Великий пост - особое время для Церкви, пора воздержания и сосредоточения. Это отражается и на самом характере богослужения. Так, на неделях поста не служится обычная литургия. Вместо неё совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Её часто называют сердцевиной или центром великопостных богослужений.
Дело в том, что литургия по сути своей - радостное событие. В переводе с греческого это слово означает "общее дело". Главная цель литургии - совершение таинства Евхаристии - то есть преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Верующие причащаются этих Святых Даров. Евхаристия соединяет миллионы православных в единое тело во Христе - в единую Церковь. "Евхаристия" в переводе с греческого означает "благодарение". Мы благодарим Господа за сотворение человека, попечение о нём и за то, что Сын Божий стал Спасителем мира. Литургия символически объединяет и Тайную Вечерю, и Воскресение Христово, и приближение Царствия Небесного. Это день общего торжества, духовного ликования.
Великий пост накладывает ограничения не только на внешнюю, обыденную жизнь человека. Литургия полного чина отныне совершается только по субботам и воскресеньям. Эти дни как бы выносятся за рамки Святой Четыредесятницы. А по средам и пятницам служится Литургия Преждеосвященных Даров. На ней верующие также причащаются, но Дарами, которые были освящены ранее.
В наши дни верующие стремятся хотя бы раз за Великий пост побывать на этой службе. Она красива сдержанной строгой красотой, ведь главная мысль этого богослужения - тоска по причащению, скорбь от разлуки, предвкушение встречи. Есть и особый, торжественный и трогательный момент: на службе несколько раз звонит колокольчик. Он предупреждает верующих о том, что в этот момент богослужения надо опуститься на колени.
Но зачем Литургия Преждеосвященных Даров, если большинство прихожан и так бывает в храме в воскресенье? Смысл такой литургии станет понятнее, если рассмотреть историю её появления. Дело в том, что в первые века христиане посещали богослужение несколько дней в неделю и всякий раз причащались. В Великий пост перерыв между причастием составлял бы неделю. Для первых христиан это было недопустимо долго. Ведь причастие — это не только награда и цель, но и источник сил, средство для совершения духовного подвига. Тогда в завершении дня стали служить Литургию Преждеосвященных Даров. Христиане целый день держали пост и ожидали Причастия как главного события, которым заканчивался день. Сейчас в некоторых храмах стремятся возобновить эту традицию.
Священник Александр Шмеман так писал о Литургии Преждеосвященных Даров: "Теперь за стенами храма темно, и ночь... Но теперь её озаряет свет, который мы видели. Царство... было дано нам "втайне"; мы знаем, что радость и мир Царства сопровождают нас, готовящихся продолжать "течение Поста".
30 января. О личности Преподобного Антония Великого
Сегодня 30 января. Церковь чтит память Преподобного Антония Великого, жившего в четвертом веке.
О его личности — протоиерей Максим Горожанкин.
30 января. О смирении Христа
В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О смирении Христа — протоиерей Василий Гелеван.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь», — подметил однажды античный мыслитель Плутарх. И надо сказать, его высказывание вполне согласуется с христианским представлением об учительстве. О данной теме много писал, например, апостол Павел. В частности, в послании к Евреям, отрывок из 13-й главы которого читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Апостол Павел обращается к евреям-христианам, жившим преимущественно в Иерусалиме, в кризисный для них момент. Глава Иерусалимской церкви, апостол Иаков, был убит гонителями. Потеряв крепкого, духоносного лидера, христиане Святой Земли пришли в замешательство. И многие из них стали подумывать о возвращении к прежним религиозным верованиям. Прежде всего, в иудаизм. Только бы избежать преследований со стороны гонителей Церкви.
Апостол Павел, узнав о бедах Иерусалимской церкви, поспешил утешить её чад. И помочь им преодолеть искушение предать Христа. Апостол признаёт, что святой Иаков, при всех разногласиях, которые имелись у них с Павлом, был настоящим праведником. Разногласия касались особенностей проповеди христианства среди язычников. Апостол Павел в отличии от Иакова был настроен более открыто к иноверцам и инородцам. Но разность мнений, во-первых, не имела критического значения, а во-вторых, оказалась делом прошлым, Иаков погиб. И кончина его, как верно отметил Павел, это кончина мученика. Но только Иаковом Церковь не ограничивается. И главным пастырем Церкви является Господь Иисус Христос. А Он щедро наделяет мудростью, силами, вдохновением пастырей, готовых служить делу проповеди Евангелия, созидания общины Христовой.
Потому Павел призывает своих читателей не падать духом, но иметь надежду на Бога. И Тот обязательно придёт на помощь. Как пришёл Он на помощь к Сыну Своему, Который воскрес из мёртвых не только по собственному стремлению, но по благодатной воле всей Святой Троицы. Интересно, что послание к евреям было написано Павлом в условиях тюремного заключения. Апостола гонители Церкви лишили свободы и добивались его казни.
Удивительно, но Павел совершенно не унывает. Он, конечно, был бы не против продолжить своё служение Церкви. Но, во-первых, святой прекрасно понимал, что всё в руках Божиих, и Богу нужно доверять. А, во-вторых, Павел ясно осознавал, что и на нём, Павле, что называется, свет клином не сошёлся. И Церковь продолжит жить и после его смерти, которая рано или поздно, но обязательно наступит. А потому главное, о чём стоит позаботиться, состоит в следующем — подготовить достойную смену, зажечь огонь веры в сердцах нового поколения пастырей. Чтобы было кому продолжить дело созидания общины Христовой, проповедовать Евангелие и тем, кто в Церкви, и тем, кто пока к Ней не присоединился.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов