![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2024/06/building-chateau-landmark-church-cathedral-tourism-681731-pxhere.com-1.jpg)
Фото: Piqsels
Куликовская битва — сражение русских войск с армией Мамая, военачальника Золотой Орды, состоялась 8 сентября 1380 года. Победа объединенного войска Древнерусского государства под предводительством московского и владимирского князя Дмитрия Донского стала первым шагом к свержению монголо-татарского ига и восстановлению единства и мощи Руси. Огромное историческое значение Куликовской битвы подчёркивали учёные во все времена. А вот её духовную значимость пытались оспорить. В позднесоветский период, когда коммунистическая идеология начала стремительно терять своё влияние, а многие люди повернулись к Богу и Церкви, такие издания, как например, журнал «Вопросы научного атеизма», пытались подвергнуть сомнениям два известнейших факта. Во-первых — то, что на битву князя Дмитрия Донского благословил преподобный Сергий Радонежский (тогда — игумен Троице-Сергиевой лавры). А во-вторых — то, что в битве принимали участие монахи Троицкой обители — Пересвет и Ослябя.
Аргументы авторов, которые это утверждали, на первый взгляд могут показаться даже логичными. Так, например, советский историк Владимир Кучкин подчёркивал, что к моменту Куликовской битвы у Дмитрия Донского были непростые отношения с церковью — в частности, князь пребывал в конфликте с тогдашним митрополитом Всея Руси Киприаном. За это крепко зацепились советские пропагандисты: мол, разве мог бы Сергий благословить правителя, который находился в разногласиях с главой Церкви? Однако о том, что перед битвой князь смиренно испросил благословения у Троицкого игумена, и получил его, свидетельствуют, как минимум, три исторических источника: житие преподобного Сергия Радонежского, а также древнерусские литературные памятники: «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина». В достоверности этих событий не сомневается современный историк Дмитрий Володихин. По его мнению, сложно представить, чтобы преподобный Сергий в столь серьёзный момент проявил малодушие и отвернулся от князя, идущего, быть может, на смерть за своё Отечество. Историк русского средневековья Николай Борисов много лет детально изучал вопрос достоверности Сергиева благословения. И пришёл к выводу, что все действия, связанные с историей о благословении Сергия, чётко укладываются в исторический контекст.
В «Сказании о Мамаевом побоище» есть упоминание и о том, что двое из монастырской братии Троицкой обители отправились в поход вместе с князем Дмитрием Донским. Александр Пересвет и его брат Андрей Ослябя. В жестокой схватке на Куликовом поле Пересвет победил татарского богатыря Челубея, и сам отдал свою жизнь. Однако, как же мог монах сражаться с оружием в руках и убивать? Ведь церковный устав запрещает монахам проливать кровь. На этот аргумент особо напирала советская пропаганда, пытаясь доказать, что битва Пересвета с Челубеем — лишь плод фантазии летописца. Вот только нигде в «Сказании...» не говорится о том, что Пересвет и Ослябя были монахами. Да, они жили в Троицкой обители. Но, по мнению историка Дмитрия Володихина, скорее всего, на момент битвы считались послушниками. То есть, ещё только готовились к принесению монашеских обетов. А вот об их воинском искусстве «Сказание...», напротив, прямо сообщает: «Ибо были известными в сражениях ратниками, не одно нападение встретили». Впрочем, как бы то ни было, Пересвет совершил на поле боя истинно христианский подвиг — положил душу свою за други своя.
Летопись гласит, что, победив ордынцев, князь Дмитрий Донской, «хвалил дружину свою, которая крепко билась за веру христианскую...» А это значит, что Куликовская битва — не только сражение за независимость. Но и яркий пример «священной войны» — за русскую землю и русскую веру.
Помощь зависимым людям в Санкт-Петербурге
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/Favor.jpg)
Диакон Кирилл Шабров из Санкт-Петербурга служит в православной Церкви, а также 20 лет помогает людям, зависимым от алкоголя и наркотиков. Отец Кирилл трудится психологом в благотворительной общественной организации «Фавор». Здесь действует амбулаторная программа помощи зависимым. То есть каждый день, в течение трёх месяцев, люди приходят сюда на занятия со священниками и психологами. Такая программа реабилитации подходит не всем, ведь зависимый человек продолжает находиться в привычной среде и всякий раз вынужден испытывать себя на стойкость. Но в то же время, если он остаётся в социуме, у него есть семья, работа – это поддерживает его в борьбе с зависимостью. Главное - подопечный должен сам захотеть избавиться от этой болезни.
По словам диакона Кирилла, сложнее выздоравливать тем, кто верит в свой контроль над ситуацией. Но спасти зависимых может только полная трезвость. Однако в «Фаворе» — это не единственная цель. Местные специалисты, прежде всего, помогают человеку изменить взгляд на жизнь и впустить в неё Бога.
Петербуржец Борис прошёл реабилитацию пять лет назад. «Я очень удивился, когда меня спросили: «зачем тебе нужна трезвость?», - говорит мужчина. - Я думал, что она мне просто необходима и всё, а о том, что буду делать после - не задумывался. Оказалось, мне нужно научиться по-новому преодолевать трудности и переживать эмоции. Чтобы в будущем не заливать всё это алкоголем, а именно проживать».
В общественной организации «Фавор» зависимые люди бесплатно получают профессиональную помощь. У них появляется шанс на новую жизнь.
Проекту «Фавор» очень важна поддержка. Узнать об этом больше можно на сайте: miloserdie.ru, в разделе «Где нужна помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к священству». Прот. Михаил Плетнев
![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2024/07/Protoierej-Maksim-Pletnjov.jpg)
У нас в студии был руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге протоиерей Максим Плетнёв.
Наш гость рассказал о своем приходе к вере, как в Церкви нашел ответы на свои вопросы, почему решил стать священником и как помощь зависимым стала частью его служения.
Детский музыкальный фестиваль «Белый Пароход» 2024. Николай Диденко
![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2024/07/Nikolaj-Didenko.jpg)
У нас в гостях был оперный певец, основатель и руководитель проекта «Белый Пароход» Николай Диденко.
Разговор шел о детском музыкальном творчестве в нашей стране, о том, что детям дает музыка, а также об особенностях музыкального фестиваля «Белый пароход» в 2024 году.