— А сейчас, ребята, у вас свободное время. Можете самостоятельно походить по Минскому художественному музею, внимательно рассмотреть понравившиеся экспонаты. Встречаемся через полчаса в нашем экскурсионном автобусе. Если есть вопросы, задавайте, с удовольствием на них отвечу.
— Я хочу спросить, Маргарита Константиновна!
— Да, Настенька, внимательно слушаю тебя.
— Меня озадачила картина Михаила Нестерова «Пустынник и медведь». Смотрите, молодой монах сидит на берегу водоёма на поваленном дереве. А рядом расположился здоровенный зверь — худой и, наверное, голодный. Животное тянется носом к человеку, а тот сложил руки на коленях и сосредоточенно смотрит вдаль. Я пытаюсь понять — почему монах не убегает? Он замер от страха? Не шевелится, чтобы избежать нападения?
— Нет, Настя, этот монах не боится. Он погружён в молитву, взгляд его устремлен вперёд и ввысь, обращён к Богу. Михаил Нестеров написал эту картину в 1925 году по мотивам жития Сергия Радонежского. В жизнеописании святого, которое составил в семнадцатом веке святитель Димитрий Ростовский, есть такой эпизод. Преподобный угостил медведя хлебом, и дикий зверь стал кротко повиноваться ему.
— Ах, вот оно что! Теперь понятно. Но удивительно, неужели хлебом можно приручить такое грозное животное?
— Дело, конечно, не в хлебе. Святой пребывает со Христом, и Божия благодать преображает мир вокруг него, восстанавливает свойства природы, утраченные после грехопадения.
— Это какие свойства?
— Те, о которых говорится в библейской книге Бытия. Господь, сотворив землю и её обитателей, дал животных в повиновение первому человеку. Адам нарёк меньшим братьям имена, милостиво и разумно заботился о них. По замыслу Создателя, звери не враждовали между собой. Поедать друг друга они стали после того, как люди отпали от Бога и погрузили вселенную в пропасть греха и тлена.
— Но разве это преодолимо? Разве хищник может перестать быть хищником?
— Ещё пророк Исайя в седьмом веке до Рождества Христова предсказывал, что волк станет мирно жить с ягнёнком, а корова пастись вместе с медведицей. Древний праведник говорил о Царстве Небесном. Путь в него открыл для людей Спаситель. Будучи Богом, он принял смерть как человек и воскрес. Теперь всякий, кто идёт Ему вслед, обретает вечную жизнь там, где всеми живыми существами правит любовь.
— А что значит идти вслед Спасителю?
— Значит, жить по заповедям, которые Он дал в Евангелии — как Сергий Радонежский, которого изобразил Михаил Нестеров. И тогда приметы Рая открываются уже в земной жизни. Так, что даже дикие звери, как этот медведь на картине, становятся смирными.
— Интересно, а почему Михаил Нестеров выбрал именно этот фрагмент жития преподобного Сергия для своей картины?
— Полагаю, в 1925 году, когда советская власть в России уничтожала христиан и разрушала храмы, художник находил в этом отрывке утешение для себя.
— А в чем здесь утешение?
— Михаил Нестеров страдал от того, что путь России оказался надломлен, искривлён революцией. И всё-таки верил, что родина сможет преодолеть чудовищный духовный кризис. В картине «Пустынник и медведь» он выразил надежду, что Господь не оставит Россию. И благодать, укрощающая диких зверей, исцелит многострадальную отчизну.
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.
28 апреля. О духовном смысле праздника Вербного воскресенья
Сегодня 28 апреля. Вербное воскресенье.
О духовном смысле праздника, — епископ Черняховский и Славский Николай.
28 апреля. О нравственном служении медиков
Сегодня 28 апреля. День работника скорой медицинской помощи.
О нравственном служении медиков, — протоиерей Игорь Филяновский.