую игрушку. Мы пришли домой, разделись, отдали Арине купленные подарки, и тут... мы с мужем переглянулись. Оленя нет. «В сумке есть? Может в пакете?» — озадаченно спрашивала я. «Судя по всему потеряли...» — тихо ответил супруг.
Конечно Арина расплакалась по поводу пропажи оленя. Не успокоить. Для нашей семьи — это была настоящая драма, потому что заснуть без него не сможет, в детском саду будут слезы, обеденный сон без игрушки тоже не состоится. В общем, целый набор неприятностей из — за плюшевого оленя нам был обеспечен.
Муж побежал в магазин, несмотря на то, что надежды найти игрушку в крупном супермаркете практически не было. Но вдруг кто-то нашел.
Смотря, на рыдающую Аришку, я сказала: «Иди к иконкам и попроси у Боженьки вернуть Игоря». Арина побежала в комнату с иконами и начала лепетать: «Бога, дай мне Эдю». Еле выговаривая, она повторяла слова, как молитву. В тот момент я сама молила лишь бы этот олень нашёлся!
Через 10 минут позвонил муж и сказал, что везет игрушку домой. Оказывается, кто-то случайно подобрал Оленя и оставил на кассе в магазине! Радости не было предела. Тогда мне вспомнились слова Владыки Василия Родзянко: «Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются». С тех пор у Арины с Боженькой особые отношения.
Ариша спрашивала «Когда мы пойдем к Боженьке?». И мы ехали в храм. С вечера мы выбирали наряд для похода на литургию. Вешали на стульчик платье и косынку. Мы приезжали за час до причастия, чтобы она понимала, где она, и что будет происходить на службе.
В храме девочка крестилась иногда правой иногда левой рукой, пела церковные песни на свой лад, но с чистым сердцем. Я не дергала, не заставляла поменять руки или петь чуть тише во время службы. В те минуты, когда она своим чистым детским сердечком молилась, я тихо умилялась со стороны. Перед сном вместе с Ариной мы пели короткие «Господи помилуй».
Пройдет еще несколько лет, и мы отпустим Аришу во взрослую, такую прекрасную, непредсказуемую жизнь. И главными людьми в ее жизни будут уже не папа с мамой, а друг Саша или верная подруга Аня. А мы будем надеяться, что Арина не забудет дорогу к храму и с Божьей помощью сохранит, ту чистую, искреннюю веру в Бога.
Автор: Дарья Кравченко
Все выпуски программы Частное мнение
17 мая. О значении Акта о каноническом общении
Сегодня 17 мая. В этот день в 2007 году в Москве патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей митрополит Лавр подписали «Акт о каноническом общении».
О значении этого события, — протоиерей Артемий Владимиров.
17 мая. О подвиге Мученицы Пелагии Тарсийской
Сегодня 17 мая. День памяти Мученицы Пелагии Тарсийской, пострадавшей за Христа на рубеже II-III (2-3-го) веков.
О её подвиге, — священник Августин Соколовски.