Город Нерчинск появился на карте Сибири неспроста. Было тому, как минимум, две причины.
Первая причина – и очевидная – освоение бескрайних сибирских просторов, приведение под руку московского царя местных племен с целью получения дани-ясака, коя в основном платилась «мягкой рухлядью», то есть пушниной. А пушнина, в свою очередь, фактически была экспортным товаром, и даже зачастую выступала как денежный эквивалент – ею и награждали своих людей, и дарили иностранным гостям, и обменивали на другие нужные товары.
Вторая же причина менее очевидна. Но значительно более серьезна. Во времена освоения Сибири государство российское ощущало серьезный дефицит материала, из коего чеканились монеты. А материалом таким было серебро. Проще говоря, нужны были деньги. Настолько нужны, что в 1655 году монеты начали чеканить из меди. Массовый их выпуск вызвал рост цен, инфляцию, а в 1662 году и вовсе так называемый Медный бунт в Москве.
Запомним это и вернемся в Нерчинск.
Еще за годы до его основания сибирских воевод и атаманов доходили слухи, что в Забайкалье, в Даурии, тамошний местный народец изготавливает украшения из серебра. И образцы этих украшений также попадали в руки русских. А команды из Москвы – Искать серебро! – никто не отменял. И его искали. И нашли.
Именно в здешних окрестностях в 1677 году открыли месторождения серебряных руд. И именно здесь были построены Нерчинские сереброплавильные заводы. Первая плавка серебра состоялась в 1686 году. А с 1704 года начались уже регулярные плавки серебра.
И само собою разумеется, что появилось особое образование – Нерчинский горный округ. До 1760 года в нем был один завод. Позднее начали действовать еще почти десяток заводов. А в 1789 году построили Петровский железоделательный завод.
И также самом собою разумеется то, что Нерчинский горный округ стал коронной собственностью российской императорской семьи, что регламентировалось специальными указами.
Добытое и выплавленное серебро целиком отправлялось в Санкт-Петербург на Монетный двор. Заметим, что в середине 18-го века годовое производство серебра достигло 600 с лишним пудов.
А вот еще через сто лет, во второй половине 19-го века, Нерчинский горный округ начал плавить уже золото. Но, как принято говорить, это уже совсем другая история.
«Празднование Пасхи. Русский Фольклор». Юлия Алакина
У нас в гостях была певица, автор, композитор, руководитель нескольких фолк-проектов Юлия Алакина.
В пасхальный вечер мы говорили о традициях встречи праздников, о русском фольклоре, а также слушали замечательные песни. Кроме того наша гостья рассказала о своем приходе к вере, о любви к русским традициям и изучении народнодных песен и духовных стихов.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.