Однажды – дело было на Крестопоклонной неделе Великого поста, когда верующие выносят изображение Креста Господня на середину храма и поклоняются ему – меня спросил человек, зашедший в храм: «Почему вы поклоняетесь кресту, ведь это – орудие мучения? И что значит ваше церковное выражение – «нести свой крест»?»
Да, крест – древнее орудие казни, человек умирал на нем мучительной смертью… Но, когда Сам Бог стал человеком и добровольно пошел на крест по Своей любви к нам, грешным и страдающим Своим детям, этот крест Христов стал для нас знаком победы – победы над самостью и эгоизмом, над разобщенностью и нелюбовью, над страхом и отчаянием, над самой смертью, ведь вслед за крестом последовало Воскресение Христово, и отныне возможно и нам принять в этом воскресении участие.
Чем мы можем ответить Богу на то, что Он претерпел ради нас? Сам Христос сказал в Евангелии: «Возьми свой крест и следуй за Мной». «Крестом» мы называем все те тяготы , скорби, несправедливости, болезни и труды, которыми полна от рожденья наша нелегкая земная жизнь … Сами по себе эти страдания не делают человека лучше, наоборот, падая под ношей этих тягот, человек нередко озлобляется и отчаивается. Но только следуя за Христом, то есть принимая эту многоскорбную ношу не как проклятие, но как творческое задание, и неся ее с верой, терпением, благодарностью за всё, с упованием на помощь Божью, мы делаем ее воистину – крестом.
Да, крест в сознании христиан связан со скорбями . Но эти крестные скорби мы принимаем как лекарство, горькое, но целительное – лекарство от вещей, по-настоящему вредных и опасных для жизни: от эгоизма, нелюбви, неблагодарности, нежелания прощать и сострадать ближним, от губительных и безудержных похотей, которые так часто терзают нашу душу. Жгучее действие лекарства кончится – и мы обретем здоровье. Об этой особой радости креста однажды сказал замечательный пастырь Церкви, митрополит Антоний Сурожский:
« Мы тоже должны опытно познать радость Воскресения, но это возможно, только если сначала мы познаем трагедию Креста. Для того чтобы возродиться, мы должны умереть — умереть для связывающей нас самости, для наших страхов, умереть для всего того, что делает мир столь узким, холодным, бедным, жестоким. Умереть, чтобы наши души могли жить, могли радоваться, могли открыть весну жизни».
Олень Эдик. Дарья Кравченко
Помню день, когда наша маленькая дочка Арина сама позвала Бога. Мы бережно прокладывали для неё дорогу к храму. Возили на службы ко причастию. Не читали длинные проповеди о вере, но утром вместе молились перед тем, как съесть манную кашу, на ночь читали детскую Библию, рассматривали картинки и отвечали на вопросы о Боге. Мы ждали, пока Ариша сможет осознанно обратиться к Богу. И вот однажды она потеряла свою любимую игрушку — плюшевого оленя Эдика.
Олень — не просто мягкая игрушка нашей Ариши, он — член нашей семьи! Плюшевый друг не раз выручал в длинных поездках, часто был хорошим компаньоном во время обеда, вместе с ним мы делали болючие прививки. Наш старенький друг всегда был готов подставить плечо! Каждую ночь Аришка засыпала только с ним. Обычная игрушка, стала неотъемлемой частью нашей жизни!
Однажды после воскресной службы мы отправились в магазин, чтобы побаловать Аришу. Дочка настолько была увлечена выбором шоколадных конфет в магазине, что не заметила, как уронила свою любимую игрушку. Мы пришли домой, разделись, отдали Арине купленные подарки, и тут... мы с мужем переглянулись. Оленя нет. «В сумке есть? Может в пакете?» — озадаченно спрашивала я. «Судя по всему потеряли...» — тихо ответил супруг.
Конечно Арина расплакалась по поводу пропажи оленя. Не успокоить. Для нашей семьи — это была настоящая драма, потому что заснуть без него не сможет, в детском саду будут слезы, обеденный сон без игрушки тоже не состоится. В общем, целый набор неприятностей из — за плюшевого оленя нам был обеспечен.
Муж побежал в магазин, несмотря на то, что надежды найти игрушку в крупном супермаркете практически не было. Но вдруг кто-то нашел.
Смотря, на рыдающую Аришку, я сказала: «Иди к иконкам и попроси у Боженьки вернуть Игоря». Арина побежала в комнату с иконами и начала лепетать: «Бога, дай мне Эдю». Еле выговаривая, она повторяла слова, как молитву. В тот момент я сама молила лишь бы этот олень нашёлся!
Через 10 минут позвонил муж и сказал, что везет игрушку домой. Оказывается, кто-то случайно подобрал Оленя и оставил на кассе в магазине! Радости не было предела. Тогда мне вспомнились слова Владыки Василия Родзянко: «Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются». С тех пор у Арины с Боженькой особые отношения.
Ариша спрашивала «Когда мы пойдем к Боженьке?». И мы ехали в храм. С вечера мы выбирали наряд для похода на литургию. Вешали на стульчик платье и косынку. Мы приезжали за час до причастия, чтобы она понимала, где она, и что будет происходить на службе.
В храме девочка крестилась иногда правой иногда левой рукой, пела церковные песни на свой лад, но с чистым сердцем. Я не дергала, не заставляла поменять руки или петь чуть тише во время службы. В те минуты, когда она своим чистым детским сердечком молилась, я тихо умилялась со стороны. Перед сном вместе с Ариной мы пели короткие «Господи помилуй».
Пройдет еще несколько лет, и мы отпустим Аришу во взрослую, такую прекрасную, непредсказуемую жизнь. И главными людьми в ее жизни будут уже не папа с мамой, а друг Саша или верная подруга Аня. А мы будем надеяться, что Арина не забудет дорогу к храму и с Божьей помощью сохранит, ту чистую, искреннюю веру в Бога.
Автор: Дарья Кравченко
Все выпуски программы Частное мнение
17 мая. О значении Акта о каноническом общении
Сегодня 17 мая. В этот день в 2007 году в Москве патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей митрополит Лавр подписали «Акт о каноническом общении».
О значении этого события, — протоиерей Артемий Владимиров.
17 мая. О подвиге Мученицы Пелагии Тарсийской
Сегодня 17 мая. День памяти Мученицы Пелагии Тарсийской, пострадавшей за Христа на рубеже II-III (2-3-го) веков.
О её подвиге, — священник Августин Соколовски.