Ранним утром тысяча двести двадцать шестого года, когда все во французском королевском дворце ещё сладко спали, один монах спрятался за каменную колонну и наблюдал следующую картину. Во внутреннем дворе собралось множество нищих и калек; в этот неурочный час они были заняты большей частью перебиранием своих лохмотьев и попыткой хоть как-то залатать особо крупные прорехи. Вдруг все встрепенулись, натянули кое-как на себя свои жалкие одеяния и бросились к покоям наследного принца. В одежде простого конюшего, в сопровождении слуги с большим кошелём с монетами, вышел принц Людовик и принялся раздавать милостыню, особо щедро оделяя тех, кто казался ему самым бедным. Тогда монах вышел из-за колонны и сказал ему: «Сир, я прекрасно видел ваши проделки. Пристало ли будущему королю Франции тратить своё время на эту грязную и оборванную братию?». — «Мой дражайший брат, — ответил, смутившись, юный принц, — я всего лишь отдаю им честно заработанное: своими молитвами они сражаются за меня против моих противников — падших ангелов».
По словам современников, французский король Людовик Девятый больше походил на монаха, чем на рыцаря, несмотря на свои доспехи. Вся причина в том, что он больше заботился об удовлетворении нужд бедных и обездоленных, чем об одобрении своей свиты. Парадоксально, но этот король, столь сосредоточенный на своём духовном совершенствовании, стал также символом экономического благоденствия Франции. При нём прежде столь измученный войнами и непосильными налогами народ наконец-то вздохнул спокойно. Начался заметный подъём сельского хозяйства и торговли. Франция узнала радость достатка и уверенности в завтрашнем дне.
Тогда как многие королевские дворы Европы утопали в роскоши, во дворе Людовика Девятого царила простота и строгость нравов. Его идеалом была скромность и мудрость апостолов, учеников Христа. Непросто соблюдать такие принципы, находясь на вершине власти.
Каждый год король отправлялся в три-четыре места, слывшие самыми бедными в его государстве, чтобы раздавать там большое количество продуктов нищим. Везде, куда приезжал король, более ста бедняков присоединялось к его трапезе и получало хлеб, вино, мясо и рыбу досыта каждый день. Во время Великого или Рождественского поста число принимаемых голодных возрастало. Накануне великих праздников, прежде чем самому сесть за стол, он прислуживал этим беднякам сам. Кроме того, каждый день в его дворце питались бесприютные старики и калеки, и им подавались те же яства, которые ел король.
Благодаря милосердию короля Людовика в Париже был создан Дом дочерей Господних, где находили приют падшие женщины. Также Людовик не забывал о «застенчивых» бедняках — тех, кто не решался сам обратиться за помощью. Он жертвовал нищим студентам, вдовам рыцарей, брошенным детям, бесприданницам, обедневшим ремесленникам, которые не могли себя обеспечивать из-за старости или болезни. Король также заботился о больных и калеках: он велел построить богадельни в Париже и других городах и дал им большие ренты. При Людовике Девятом старинная больница Отель-Дьё в Париже была расширена и могла принимать до шестисот человек в день. Также король основал больницу и приют для слепых Кенз-Вэн («Пятнадцать двадцаток»), названный так потому, что первыми ее пациентами были триста крестоносцев (пятнадцать раз по двадцать), которые потеряли зрение. Его придворные отворачивались и зажимали нос, когда король собственноручно кормил больных в больницах, омывал зловонные язвы прокажённых в построенном им лепрозории на окраине Парижа. «Ни один прокажённый не омерзителен так, как тот, кто живет в смертном грехе», — говорил он.
Людовик Девятый завещал: «Будь добросердечен к бедным, несчастным и страдающим. Подавай им помощь и утешение, насколько сможешь. Благодари Бога за все блага, которыми Он оделил тебя, чтобы ты был достоин получить большее. Всегда принимай сторону бедных, а не богатых до тех пор, пока ты не уверен в истине». Именно так и жил этот христианский король.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Среди звучащих в наших храмах отрывков из Священного Писания есть такие, которые вызывают вопросы к самому факту своего существования: почему Церковь выбрала именно этот отрывок? Чем он может быть для нас полезен? Чему он способен научить? Порой ответы на эти вопросы представляют собой очень непростую головоломку. Звучащий сегодня во время литургии фрагмент из 16-й главы Послания апостола Павла к Римлянам — из числа таких отрывков. Давайте послушаем его и постараемся увидеть те уроки, которые он способен нам преподнести.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Когда мы сегодня пишем друг другу сообщения и письма, то для нас это абсолютно ничего не стоит, нынешние сообщения в мессенджерах и электронные письма бесконечно далеки от телеграмм XX-го века, каждую букву которых необходимо было оплачивать. Даже самые старшие из нас успели привыкнуть, что написанное сегодня слово не несёт за собой неизбежных материальных потерь.
Тексты в эпоху жизни апостола Павла по структуре затрат очень напоминали бумажные телеграммы прошлого века: цену имела каждая буква, причём цену весьма ощутимую, и даже обеспеченные люди вынуждены были внимательно рассчитывать объём написанного текста: пригодный для письма материал стоил немало, и его необходимо было экономить. Рассчитывали объёмы написанного текста и апостолы, это одна из причин, по которой в их посланиях мы не найдём ни одной лишней буквы.
Что же мы увидим, если, помня о всём только что сказанном, посмотрим на прозвучавший только что отрывок Послания апостола Павла к Римлянам? Мы увидим чрезвычайную любовь апостола Павла к тем людям, которых он здесь упомянул. Да, Павел — первоверховный апостол, он при содействии Святого Духа сумел обратить ко Христу неисчислимое множество людей, но при этом каждый человек был для святого апостола важным, памятным и любимым, и ради банального и столь привычного нам дистанционного приветствия апостол потратил драгоценное место своего послания, показывая тем самым, что сама по себе любовь к нашим ближним — это лучшая из всех возможных проповедей Христа Воскресшего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Преподобный Моисей Мурин
Читая о подвигах египетских отцов-пустынников первых веков христианства, всегда хочется узнать: что же побудило их отказаться от прежней жизни и стать монахом-пустынником?
Сегодня мы говорим о преподобном Моисее Мурине и повести Леонида Денисова «Феникс пустыни».
Место действия — Египет.
Время действия — IV век по Рождестве Христовом.
Преподобный Моисей Мурин, чернокожий эфиоп, в молодости был рабом знатного человека. Но после того как он совершил убийство, господин прогнал его, и тогда Моисей, обладавший большой физической силой и суровым нравом, стал главарем шайки разбойников.
Несколько лет, никого не щадя, он занимался грабежами, разбоем и убийствами. Но однажды, по великой милости Божией, Моисей раскаялся в своих грехах, оставил шайку разбойников и ушел в пустыню Скит на юго-западной границе Египта с Ливаном. Он хотел поступить в монастырь.
Не сразу согласились отцы-пустынники принять в монастырь бывшего разбойника, именем которого в Египте пугали детей. Но Моисей так искренне плакал и так долго умолял их принять его в число братии, что в конце концов монахи согласились.
Однажды на уединенную келью, где жил Моисей Мурин, напали четыре разбойника из его бывшей шайки. Преподобный Моисей, не утративший огромной физической силы, связал их всех и, подняв на плечи, принёс в монастырь...
В повести Леонида Денисова «Феникс пустыни» показано, как египетские старцы собрались вместе, чтобы обсудить ситуацию с нападением, и приняли удивительное, на первый взгляд, решение.
— Отпусти их на свободу, Моисей, — единодушно восклицают они все вместе.
— Идите, друзья: свобода с вами! — говорит Моисей, выходя с злодеями из собрания.
Разбойники, узнав в Моисее своего прежнего вождя, удивились его раскаянию и перемене жизни. Это так благотворно подействовало на них, что они сами пробудились от душившего их кошмара греховной жизни, — и умиление коснулось их сердец... Они остались в монастыре и в истинном раскаянии прожили до конца своих дней.
Повесть Леонида Денисова о преподобном Моисее Мурине не случайно называется «Феникс пустыни».
Мифологическая птица-феникс, чувствуя приближение смерти, сама себя сжигала на костре, после чего возрождалась из пепла еще прекрасней. Древние христиане пользовались изображением феникса как символом воскресения.
Так и Моисей умер для прежней, греховной жизни, и душа его возродилась для жизни новой — вечной.
Насколько это было не просто, автор повести «Феникс пустыни» даёт понять в разговоре преподобного Моисея с аввой Макарием Египетским.
— Авва, — тоскливо проговорил Моисей. — Я не боюсь и не бегу страданий: в них очищение. Но душевная пытка терзает меня и ввергает в отчаяние. Сознание грехов моих пронзающей болью проходит насквозь моё сердце, и я падаю в бездну отчаяния...
— Не отчаивайся, — возразил на это Макарий, — взгляни на лазурь неба! Бездонная его глубина, а там за ней — светила, зажжённые рукой Вечного, а ещё дальше — обитель праведных, светлое царство Христа! Жизнь коротка: так надо спешить и заботиться об одном: как и с чем предстать перед очами Господа...
Повесть «Феникс пустыни» написана на основе жития преподобного Моисея Мурина, которое автор, несомненно, очень хорошо знал.
Духовный писатель, историк и переводчик Леонид Иванович Денисов владел двенадцатью языками, включая древнегреческий, средневековый византийский, коптский, древнееврейский, арабский и другие, и многие древние сказания читал в оригинале.
В 1908 году Леонид Иванович принял монашество с именем Арсений. После революции он стал епископом, продолжал заниматься литературной работой и переводами.
В начале XX века сборник художественных произведений Леонида Денисова под названием «Сыны света», куда вошла и повесть «Феникс пустыни», пользовался большой популярностью. Тема покаяния разбойника, ставшего монахом и великим подвижником — преподобным Моисеем Муриным, оказалась близкой и важной для читателей.
Все выпуски программы Прообразы
Лазарь Четверодневный
А что, если бы Христос в наши дни пришёл на Землю? Узнали бы мы сегодня в Нём Спасителя? Иногда христианам полезно задавать себе такой непростой вопрос.
Сегодня мы говорим о праведном Лазаре Четверодневном и повести Валентина Свенцицкого «Второе распятие Христа».
Место действия — селение Вифания (на территории современного Израиля).
Время действия — I век по Рождестве Христовом.
Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил в селении Вифания недалеко от Иерусалима. Во время Своей земной жизни Господь Иисус Христос часто посещал дом Лазаря, которого очень любил и называл Своим другом. А когда Лазарь умер и уже четыре дня пролежал во гробе, Господь воскресил его из мёртвых.
В повести Валентина Свенцицкого «Второе распятие Христа» узнаваемы многие евангельские события, в том числе воскрешение Христом Лазаря. Повесть не случайно имеет подзаголовок «фантазия»: действие её происходит в Москве в начале XX века. Иисус Христос вдруг появляется возле одной из московских церквей, где отпевают молодого человека по имени Лазарь.
Сестра Лазаря, Марфа, не будучи в силах смотреть на гроб, вышла из церкви, отошла к ограде и рыдала, закрыв лицо своё руками.
Христос заметил её и подошёл к ней.
— Что с тобой? — тихо спросил Он, прикасаясь рукой к её плечу.
Марфа подняла на Него свои глаза и сказала, сразу заметно успокоившись:
— Умер брат мой Лазарь. Мы жили так дружно, он был добрый такой, ласковый, всегда помогал ближним. За что Бог наказал нас?
В повести Валентина Свенцицкого «Второе распятие Христа» Иисус не был знаком ни с Лазарем, ни с Марфой, живущими в России. Но Христу так жаль юношу, умершего во цвете лет, что Спаситель совершает то же чудо, что и две тысячи лет назад. На глазах у потрясённых прихожан московского храма Иисус силой молитвы воскрешает Лазаря.
Словно искра пробежала по толпе. Многие в паническом страхе бросились к выходу, давя друг друга, как дикие звери, увидавшие пожар.
— Осанна, осанна! — в исступлении выкрикивала больная юродивая. Марфа, рыдая, обнимала Лазаря, который безмолвный, тихий, светлый, как дитя, гладил своею рукою по волосам её.
Дети внесли в церковь свежие, молодые ветви берёзы и бросали их под ноги Иисуса.
Но не стоит обманываться ни «осанной», ни этими ветвями берёзы. Две тысячи лет назад люди тоже приветствовали Христа при въезде в Иерусалим, как царя, а через несколько дней они же кричали: «Распни! Распни Его!»
Вот и в повести-фантазии Валентина Свенцицкого Иисус Христос будет арестован, судим духовными властями за пасхальную проповедь и распят обезумевшей толпой на кресте. История повторится... В московском суде Христа будут обвинять в том числе и за воскрешение Лазаря.
Свидетели подтвердили в обвинительном акте. Да, Христос действительно ходил по улицам и учил, что не надо убивать, судить, клясться; что Божие нужно отдавать Богу, а царю Божие отдавать нельзя; воскресил Лазаря, силой ворвавшись в церковь.
Литературные произведения Валентина Павловича Свенцицкого, настоятеля московского храма святителя Николая Чудотворца на Ильинке, были продолжением его проповедей. Отец Валентин с болью наблюдал оскудение веры у своих соотечественников после большевистского переворота. Одни отступали от Церкви из идейных соображений, другие из страха преследований.
В 20-е годы XX века священнослужитель, писатель и богослов Валентин Павлович Свенцицкий неоднократно подвергался арестам со стороны советской власти. В 1931 году отец Валентин скончался от тяжёлой болезни в сибирской ссылке, всей своей жизнью и творчеством доказав веру и любовь ко Христу.
Все выпуски программы Прообразы