Есть у меня при одном монастыре такое послушание — проводить экскурсии. К нам регулярно приезжают группы туристов, в том числе и дети. Обычно общение как со взрослыми, так и с ребятами складываются достаточно легко и время пролетает незаметно. Но случилась в моей практике и весьма трудная экскурсия.
К нам приехали школьники, класс 6-8-ой. В группе был один мальчик, Паша, который всю экскурсию старался меня перебивать, комментировал каждое предложение. Хоть внешне я и была непоколебима, реагировала спокойно, внутри я была сильно напряжена.
Начинала я рассказ о том, как в советские годы двухсотлетний храм на территории монастыря захватили и превратили в складское помещение, а мальчик уже кричит из толпы: «И правильно сделали!»
— Паша, прекрати! — покраснев от стыда старалась одернуть его учительница.
Но Паша останавливаться не собирался. На протяжении всей экскурсии он всячески привлекал к себе внимание: спорил, ругался, выражал несогласие со всем, что слышал. К моему удивлению, реакция остальных детей была спокойная. Они будто не замечали его, и с интересом продолжали слушать рассказ.
А вот моя концентрация внимания постепенно стала снижаться. Внутри накопилось раздражение. В какой-то момент голос мальчика стало слышно громче моего. Я приготовилась сделать ему замечание, хотела отчитать мальчишку за такое неуважительное поведение. Но вместо этого я ... вдруг замолчала. Посмотрела ему в глаза. Паша тоже замолчал. Повисла тишина...
В тот момент я вспомнила, как однажды в диалоге со своим неверующим другом поспешила ответить грубостью на грубость. В итоге ругаться он так и не перестал, а на меня ещё и обиделся. Мир в моей душе был потерян. Пошла с этим на исповедь. Тогда священник дал мне совет: «Не спеши говорить! Всегда молись перед сложным разговором, каким-то делом или встречей. Ругаются на тебя, читай про себя "90 псалом". Ну, а если нет возможности прочитать, попроси хоть простыми словами: «Господи, расположи моё сердце к этому человеку и его ко мне. Помоги...»
Я продолжала молчать и смотрела на мальчика. Пыталась вспомнить слова молитвы, которые советовал священник, но сбивалась. Времени на долгую заминку в экскурсии у меня не было, и я стала простыми словами говорить про себя : «Господи, помоги мне подобрать правильное слово, не навредить этому мальчику и своей душе ...»
Сказав эти слова, я почувствовала, как что-то внутри во мне поменялось. Взгляд Павла мне уже не казался таким вызывающим, а поведение провокационным. После нескольких секунд молчания я сказала:
«Паша, я слышу все темы, которые ты затронул. Считаю, что они очень важны и серьезны. Предлагаю поговорить индивидуально по окончании экскурсии. Подходи ко мне с любым вопросом, а сейчас давай позволим ребятам спокойно посмотреть ещё одну локацию...»
В конце экскурсии мальчик действительно подошёл ко мне. Он задавал много вопросов. Не со всеми моими ответами он был согласен, но уже слушал и не перебивал. Был виден его интерес к теме. А заинтересованность — это уже конструктивность.
Первостепенно в той ситуации было не поведение мальчика, а сохранение мира в душах обоих. Было важно подумать, что я как профессионал, как взрослый человек, в конце концов как православный человек могу дать ему. Знание, внимание, поддержку и, хотя бы небольшой пример христианской любви к другому непохожему на тебя человеку.
Ведь очень легко выполнять свою работу, когда все тебя слушают и никто не мешает, а продолжать делать её с такой же лёгкостью и любовью, когда всё не так как ты привык — это уже навык, который нужно обрести. Но теперь я знаю точно, что с Богом и молитвой это человеку под силу.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 242 зач., II, 16-23.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В своих посланиях апостол Павел неоднократно упоминал, что все его успехи на поприще христианской проповеди принадлежат не ему, а Богу, сам же апостол — лишь инструмент в руках Христа. Когда апостол Павел писал об этом, он был абсолютно искренен, в его словах не было и доли лукавства, у него действительно не было ничего своего, того, на что он мог бы опереться во время миссионерских путешествий. Как мы знаем, его подводило даже собственное тело: у Павла было хроническое заболевание, и о нём он неоднократно упоминал в своих посланиях. Не хватало апостолу и надёжных помощников — этой теме посвящена 2-я глава его Послания к Филиппийцам, отрывок из которой звучит сегодня в православных храмах во время литургии. Давайте послушаем его.
Глава 2.
16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
17 Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.
18 О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне.
19 Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом.
20 Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас,
21 потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу.
22 А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании.
23 Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною.
Послание апостола Павла к Филиппийцам, отрывок из которого мы только что услышали, было написано апостолом во время его пребывания под стражей. Учёные высказывают различные предположения относительно того, где именно находился апостол во время написания этого послания, однако церковная традиция полагает, что дело было в Риме в начале 60-х годов по Рождестве Христовом. Даже если не знать об обстоятельствах появления Послания апостола Павла к Филиппийцам, то из самого текста этого послания можно понять, что апостол пребывает в сложной жизненной ситуации, которая может закончиться его смертью.
Апостол Павел был нормальным человеком, а потому его не могла не страшить предстоящая казнь, его душа скорбела, и он искал утешения. Но как может быть утешен тот, кто всю свою жизнь посвятил делу проповеди? Ответ очевиден: утешить его могли лишь успехи тех, кому он благовествовал слово Христовой истины, то есть успехи его духовных детей.
С этого момента начинается, как кажется, самый интересный фрагмент только что прозвучавшего отрывка Послания к Филиппийцам: чтобы узнать об обстоятельствах духовной жизни своих адресатов, апостол Павел решил направить к ним своего ближайшего ученика Тимофея, и сделал это апостол с очень интересной оговоркой, он написал, что выбор пал на Тимофея по той причине, что рядом с Павлом не было никого, кто обладал бы таким же усердием, как и Тимофей, ведь все прочие «ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу» (Флп. 2:21).
Здесь привлекают внимание сразу два момента. Во-первых, достоверную информацию о духовной жизни мог выяснить лишь тот, кто сам живёт такой жизнью, кто ищет лишь того, что угодно нашему Спасителю. Это свидетельство Послания к Филиппийцам очень важно, ведь оно подтверждает, что судить о духовном может лишь тот, у кого есть общение с Духом Святым, все же прочие попросту не в состоянии будут что-либо понять.
Во-вторых, живущих по-настоящему духовной жизнью людей никогда не бывает много. В ближайшем окружении апостола Павла нашёлся лишь один такой человек — Тимофей. Это довольно печально. Однако печаль апостола может стать своего рода утешением для нас тогда, когда мы решим, что Церковь уже не та, что Дух Святой не действует в нас так, как действовал в апостольскую эпоху. Прозвучавший сегодня отрывок Послания к Филиппийцам свидетельствует, что люди, живущие ради Христа, всегда в меньшинстве, и встретить такого человека — величайшая удача, и в этом смысле наше время мало чем отличается от апостольского.
Пусть же Бог поможет нам встретить таких людей, и благодаря этой встрече самим стать теми, для кого Христос — и цель жизни, и её смысл, и предел стремлений!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Журнал «КлеверЛаб» для тех, кому небезразлично будущее детей
«КлеверЛаб» — это интернет-журнал проекта «Клевер Лаборатория». На его страницах собраны лучшие работы и примеры, интересный опыт в области образования и воспитания детей. Журнал помогает родителям создать в семье безопасную духовную, нравственную и физическую среду, чтобы привить ребёнку правильные жизненные ценности и сформировать в нём цельную личность. Команда детских психологов, педагогов, методистов и священников регулярно готовит статьи, подборки детских игр, фильмов и книг, идей для семейного досуга и не только.
Для многих родителей интернет-журнал «КлеверЛаб» стал незаменимым помощником в повседневной жизни. Татьяна из Липецка, мама четверых детей, рассказывает: «В этом году моя дочка, 3-й ребёнок, отправилась в первый класс, что было для неё очень волнительно. Новое место, незнакомые ребята — всё это сильно тревожило дочку и в школу она идти не хотела. Думая о том, как ей помочь, на сайте журнала „Клевер Лаборатории“ я нашла статью: „Ребёнок не хочет идти в школу. Что делать?“ и в ней советы экспертов. Мы с мужем им последовали — поговорили с учителем, пообщались с дочкой, вместе с ней посмотрели рекомендованные фильмы, которые помогли ребёнку иначе взглянуть на ситуацию. И к нашей радости — всё это сработало! Страхи ушли, и дочка прекрасно освоилась в классе и чувствует себя хорошо».
Интернет-Журнал «КлеверЛаб» — некоммерческий проект и действует он только благодаря народной поддержке. Любая финансовая помощь позволит редакции журнала создавать больше материалов для всех, кому небезразлично будущее детей. Чтобы найти проект в интернете, наберите в поисковой строке: «журнал „Клевер Лаборатория“», перейдите на сайт и нажмите кнопку «Помочь проекту»: https://news.clever-lab.pro/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы романа «Преступление и наказание». Татьяна Касаткина
У нас в студии была доктор филологических наук, заведующая Научно-исследовательским центром «Достоевский и мировая культура» Института мировой литературы РАН Татьяна Касаткина.
Разговор шел о духовных смыслах и образах героев романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».
Все выпуски программы Светлый вечер