В 1872-м году в Харькове открылась первая в истории города офтальмологическая больница. Многие приезжали сюда за сотни километров, из других губерний и даже стран — бывали в клинике пациенты из Турции и Персии. Основал больницу и вёл в ней практику доктор Леонард Леопольдович Гиршман.
Гиршману было десять лет, когда в конце 1840-х его семья перебралась в Харьков из латвийского города Туккум. Впрочем, Леонард Леопольдович считал себя настоящим харьковчанином. Здесь он окончил гимназию — с золотой медалью, и поступил на медицинский факультет Харьковского университета. Молодого человека заинтересовала офтальмология. Эта отрасль медицины тогда активно развивалась, выделяясь в самостоятельную науку. Сам Гиршман говорил, что студенту-медику в то время сложно было не увлечься офтальмологией. После выпуска Леонард Леопольдович, как это было принято, отправился на стажировку за границу. Там ему посчастливилось работать с мировыми светилами глазной медицины. В Европе Гиршман опубликовал несколько научных статей, на которые обратили внимание в медицинском сообществе. Молодому, подающему большие надежды специалисту предлагали работу в лучших клиниках Европы и даже приглашали в Америку. Но Леонард Леопольдович вернулся в Россию. В стенах родного Харьковского университета он защитил докторскую диссертацию по офтальмологии и получил звание профессора.
Первую глазную клинику Гиршман открыл в Харькове на первом этаже собственного дома в Сорокинском переулке, где жил с супругой и двумя сыновьями. Больница была небольшая, но пациенты рекой текли к чудо-доктору, который извлекал катаракту быстро и почти безболезненно. Своих пациентов Леонард Леопольдович всегда подбадривал и воодушевлял. Один из них впоследствии вспоминал: «В речи доктора сверкал незлобивый юмор, поднимавший настроение тех, кто приходил к нему за помощью. Необыкновенная доброта сквозила во всех его поступках». Леонард Леопольдович принимал всех без исключения. Высокородный дворянин и бездомный нищий терпеливо ожидали приёма в одной общей очереди. Бедняков, крестьян, вдов и обездоленных Гиршман лечил бесплатно, да ещё и давал им деньги на лекарства. Часто люди советовались с доктором не только по поводу глазных болезней, но и делились с ним своими насущными проблемами. Леонард Леопольдович всегда выслушивал их и помогал.
В 1887 году по инициативе доктора в Харькове открылось училище для слепых детей. А в 1912-м городские власти построили в Нагорном районе новое большое здание специально для клиники Гиршмана. Теперь в глазной больнице была не только амбулатория, но и стационар, а ещё аудитории, где доктор проводил занятия со студентами. Рабочий день Леонарда Леопольдовича начинался рано утром и заканчивался порой далеко за полночь. Гиршман любил повторять: «Нет последнего часа работы, есть последний больной».
В 1895 году Леонард Леопольдович Гиршман отмечал юбилей. Коллеги преподнесли ему поздравительный адрес, в котором были такие слова: «Научи нас трудной науке в больном видеть своего брата, отдавать свои силы и помыслы служению больному брату, не извлекать корысти из несчастья ближнего, не делать ремесла из священного призвания нашего». Именно так жил и работал доктор Гиршман. Когда в 1921-м году девяностолетний окулист скончался, газеты опубликовали некролог. В нём доктора назвали человеком, который никого не обидел, никому не солгал. Человеком, который посвятил жизнь людям.
Все выпуски программы Жизнь как служение
22 декабря. О духовном смысле праздника Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы
Сегодня 22 декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — священник Родион Петриков.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи