Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

«Неделя 26-я по Пятидесятнице». Прот. Максим Первозванский

* Поделиться

В нашей студии был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор молодежного портала Naslednick.online протоиерей Максим Первозванский.

Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения в ближайшее воскресенье, о памяти святых благоверного князя Александра Невского, великомученицы Екатерины, священномученика Климента, папы Римского, святителя Иннокентия Иркутского, священномученика Серафима (Чичагова), а также о праздновании в честь иконы Божией Матери «Знамение».


М. Борисова

— Добрый вечер, дорогие друзья, с вами Марина Борисова, в эфире наша еженедельная субботняя программа «Седмица» и со мной в студии клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский.

о. Максим

— Здравствуйте.

М. Борисова

— И с его помощью мы, как всегда, постараемся разобраться, что ждет нас в Церкви завтра, в 26-е воскресенье после Пятидесятницы и на следующей седмице. Мы обычно стараемся понять смысл предстоящего воскресенья, исходя из апостольских и евангельских чтений, которые положено читать за Божественной литургией в воскресный день и завтра будет читать отрывок из Послания апостола Павла Ефесеям из 5-й главы, стихи 8-й и 19-й, и звучит, я не буду весь его зачитывать, просто некоторые места, на которые мой глаз попадает, я немножко делаю паузу, потому что мне нужно некоторое усилие. Начинается отрывок со следующих слов: «Вы были некогда тьма, а теперь свет в Господе, поступайте, как чада света», вот тут я делаю паузу и мне хочется спросить, как я должна поступать, как чадо света?

о. Максим

— Почему апостол Павел вообще употребляет эти слова: «тьма» и «свет», сейчас одним словом буквально, что в Евангелии от Иоанна именно этой теме тьмы и света посвящено очень многое, когда будете перечитывать это Евангелие обратите внимание, где говорится про тьму и где говорится про свет. Возвращаюсь к апостолу Павлу, здесь прямой и понятный смысл: без Бога мы — тьма, апостол говорит в другом месте: «Уже не я живу, но живет во мне Христос». «Вы умерли, — говорит он еще в третьем месте — и жизнь ваша погребена со Христом в Боге». Вот человек, который сам по себе в своем греховном состоянии уподобляется апостолом Павлом тьме с обретением веры в Иисуса Христа начинает быть тем самым источником света, о котором говорит Господь в Евангелии про то, что «не поставляют светильника под спудом, но светит всем в доме» и так далее, то есть христианин должен быть светом и поступать он должен соответственно вот этому высокому званию светлого человека.

М. Борисова

— Вот по поводу того, как поступать дальше апостол пишет: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте», тут мы упираемся в такой, достаточно распространенный сегодня термин, как «активная гражданская позиция». Я понимаю, что диссонанс ужасен, но по сути ведь что такое, как обличать, вот верующий христианин постоянно решает для себя в реальной жизни вопрос, вот подписывать или не подписывать какую-нибудь петицию, пойти или не пойти на какой-нибудь разрешенный митинг, писать или не писать какой-нибудь обличительный пост в «Фейсбуке (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)» на который потом последует сто тысяч комментариев, что обличать и осуждать грех большой и вообще ты не христианин. Вот где эта грань, которая позволяет нам сказать, что мы поступаем так, как завещал апостол Павел?

о. Максим

— Ну, она прямо проведена в этих же словах апостола Павла, он говорит: «Не участвуйте в делах бесплодных тьмы», то есть здесь в первую очередь идет то самое противопоставление тьмы и света, о котором мы чуть ранее говорили, что если Бог есть Свет, то кто есть тьма? Все нам понятно, то есть речь идет, на самом деле, о духовных вещах. Дальше апостол говорит: «Бываемая бо отай от них (то есть тайно ими свершаема) срамно есть и глаголати (об этом и говорить страшно)», то есть по мнению толкователей все-таки этот отрывок говорит о неких каких-нибудь гностических и прочих странных учениях, с которыми сталкивались христиане, находясь в языческом окружении, именно об этом говорит апостол Павел, чтобы мы не участвовали ни в языческих мистериях, там он дальше говорит: «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд», то есть речь все-таки идет напрямую о грехе, в котором христиане не только не должны участвовать, но и обличать пороки общества, я бы вот так сказал, то есть речь не идет о сопротивлении указам императора, а речь идет о том, что как мы сейчас можем в этом поучаствовать, следуя впрямую словам апостола Павла — ну, например, занимаясь попытками спасения жизни нерожденных детей, обличая аборт, как убийство, чем занимаются многие христиане, или другие какие-то вещи, можем обличать человеческие пороки, мы можем говорить о том, что беспорядочные половые связи — это есть грех и блуд, несмотря на то, что в современной культуре все это, то есть здесь все-таки апостол говорит о чисто духовных вещах. Если же мы говорим о активной политической или гражданской позиции, то Церковь имеет по этому поводу свое мнение, но опираясь вовсе не на этот текст апостола Павла и здесь, если ваша христианская совесть подсказывает вам необходимость в том или ином гражданском, социальном или политическом деянии, у вас нет, мне кажется, никаких препятствий с точки зрения Церкви, за исключением, что я бы со своей стороны призвал вас к разумности, понимая, что к величайшему сожалению в наше время практически любая гражданская активность утилизируется и канализируется вовсе не в тех целях, ради которых это все озвучивается, то есть энергию вашего протеста просто куда-нибудь направят, куда вы бы совсем не хотели, чтобы это направлялось.

М. Борисова

— Дальше апостол пишет: «Поступайте осторожно, дорожа временем, потому что дни лукавы» — вот как это понять?

о. Максим

— Знаете, как говорил мой духовник, владыка Алексий, Архиепископ Костромской и Галичский, он говорил, что в духовной жизни, а я подчеркиваю все-таки, что речь идет в этом послании апостола Павла и в этом его отрывке именно о духовной жизни, он говорит: «Поступайте, как воробушки: клюнул — огляделся, клюнул — огляделся», потому что если ты, есть еще такое старое-старое монашеское присловье: «Если ты видишь юношу, идущего пешком на небо — дерни его за ногу», то есть тот, кто идет, не оглядываясь на то, что с тобой при этом происходит, не пытаясь это осмыслить и понять, а еще если ты начинающий, желательно, чтобы у тебя была какая-то супервизия, как сейчас бы сказали, то есть некий духовник или собрат духовный, лучше старший и опытный, который подскажет и поможет тебе увидеть твое духовное состояние, при этом, конечно, когда апостол говорит о том, что времени у нас мало, а его действительно мало, это вот ощущение того, что сегодня ты есть, а завтра тебя нет и как ты тратишь время, отпущенное тебе Господом, не зная, сколько тебе его отпущено, а ведь первые христиане жили в напряженном ожидании Второго Пришествия Христова, это четко следует из послания апостола Павла, что он ждал, и христиане ждали Второго Пришествия, не знали, вот завтра Христос придет, это даже не связывалось с личной смертью, а именно вот с концом этого мира.

М. Борисова

— Как раз продолжая эту мысль, можно обратиться к тому отрывку из Евангелия от Луки, которое будет читаться завтра, это 12-я глава Евангелия от Луки, стихи 16-й и 21-й, это притча о человеке, который собрал хороший урожай и так возрадовался, что у него много добра, что он пришел сломать свои старые житницы, построить новые и потом вот возрадоваться, что он такой обеспеченный человек, и заканчивается это словами: «Бог сказал ему: «Безумный! В сию ночь душу твою возьму у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?» Вот это очень перекликается с тем, что вы уже сказали, но и еще о чем?

о. Максим

— Вы знаете, для меня это не о том, что не надо строить новые житницы, иногда это воспринимается вот так вот, в лоб, как ведь начинается эта притча: «Человеку некоему угобзися нива», как красиво звучит все-таки на славянском языке, то есть у человека некоего случился хороший урожай, то есть даже не то, что он сам, понятно, что он потрудился, поле вспахал, наверное, сорняки там, но у него случился хороший урожай от Бога — ну что сделает любой разумный человек, естественно, это все надо сохранить, это же неправильно, чтобы это все пропало, речь же не о том, сохранять, не сохранять, для того, чтобы это сохранить он строит новые житницы и это все пока разумно и нормально, а вот дальше он говорит: «Душа моя, много добра лежит у тебя на многие годы, ешь, пей, веселись», и вот на это Господь ему говорит: «Безумец! В ночь сию душу твою истяжут от тебя», то есть этот момент, что не расслабляйся, брат, не расслабляйся, потом что ты не знаешь, в какой момент Господь тебя возьмет: «в чем застану, в том и сужу», если ты будешь есть, пить и веселиться в расслабленном, как бы мы сейчас сказали, состоянии, то ничего хорошего от этого ожидать не приходится и даже для такого человека будет благо, что душу его истяжут от него, потому что если он многие годы будет расслабляться, неизвестно, в какое состояние вообще он придет.

М. Борисова

— Ну вот любимый мной протоиерей Вячеслав Резников в проповеди, посвященной этому отрывку из Евангелия, он обращает внимание на то, что человек может расстаться с богатством двумя путями: или богатство отнимается у него, или он отнимается у богатства, в первом случае бывает, что потрясенный внезапным изменением судьбы человек начинает размышлять о неверности всего земного, а вот когда Бог забирает его самого, что тут происходит с душой, то есть нужно еще понимать вот эту развилку и, собственно говоря, что такое формула «в Бога богатеть», как можно богатеть в Бога? Тут очень часто в толкованиях на это выражение говорится о благотворительности и никто не спорит с этим толкованием, но только ли в благотворительности дело, потому что трудно представить себе, что так просто все можно разрешить.

о. Максим

— Нет, конечно, речь ведь все-таки в первую очередь, хотя прямой и ясный смысл — это прямое земное богатство, все-таки мы должны понимать, что речь идет о духовной жизни опять-таки и ради чего и куда тебе то или иное деяние ляжет, причем это зависит не только от каких-то внешних дел, я сегодня вместо своего выходного приехал на радио «Вера», чтобы записать программу «Седмица» — это куда мне, на какую чашу весов ляжет, на доброе дело, в Бога я сегодня богател или я, например, тщеславился, гордился и думал, например: ага, еще кто-то вот узнает, что есть такой протоиерей Максим Первозванский, скажет: какой он умный! Или наоборот скажет: какой дурак! Но неважно, это же будет какая-то слава, и я тем самым не в Бога богатею, а подпитываю собственное тщеславие. Каждый наш поступок, мы не можем судить о людях, исходя из их поступков, о внутреннем их состоянии мы не знаем, и сам человек не знает до конца своего внутреннего состояния, но радеть, стремиться нам нужно о том, чтобы любое наше дело, ведь можно же, действительно, мне сейчас почему-то вспоминается одна из серий современного сериала «Шерлок», где описан такой благотворитель, который на самом деле был маньяком и убийцей, который построил и содержал богатейшую клинику, где он бесплатно лечил тех, кто в этом нуждается, его прославляли люди, он подпитывался гордыней, тщеславием, а на самом деле он еще был маньяком, где у него в какой-то маленькой комнате с двойной дверью он мог удовлетворять свою страсть и убивать там людей, вот для меня это является образом каждого из нас, когда мы, с одной стороны, по внешнему фасаду богатеем в Бога, а по сути кто из нас там знает, какие у нас там скелеты в шкафу?

М. Борисова

— Но вот за что я люблю проповеди покойного отца Вячеслава Резникова — они помогают прорваться еще в какой-то пласт понимания, вот как он об этом пишет: «Как богатеть в Бога — а вот пример: Петру однажды тоже вдруг дано было богатство, его трудовая нива угобзилась, Бог дал огромный улов, а что же Петр? А он припадает к ногам Давшего ему богатство и говорит: „Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный“, так он сразу обогатился и страхом Божиим, и знанием Его всемогущества, и видением своей греховности, и надеждой на Его милость, и готовностью не оставить и последовать за Ним, вот этого уже никто не сможет отнять».

о. Максим

— Замечательные слова. Редко, правда, в наше время богатство дается вот так: угобзилась нива, случился улов...

М. Борисова

— Ну не зря же говорит русская пословица: «Не было ни гроша, да вдруг алтын».

М. Борисова

— Напоминаю нашим радиослушателям, сегодня, как всегда по субботам, в эфире радио «Вера» программа «Седмица», в студии Марина Борисова и клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский. Вот следующая неделя у нас дает повод вспомнить не только жития святых, но и какие-то вехи в истории и культуре государства Российского, поскольку два святых, которых мы будем вспоминать — это святой благоверный князь Александр Невский, память его 6 декабря и великомученица Екатерина, память ее 7 декабря, дали свои имена двум таким значимым наградам и Российской империи, и современной России — это орден Святого Александра Невского и орден Святой Екатерины, причем они снова учреждены в наше время. Но удивительное дело, орден Александра Невского, правда, без прибавления «Святого» был учрежден второй раз в 1942 году в разгар Великой Отечественной войны большевистским, богоборческим и церквеборческим правительством, то есть вот этот образ святого князя Александра, он какой-то очень странный и выбивающийся из ряда святых благоверных князей, которых хватает в российской истории и в российских святцах, но святой Александр вообще сродни как бы Александру Македонскому, он стоит совершенно особняком, вот что такого особенного в этом князе, что он обрел какой-то уже совершенно эпический размер?

о. Максим

— Я бы все-таки не стал говорить, что это странный орден, потому что 42-й год — это перелом, в том числе, и переосмысление роли Церкви...

М. Борисова

— Странно то, что именно святого, орден в честь святого был возобновлен в коммунистической России.

о. Максим

— Потому что он реально очень почитался, вот, например, в нашем храме Сорока мучеников Севастийских при входе в четверик, вот главный придел самый древний, как раз святая великомученица Екатерина, ростовая громадная икона висит напротив такой же большой ростовой иконы Александра Невского, то есть это действительно очень почитаемые святые. Александр Невский реально почитался в народе, если говорить о том, за что он почитался: ну, во-первых, ему суждено было жить в совершенно переломный момент, когда именно с его личностью связано окончание вот этого первого самого страшного периода и нашествия Батыева, когда все сжигалось, все разрушалось, все предавалось разорению и именно с его именем связано прекращение этого ужаса непрерывного и перехода к тому, что позднее назовут игом, то есть все равно некоей стабильности, ведь самое страшное для человека — это война, что бы мы ни говорили, как бы мы ни называли ее, священной, не священной — это жуткое время для любого обычного человека и поэтому каждый раз, когда я слышу призывы к войне, не потому что я лично боюсь, мне уж, может, и терять нечего, я понимаю, что это для обычного простого человека ужас, это кошмар, ничего более страшного, пожалуй, и придумать невозможно, хотя это место и героизму, и подвигам, это замечательно, но вот для простого человека это ужасно. И вот это все прекратилось с именем Александра Невского, при этом он одновременно сумел войти в историю, в народное сознание, как великий герой, это и Невская битва, кому еше присваивали из наших князей такие вот эпитеты?

М. Борисова

— Донской.

о. Максим

— Ну, Донской, и все, потому что Невский и Донской, больше я не знаю никого, поэтому тут и шведы, тут и немцы, и он-то оставался при всем том великим князем Новгородским, а новгородские земли, по сути дела, этот север русский не был затронут Батыевым нашествием и последующим, то есть он дань-то платил, но этот баланс внутренний, что еще все-таки мы свободны, мы не полностью порабощены оказались где-то, у нас есть великий князь, он вот таким солнышком светит, он такой былинный герой оказался, при этом живой и близкий вот он сейчас, это не некий совсем былинный Добрыня Никитич или Алеша Попович, все-таки он более реально воспринимался и воспринимается русскими людьми, именно его образ наряду с более поздними, Кутузовым, например или Суворовым был советским правительством поднят на такой патриотический щит для того, чтобы показать преемство. Знаете, как у нас сейчас на Поклонной горе, у нас ведь там есть памятник такой своеобразный, когда ты из области едешь, там стоят три воина, один из них древний русский воин, второй — это воин времен Бородина и третий — это воин Великой Отечественной войны. Вот если мы так задумаемся, какая личность символизирует для нас того самого древнерусского воина — это будет, конечно, Александр Невский.

М. Борисова

— Вы уже упомянули, что у вас в храме еще огромная икона святой великомученицы Екатерины, просто хочу напомнить нашим радиослушателям историю возникновения ордена Святой Екатерины, которым награждались самые высокопоставленные женщины из царского рода, великие княгини, и он был учрежден Петром Первым и назывался сначала орденом Освобождения, по устоявшейся исторической версии он был учрежден в благодарность Екатерине Первой, которая вместе с мужем была в печально известном Прусском походе, где армию Петра турки разбили и как бы все свои драгоценности отдала на взятку турецкому военачальнику, чтобы не пленили русское войско и дали ему возможность хотя бы отступить, чем спасла, собственно, и императора, вот в память этого героического поступка жены император учредил орден Святой Екатерины. Но почему именно имя Екатерина, почему эта святая так дорога русскому православному сознанию, что у нас две императрицы, Екатерины, очень большое количество выдающихся женских исторических фигур с этим именем и очень почитаемая святая в православном русском народе?

о. Максим

— Ну, кроме того, что почитают тех святых, которые помогают, это первое для меня всегда правило, почему почитают того или иного святого — потому что он слышит и отвечает. А если мы вчитаемся в житие, то мы, конечно, увидим удивительные такие моменты, которые не могут не аукнуться и не откликнуться в наших сердцах, когда эта по-настоящему умная, по-настоящему сильная женщина, которая сумела, сколько там у нее было — 50 мудрецов она сумела переспорить и вместе с тем вот это вот противопоставление, мудрецов-то она переспорила, а Христос-то от нее отвернулся, то есть тут есть эта внутренняя удивительная, но при этом духовная драматургия, которая не оставляет наши сердца равнодушными, что все, что мы здесь, на земле можем сделать великого, как бы умны мы не были, как бы мы не были славны, как бы мы не были родовиты, все это ничто перед очами Божьими, если мы не обращаемся к Нему и не начинаем любить Его Единого больше всего того, что есть у нас здесь, на земле, это то самое перекликающееся с сегодняшним Евангелием «в Бога богатеть». И, конечно, ее образ не мог не быть в народе почитаемым, хотя, конечно, она не единственная святая, а то, что орден, то, что императрица это, мне кажется, просто так замечательно и здорово по Промыслу Божьему совпало, мы не всегда понимаем, что Санкт-Петербург или Петроград позднейший — это не в честь Петра Первого, это в честь святителя Петра, митрополита Московского, который был небесным покровителем Петра Первого, то есть он тем самым прославлял своего святого, то же самое и здесь, он не просто прославлял свою жену и в честь нее был учрежден этот орден — нет, конечно, просто это повод прославить святую небесную покровительницу своей супруги, которая вот такой героический поступок совершила, это была такая общепринятая практика, и тот же самый Екатеринбург — это же не в честь Екатерины Второй, которая этот город, собственно...это в честь ее небесной покровительницы, той самой великомученицы Екатерины.

М. Борисова

— Но с именем святой Екатерины у нас в истории нашей Церкви связано еще особое отношение с горой Синай, напомню нашим радиослушателям, что в середине VI века мощи святой великомученицы Екатерины обнаружили монахи Преображенского монастыря на горе Синай и с XI века обитель стала называться монастырем святой Екатерины. И вот поразительно, но монахи этого монастыря бесконечно обращались за помощью к русским царям, в 1375 году в Москву за милостыней для этого монастыря приехал митрополит Макарий, и Иван Грозный щедро одарил посланца и направил восточным патриархам посольство с дарами, к царю Михаилу Федоровичу обратился Александрийский патриарх Герасим, и тот тоже оказал такую помощь монастырю, что монахи прислали благодарственное письмо, где назвали эту помощь «манной небесной», можно себе представить, сколько всего там было. Император Александр Второй подарил обители новую раку для мощей святой Екатерины и для монастырской колокольни девять колоколов, представить себе, как это туда еще транспортировали и сколько это стоило по нашим нынешним представлениям это просто за гранью понимания. И вот что связало царский дом России с далеким Синайским монастырем?

о. Максим

Мне кажется, я не возьмусь судить категорично, но действительно большинство из нас знают, что на Синае находится монастырь святой Екатерины, но те, которые этого не знают, все равно знают, что такое Синай, они все равно понимают, что это та гора, на которой Моисей получил десять заповедей от Бога и, мне кажется, вот эта связь какая-то совершенно глубинно-историческая, когда мы понимаем, что вот это реальное место, вот здесь стоял Моисей, вот здесь с ним говорил Бог и вот эта связь, также, как это со Святой Землей, то есть это действительно святое место, поэтому это не могли не осознавать русские цари, которые в тот момент начинали по-настоящему осознавать себя все-таки православными, они не назывались императорами, но само осознание себя царем, венчание на царство говорило о том, что они считают себя покровителям вселенского православия, не только нашего, внутри своего государства, но вот эта логика, что царь, он вообще один, точно также, как Бог один, также и царь один, если ты назвался царем, значит, ты являешься покровителем всего вселенского православия, именно в этом качестве, ну, иногда достаточно лукаво, но все-таки восточные патриархаты это право признавали за русским царем, уж в XIX веке, понятно, что это позже, но все равно за него и молились, как за благоверного императора, потому и помогали.

М. Борисова

— В эфире радио «Вера» программа «Седмица», с вами Марина Борисова и клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский. Мы ненадолго прервемся и вернемся к вам буквально через минуту, не переключайтесь.

М. Борисова

— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья, в эфире наша еженедельная субботняя программа «Седмица», с вами Марина Борисова и клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский и, как всегда по субботам, мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей седмицы. Будущая неделя дает повод вспомнить таких трех удивительно разных, но сливающихся в моем личном восприятии в понятие «святитель» святых — это священномученик Климент, папа Римский, память его 8 декабря, святитель Иннокентий Иркутский, его память 9 декабря и священномученик Серафим (Чичагов), его память 11 декабря. Они действительно очень разные, в разные эпохи жившие, по-разному оставившие свой след в истории Церкви, но удивительно перекликающиеся на мое восприятие по своему человеческому строю, что ли. Правда, про священномученика Климента мы знаем очень мало в силу того, что это все-таки апостол от семидесяти и отстоит на две тысячи лет от нас, поэтому нам очень трудно восстановить историю его жизни, тем более, что письменных памятников именно о его жизни не осталось, есть житие...

о. Максим

— От него остались, те самые «Климентины», два послания Климента, которые в какой-то период даже включали в список канонических книг Нового Завета, но впоследствии все-таки они туда не вошли.

М. Борисова

— Но с русской землей его роднит два события, первое — то, что он пострадал практически в Крыму, в окрестностях Херсонеса, где был на каторге и второе — то, что Кирилл и Мефодий, просветители славян, именно в своей миссионерской экспедиции обнаружили эти мощи и привезли их в Рим, и вот, собственно, события, то, что они были торжественно встречены в Риме Папой стало тем поводом, благодаря которому Кирилл и Мефодий получили благословение на богослужение на славянском языке, которое, собственно, они и изобрели для нас для всех, и вот эта такая связующая нить апостола от семидесяти, через которого был благословлен весь православный христианский Восток.

о. Максим

— Север, я бы сказал, потому что мы для классического восприятия второго Рима те самые страны полунощные или северные, я сейчас именно не с географической напрямую точки зрения говорю, но вот именно так они нас воспринимают, именно так они нас именуют, а действительно духовное понимание того, что один из величайших для Рима, напомню, это все дораскольные времена, поэтому, кода мы говорим «папа Римский», мы вовсе не имеем ввиду ситуацию после великого раскола, после схизмы, после того, как эта все трагедия произошла, для Рима Климент — величайший святой, это надо понимать, я даже не знаю, чему можно было бы уподобить, допустим, в нашей истории для какого-нибудь, у той же Византии, например, второго Рима это было бы обретение мощей Иоанна Златоуста, например или еще какого-то из самых великих святых, поэтому, конечно, людям, которым дался мощами Климент Римский, им можно доверять, я бы вот так сформулировал ощущения, я прошу прощения за вольности в попытке ощущения римского священноначалия этого времени, им можно доверять, им можно поручить, они, в общем, все сделали правильно, все сделали хорошо, нигде не «накосячили», да еще и обрели эту величайшую святыню и привезли-то ее не куда-нибудь, могли же в Рим не ехать, могли как-то по-другому распорядиться, но привезли в Рим.

М. Борисова

— Второй святитель, которого мы будем вспоминать 9 декабря, на мой взгляд, его жизнеописание, оно достойно того, чтобы каждый православный христианин его прочел, потому что это удивительная русская история, ну представить себе человека, который родился на благословенной Малороссии в прекрасным теплом мягком климате, учился там у великих тогда учителей: митрополита Стефана (Яворского) и архиепископа Феофана (Прокоповича), получил назначение учителя в Москву, приехал, потом его переправили в Петербург, короче говоря, попался он на глаза Петру Первому и очень ему понравился, потому что учен. И царь решил, что вот как раз этого ученого монаха надо направить с миссией в Китай. И дальше началась эпопея: год они добирались до границы с Китаем, эти несчастные миссионеры...

о. Максим

— Сколько тысяч километров-то, прикинуть, от Петербурга.

М. Борисова

— ...потом они застряли на этой границе на три года, потому что они никак не могли добиться от китайцев, чтобы они либо их пустили, либо не пустили, а когда китайцы их не пустили, они не могли добиться от консистории, чтобы им сообщили, что делать дальше. И вот все эти годы, ну, еще нужно было что-то есть и где-то надо было жить, и это была отдельная история, потому что им буквально приходилось наниматься батраками, чтобы прокормиться. И после этого им сказали, что хорошо, оставайтесь, замечательно, но как оставайтесь, где оставайтесь и на что оставайтесь тоже не сказали, но поскольку люди были нацелены на служение, они использовали это время, во-первых, для того, чтобы знакомиться с местными наречиями, завести какие-то взаимоотношения с местными племенами и, собственно, началось миссионерство, началось еще до того, как были получены какие-то официальные бумаги. В общем, эти мытарства происходили на протяжении всей жизни святителя Иннокентия, который впоследствии, ему и хиротония была совершена, и он получил там кафедру, но от этого ничего не изменилось в консистории, денег ему так и не прислали, вообще ему содержание, потому что объясняли тем, что вам были выделены средства для того, чтобы вы в Китай ехали, а раз вы в Китай не поехали, значит, мы эти средства употребим на какие-то другие важные цели. Поэтому все эти невзгоды продолжались на протяжении всей жизни святителя Иннокентия и, собственно говоря, какие-то средства он получил только когда его уже не стало, то есть деньги пришли, когда он уже почил в Бозе. Более того, местное светское начальство отличилось тем, что как только он умер, отняли там у монахов вообще все, что у них было, им даже какое-то время нечем было служить литургию, потому что не на что было вина купить, поплатился этот вице-губернатор жестоко, за другие, правда, прегрешения, был казнен, но от этого никому не легче. Но миссия была чрезвычайно успешна и были рукоположены из местных священники, были открыты школы, а из крещеных бурят было создано целое новое поселение под названием «Ясачное», то есть чрезвычайно успешная миссия, абсолютно лишенная финансирования, очень русская история.

о. Максим

— Да, я как раз хотел сказать уже, что это вообще так всегда бывает, потому что духовное строительство, оно...вот, знаете, можно много чего финансировать и ничего не получится, конечно, всегда бывает обидно, когда есть по-настоящему успешный миссионерский какой-то образовательный проект, очень бывает обидно, что тут не помогают, но при этом все равно, собственно, успешность или не успешность, она не всегда зависит от наличия или отсутствия финансирования, я сейчас, многие люди, которые зависят от наличия финансирования могут начать кидать в меня тапками и говорить: что ты говоришь такое? Я сам прекрасно это понимаю, я достаточно много проектов в своей жизни реализовывал и без всякого финансирования, и с финансированием, когда финансирование становится большим и регулярным, как правило, все очень быстро вырождается, как правило, к руководству начинают приходить люди, которым важно не дело, а финансирование, вот это тоже очень русская история, поэтому мы так, с такой любовью смотрим на людей, которые, не имея ни копейки или имея самое минимальное вспомоществование, не завися от финансирования могли действительно переворачивать все, с ними был Бог, какое еще может быть финансирование? Когда мы начнем строить систему, например, систему молодежного служения Русской Православной Церкви, здесь без денег никуда, невозможно построить систему, не имея финансирования, но проповедовать слово Божие, если мы берем, как древних, так и современных нам проповедников и организаторов на начальном этапе, оно, конечно, всегда держится на личности, является ли эта личность апостолом Павлом, не знаю, какое у него там было финансирование, является ли эта личность не знаю кем еще, мы знаем множество миссионеров, Иннокентием Иркутским или Иннокентием Московским, замечательным миссионером, его продолжателем, мы видим, что, в общем, денег там никогда особо не было, потому что если бы они там были, там бы оказались другие люди, которые оказались бы к деньгам поближе, ну и в очередной бы раз все бы «распилили».

М. Борисова

— Напоминаю нашим радиослушателям, сегодня, как всегда по субботам, в эфире радио «Вера» программа «Седмица», в студии Марина Борисова и клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский, и мы говорим о смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей седмицы. И вот все-таки мне хочется отдельно поговорить о третьем святителе, которого вспоминать мы будем на следующей неделе — это священномученик Серафим (Чичагов), память его 11 декабря, если есть среди наших радиослушателей москвичи я очень советую хоть однажды в жизни зайти в храм Илии Пророка в Обыденском переулке и как только вы войдете, вы сразу попадете в объятия Христа — это большое полотно, икона, написанная в таком реалистическом живописном ключе святителем Серафимом, она потрясает тем, что вы просто хотите припасть к ногам Его сразу, вот стоит в рост Христос в белом хитоне, босой, с распростертыми руками: «Приидите ко мне все страждущие и обремененные, и Аз упокою вы», это сразу просто слышится, беззвучно слышится, эта икона просто удивительной силы проникновения в человеческое сердце. Святой, который ее написал, тоже совершенно удивительный и тоже очень русский — сын полковника артиллерии императорской гвардии, получивший образование в Пажеском корпусе и закончивший Михайловскую артиллерийскую академию, блестящий военный с великолепной придворной карьерой. И вот в разгар этой самой великолепной карьеры на его пути встречается отец Иоанн Кронштадтский и переворачивает его вот буквально, и после общения с отцом Иоанном этот великолепный блестящий военный начинает свою эпопею изысканий о жизни преподобного Серафима Саровского, собственно, благодаря ему мы имеем этого святого, потому что он сделал все, что в силах человеческих для того, чтобы не только по крупицам собрать летопись Дивеевскую, но и опубликовать ее, и добиться аудиенции у императора, когда в Синоде окончательно застопорилась история с канонизацией преподобного Серафима, и добиться, чтобы император включился уже в историю с канонизацией, и преподобный Серафим был канонизирован, это все совершил человек абсолютно светский. И потом уже, наверное, не его волей, а волей уже свыше человеческого разумения его жизнь превращается в жизнь священника, хотя стать священником это было для него отдельной историей, потому что его жена была категорически против того, чтобы из блестящей светской дамы превращаться в московскую попадью, но вместе с отцом Иоанном они преодолели противостояние супруги, а потом, когда он овдовел и принял монашество, начинается такая голгофа, пересказывать не имеет смысла, тут можно прочитать о нем, слава богу, достаточно много опубликовано, скажу только, что в советские времена он неоднократно был в тюрьме, последний раз в 37-м году перед расстрелом в Бутово его привезли в тюрьму на «скорой помощи», то есть преследование, которому подвергался этот человек вообще беспрецедентное и, несмотря на то, что он был помощником патриарха Тихона, патриарх Тихон очень хотел его уберечь от расправы, он даже благословил его на польскую кафедру, но волею Божьей не смог святитель Серафим, не успел выехать из советской России, пока это было еще возможно, а потом остался уже на мученическую жизнь дальше. Вот этот удивительный жизненный путь, почему мы его так любим, почему мы его так вспоминаем?

о. Максим

— Он для нас является живым свидетельством того, для меня, например, особенно важно даже не его мученическая кончина, потому что мы в какой-то момент понимаем: ну да, это вот путь просто человека, путь, а то, о чем вы рассказали в самом начале, когда человек, не задумывавшийся, не стремившийся, никак себе не представлявший, обычный светский человек, действительно блестящий офицер встречает, и здесь даже не то, что он там услышал проповедь, а проповеди разные бывают и действительно, бывают они боговдохновенные, но обращает человека так вот, чтобы он полностью радикально изменил свою жизнь все-таки та самая встреча с Богом, которая происходит через встречу с другим человеком, как писал митрополит Антоний Сурожский: «Не может человек уверовать во Христа, если не увидит в глазах другого сияние Царствия Небесного и вечной жизни», то есть для меня тоже это крайне важно и очень лично, близко, потому что для меня встреча со Христом тоже связана не с первоначальным каким-то книжным постижением, ни с образованием, ни с семейным воспитанием, а именно со встречей с людьми или с человеком, в котором дышал Дух Божий, в котором дышал сам Господь, с которым не надо разговаривать, которого слушаешь, не особенно вникая в то, что он говорит, а просто ты наслаждаешься Божиим присутствием, это удивительное чувство, которое действительно способно подвигнуть человека на полное изменение всего и особенно когда это не минутная какая-то штука, раз, ты вышел, головой встряхнул — что это было? И пошел дальше, то есть это не какая-то магия, не какой-нибудь заговор, приворот или еще что-нибудь в этом духе, а действительно Бог действует, вот как Он действовал через праведного Иоанна Кронштадтского, и как ощутил и почувствовал это Серафим Чичагов это в житии Серафима Саровского, чему ты можешь посвятить свою жизнь и думать: Господи, я всегда этого искал. Ты вроде живешь и действуешь со смыслом, но у каждого из нас остается это: а то ли я делаю? А тем ли я занимаюсь? А вообще не зря ли я все это делаю? Особенно в кризисы какие-то это у нас ощущение возникает, в кризис ли среднего возраста или раньше, чем вообще я в этой жизни занимаюсь? А тут ты понимаешь и находишь, что вот, вот что дает тебе Господь, занимайся этим, это твой путь, это твое дело и тогда ты действительно готов (только не надо по трупам, конечно, идти, я чуть не сказал: «готов идти по трупам»), но ты готов от себя полностью отказаться, от себя полностью отречься для того, чтобы посвятить себя этому служению и дальше ты, как я услышал однажды от одного человека, оказываешься на волне Божьей благодати, когда то, о чем говорит апостол Павел: «Не я живу, но живет мне Христос», когда ты не выбираешь, чего делать, ты не планируешь ничего на завтра, Господь сам тобой руководит, сам тобой действует, отправляет ли Он тебя собирать летопись Дивеевскую, отправляет ли Он тебя заниматься канонизацией царской семьи и как ты проходишь к императору на аудиенцию, все-таки не тот у него был ранг, чтобы он мог так запросто туда попасть, и это должны все двери просто сами собой открываться, здесь должно быть какое-то особое небесное покровительство и тоже найти те слова, которые услышит государь, дальше ты уже не сам живешь и поэтому, мне кажется, вот это желание человека современного с одной стороны, чтобы его не подчиняли, чтобы его не заставляли, то есть речь не идет о таком, административном послушании, а с другой стороны, жить не своей воле, а по воле Божьей, оно в жизни Серафима Чичагова проявляется в высшей степени, потому оно так близко.

М. Борисова

— Ну и еще один очень русский праздник, почему русский — икона Божьей Матери «Знамение», праздник в ее честь у нас 10 декабря, но понятно, что само изображение достаточно древнее...

о. Максим

— Да, это «Оранта» (молящаяся).

М. Борисова

— Да, это изображение Богородицы с молитвенно поднятыми руками и на груди на фоне круглого щита или сферы благословляющий Божественный Младенец. Но почему эта история очень русская — потому что, собственно, на Руси случилось то самое событие, благодаря которому мы до сих пор и вспоминаем, во многих списках этой иконы в более поздних и отображено то самое событие, которое произошло в Новгороде в 1170 году. Событие локальной истории, казалось бы, то есть войска Андрея Боголюбского осаждают Новгород...

о. Максим

— Святого и благоверного князя, я подчеркиваю, это очень русская история, когда святой штурмует город.

М. Борисова

— Да, и после того, как его войска город осадили, понятно, что новгородцам не удержаться, и на третью ночь осады архиепископ Илья слышит голос, который ему велит вынести из Преображенского храма на Ильинской улице икону Богородицы и обнести ею крепостную стену, и вот когда этот крестный ход по крепостной стене идет, в него осаждавшие выпускают тучу стрел, и одна из них вонзается в образ, и из глаз Богородицы полились слезы, и она обратила лик свой к народу новгородскому, в это время их врагов поразил неизъяснимый ужас, и они, побросав оружие и побивая друг друга, отступили, а над левым глазом Богородицы так и остался след от стрелы, вот такая вот удивительная история, собственно говоря, ее-то мы и вспоминаем в этот праздник, который у нас будет 10 декабря. Вот что это за история, русские против русских, русские побивают икону?

о. Максим

— Вы знаете, я хотел бы сказать, что в тот период по-настоящему русский народ стал единым, неслучайно академик Лихачев сказал, что на Куликово поле вышли (я сейчас не помню точно, как он перечислял), москвичи, рязанцы, суздальцы, а с Куликова поля вернулись русские люди. А по-настоящему все это местечковое удельное восприятие было переплавлено не ранее времен Ивана Третьего, то есть где-то XV век, здесь мы имеем дело с XI веком, да, язык, в общем, один, да, народ, в общем, один, но вот это вот ощущение, это даже не княжеская усобица, это действительно для того, чтобы это преодолеть Ивану Третьему пришлось ужасное дело: взять и новгородцев переселить сюда, поближе, в Центральную Россию, а Новгород заселить, то есть это такое насильственное переселение народов, чтобы все это такое удельное местечковое смешать, все это присутствовало, и я не случайно обратил внимание, что Андрей Боголюбский тоже был святым и благоверным князем, принявшим мученическую кончину. Не всегда со святым Бог, вот, мне кажется, о чем этот праздник. Иногда смотрим на какой-нибудь конфликт, глобальный или локальный, говорим: «Вот, смотри, вот это христиане, а это вот какие-то там чучмеки, Бог, наверное, с нами, христианами, или с нашими братьями-христианами» и вдруг, оказывается, нет, и Бог вовсе не с ними, то есть само по себе звание христианина, сама по себе даже личная святость не подразумевает, что сейчас и здесь, и теперь ты действуешь по воле Божьей, Бог с тобой и Бог благословит твои дела. Иногда с именем Христовым, как мы знаем, теми же самыми крестоносцами совершались совершенно ужасные вещи и не надо думать, что мы совсем не такие, что времена вот эти все такие людоедские давным-давно закончились, я многократно видел, как какой-нибудь неофит 30-летнего возраста является страшным деспотом в своей семье еще, может быть, языческой и не обратившейся, которые со смирением и любовью принимают его какое-то злостное поведение, злостные выходки, пытаются идти ему навстречу, и я не знаю, с кем в этот момент Господь, хотя он вот именем Божьим пытается продавливать какие-то свои представления, то же самое здесь. Для меня эта история об этом, что Бог не подчиняется нашим человеческим «хотелкам», а Он там, где Он, и не Он с нами, а мы с Ним или мы не с Ним, это та история, которая описана в разговоре митрополита Филарета Московского, святителя, с доктором Гаазом, когда святитель Филарет, сказав нечто, потом услышав себе возражение, говорит: «Простите, это я потерял Бога, я оставил Христа и поэтому сказал такую чушь», вот это понимание того, что будь ты великий святитель, будь ты кто угодно, священник, отец или мать, ходящий в храм и причащающийся каждую неделю или даже чаще, это вовсе не гарантирует того, что Бог будет с тобой, важно радеть о том, чтобы ты был с Богом.

М. Борисова

— Спасибо огромное за эту беседу, в эфире была программа «Седмица», с вами этот час провели Марина Борисова и клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский. Слушайте нас каждую субботу и поститесь постом приятным, до свидания.

о. Максим

— Храни вас всех Господь.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем