У нас в гостях был архитектор, сооснователь и художественный руководитель медиаплатформы «Кто мы медиа» Михаил Разумовский.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, о том, как в его жизни соединились любовь к архитектуре и родной истории, а также о том, как появился киноальманах «Живые мемории», основанный на мемуарах о России девятнадцатого — двадцатого веков.
Диакон Игорь Цуканов
— Добрый вечер, дорогие друзья. «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА. У микрофона диакон Игорь Цуканов и Кира Лаврентьева.
Кира Лаврентьева
— Добрый вечер.
Диакон Игорь Цуканов
— Как обычно по воскресеньям мы беседуем с нашими гостями на тему «Христианин в обществе», говорим о том, чем человек занимается, как человек пришел к вере, что для человека важно, как он осмысливает свое дело с точки зрения христианина. Сегодня у нас в гостях очень интересный человек и собеседник Михаил Разумовский. Я сразу представлю, Михаил, добрый вечер, во-первых.
Михаил Разумовский
— Добрый вечер.
Диакон Игорь Цуканов
— Представлю вас. Михаил архитектор, сооснователь и художественный руководитель медиаплатформы «Кто мы. Медиа», сооснователь и управляющий партнер архитектурного бюро «Aprel». Все правильно, да?
Михаил Разумовский
— Да, все так.
Диакон Игорь Цуканов
— Первое, о чем хотелось спросить и начать разговор, может быть, с маленькой преамбулы. Вот эта медиаплатформа «Кто мы. Медиа» это тот самый канал, который еще в 20-м году начал делать серию коротких документальных фильмов «Живые мемории», в которых восстанавливается, можно сказать, дух и атмосфера конца 19-го — начала 20-го века, того периода, когда в России многое стало меняться и изменилось. Это несколько десятилетий с самого конца 19-го века по 30-е, 40-е, а то и 50-е годы. Так, да? Хотелось спросить вас, Михаил, в первую очередь, почему, отвечая на вопрос, кто мы? — он явным образом прочитывается в названии этого канала — вы именно к этой эпохе обратились?
Михаил Разумовский
— Здесь стоит уточнить, что у нас нет четкой привязки к концу 19-го — началу 20-го века. Скорее, здесь можно говорить о том, что в основе этого документально-анимационного киноальманаха лежат всегда воспоминания о стране, ее видных деятелях истории, культуры и искусства, наравне с менее известными. Так вышло, что этот рубеж веков — это золотое время воспоминаний и мемуаров. Наверное, первый сезон действительно концентрировался на воспоминаниях этого периода, но второй сезон, который вышел в 22-м году уже расширил эту рамку. Там были воспоминания и советского периода.
Диакон Игорь Цуканов
— Ну да.
Михаил Разумовский
— А в новом сезоне, который мы сейчас готовим к выходу, последний эпизод — это 1980-е годы, то есть совсем-совсем близкие к нам воспоминания. То есть, здесь нет привязки ко времени, это просто, как его прозвали, фильм-путешествие по истории нашей страны, рассказанный в личных воспоминаниях тех, кто здесь проживал и созидал. Скорее, привязка всегда к воспоминаниям. Через воспоминания раскрывается та обиходная культура, которая здесь была. Отвечая на ваш вопрос, я бы сказал, для нас важно было обратиться именно к этому жанру, как к одному из важнейших, на наш взгляд, инструментов самопознания.
Диакон Игорь Цуканов
— Жанр воспоминаний вы имеете в виду?
Михаил Разумовский
— Воспоминаний, дневников, записок.
Диакон Игорь Цуканов
— Эти фильмы же совсем короткие — 10 минут, иногда меньше. Конечно, эти воспоминания, имеется в виду какой-то эпизод, который выхватывается.
Михаил Разумовский
— Конечно.
Диакон Игорь Цуканов
— Причем, иногда эти эпизоды очень фактурные, но они не всегда в плане историческом очень переломные. Допустим, если взять фильм про Сергея Рахманинова, точнее фильм, где его рассказ. Кстати, Денис Мацуев его читает, тоже хочется обратить внимание, что чтецы, которые выступают в этих фильмах — абсолютно замечательные артисты или музыканты, люди, связанные с тем делом, которым занимался автор этих воспоминаний в том или ином случае. Там Рахманинов вспоминает о том, как он учился игре на фортепиано, вспоминает о своем учителе. Это очень интересный, очень фактурный текст, но нельзя сказать, что он исторически знаменательный. Этот длинный вопрос сводится к тому, как вы выбираете эти эпизоды, что для вас важно в этих воспоминаниях?
Михаил Разумовский
— Это очень хороший и сложный вопрос, потому что ответить на него коротко не получится.
Диакон Игорь Цуканов
— Его и задать коротко не получилось.
Михаил Разумовский
— Это довольно большая исследовательская работа, особенно сейчас. Если первый сезон, наверное, мы создавали больше интуитивно, то когда мы ставили задачу второго и уж тем более третьего сезона, каждый текст на вес золота. Ты должен настолько понимать, что он стоит того, чтобы брать его в сезон. Мы читаем очень много книг, воспоминаний. Для того чтобы выбрать десять нужно прочитать сто. Та работа, которую мы делаем с моим соавтором, моей сестрой Ириной Разумовской на протяжении нескольких лет, и дальше выстраиваем эту палитру для того, чтобы сформировался киноальманах, у которого внутри должна быть своя завязка, кульминация, развязка. Более того, поскольку проект существует в двух форматах: киноальманах и дальше он выходит, его онлайн премьера, в формате сериала, то каждая серия, каждый эпизод, который мы берем в сезон, должен внутри себя содержать завязку, кульминацию и развязку. Он должен быть максимально кинематографичным. Эпизод, который мы вырываем из книги воспоминаний, должен содержать в себе такой потенциал, что после просмотра у зрителя должно возникнуть желание прочитать книгу целиком.
Диакон Игорь Цуканов
— То есть он репрезентативным должен быть в каком-то смысле?
Михаил Разумовский
— Да, конечно. Это один критерий. Второй критерий — каждый текст, который мы берем в проект «Живые мемории», должен под тем или иным ракурсом отвечать на тот самый вопрос: кто мы? Он должен по-новому раскрывать, в какой стране мы живем, что здесь за люди, что нам свойственно, за что нам лучше не браться — вот так шаг за шагом отвечать на этот вопрос. Еще третий критерий — это калейдоскоп, разность типологии героев, это разные абсолютно по своей профессии, деятельности и положению в обществе люди. Во втором сезоне завершает киноальманах воспоминания крестьянина Мологской поймы.
Диакон Игорь Цуканов
— Павла Зайцева.
Михаил Разумовский
— Павла Зайцева, такая наша большая удача, как мне кажется, потому что многие после первого сезона спрашивали, что вот у вас...
Диакон Игорь Цуканов
— Одна аристократия.
Михаил Разумовский
— Одна аристократия, да. И мы реагируем на эту обратную связь зрителя. Помимо разности типологии героев — разность эпохи. В этом плане, как я уже сказал, стараемся расширять рамку, брать более ранние воспоминания и более поздние для того, чтобы представить длящуюся во времени историю нашей страны, а значит, и нас с вами.
Кира Лаврентьева
— Что вы находите для себя в этом проекте? Почему вы им занимаетесь? Простите за вопрос, просто лейтмотив нашей программы «Вечер воскресенья» — хотя бы немного говорить с гостем портретно, поэтому мы не можем вас об этом не спросить, и это очень интересно, Михаил.
Михаил Разумовский
— Здесь можно попробовать ответить двухчастно. Наверное, я нахожу в этом деле силы.
Кира Лаврентьева
— Ресурс.
Михаил Разумовский
— Наверное. И второй момент — это какая-то определенная позиция, это определенное высказывание. Наше с Ириной высказывание, некое представление о том...
Кира Лаврентьева
— О том, что для вас дорого, что для вас ценно.
Михаил Разумовский
— О том, что для нас дорого, о том, о чем важно говорить сегодня, на что стоит опираться и что стоит хранить в сердце как примеры для сегодняшней нашей жизни, в том времени, в котором мы живем.
Кира Лаврентьева
— Но при этом, делая такие постановки, вам нужно максимально не использовать никаких личных мотивов. Несмотря на то, что это вас вдохновляет, несмотря на то, что и подборки имеют наверняка ваши личные отклики душевные. Вы же не всех подряд туда берете, вы берете определенных исторических личностей, которые наверняка откликаются в вашей душе по каким-то причинам, тем или иным.
Михаил Разумовский
— Да.
Кира Лаврентьева
— Но, тем не менее, здесь важно не фальсифицировать этих самых личностей, их предпочтения, их речь, их увлечения, историю их жизни через призму вашего видения. То есть не накладывать практически ничего своего, это должно быть чистое взаимодействие с героем, несмотря на то что, понятно, что это все равно постановка. Это такая тонкая грань?
Михаил Разумовский
— Здесь стоит отметить, что жанр воспоминаний, который мы берем без каких-либо правок, редактуры и удаления тех или иных слов в предложении, сам по себе не подразумевает фальсификации.
Кира Лаврентьева
— Не подразумевает фальсификации. Но я не об этом.
Михаил Разумовский
— Другой разговор, что отбор авторский, и здесь у меня нет никаких на этот счет предубеждений.
Кира Лаврентьева
— Вы имеете право, это ваш проект, вы можете отбирать туда кого угодно. Я не о том, я скорее о том, что главное между людьми происходит без слов. Также какие-то короткие ролики, анимационные десятиминутные, не смотря на то, что текст не меняется, могут быть поданы совершенно по-разному. Вот именно об этом я говорю, об общей атмосфере, о духе, о музыкальном сопровождении, об актере, который выбран для того, чтобы читать этот текст, об общем настроении ролика. Мы же понимаем, что того же Рахманинова можно совершенно по-разному показать. Скорее, я говорила об этом. Поэтому да, интересно очень. Спасибо, Михаил.
Кира Лаврентьева
— «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА. Дорогие друзья, с радостью напоминаю вам, что у нас в гостях Михаил Разумовский, архитектор, сооснователь и художественный руководитель проекта «Кто мы. Медиа», сооснователь и управляющий партнер архитектурного бюро «Aprel». Еле выговорила. У микрофона диакон Игорь Цуканов и Кира Лаврентьева.
Диакон Игорь Цуканов
— Михаил, скажите, пожалуйста, вы же заканчивали МАРХИ, насколько я вычитал.
Кира Лаврентьева
— Да, тоже интересно.
Диакон Игорь Цуканов
— Трудитесь как архитектор, у вас есть свое бюро архитектурное. Не могли бы вы немножко рассказать о том, как вы пришли к выбору этого дела? И как потом получилось, что помимо архитектуры, а в Москве можно проектировать и строить очень-очень много, мы это понимаем, тут можно всю жизнь и все свое время потратить только на это дело, но как в вашу жизнь пришла вот эта история с проектом «Живые мемории».
Михаил Разумовский
— Наверное, надо начать с того, что, скорее, это профессия выбрала меня. Когда я решил, что буду поступать в архитектурный институт, наверное, я мало понимал, что собой представляет эта профессия. Выбрал я институт, потому что я родился в архитектурной семье, мои родители оба заканчивали этот институт. С детских лет моя мама, Ася Разумовская, брала меня на натуру, и я маленьким мальчиком ходил с этим планшетом в руках и ставил галочки, откуда мама фотографирует те или иные памятники архитектуры. Наверное, это привило мне определенный фокус, взгляд на пространство вокруг меня, и корни стоит искать здесь. Потом я поступил в архитектурный институт, это были прекрасные годы учебы. Здесь я не прогадал, мне повстречались отличные люди, отличные друзья, отличные учителя и мастера. После этого, когда я вышел из института, то довольно быстро начал заниматься историческими территориями, историческими зданиями. Работая внутри исторической среды, первый год мне довелось работать над проектом сохранения и развития Соловецкого архипелага. Дальше шаг за шагом мне удавалось соприкоснуться с важными историями.
Кира Лаврентьева
— Историческими памятниками.
Михаил Разумовский
— И памятниками. Я никогда в этом плане не разделял архитектуру, как одно занятие, а то, чем мы занимаемся в рамках «Кто мы. Медиа» другое. Для меня это все одно дело, звенья одной цепи. В какой-то момент, в 19-м году, как раз я основал свое архитектурное бюро со своими партнерами, в том же году мы пришли с моей сестрой Ириной к тому, что мы основали «Кто мы. Медиа». Этим делом мы, наверное, не могли не заняться, потому что мы дети нашего отца Феликса Разумовского, который на протяжении 30-ти лет является автором и ведущим исторической программы «Кто мы?» на российском телевидении. Я являюсь ровесником этой программы и прямым носителем того мировоззрения, которое формировал отец на протяжении 30 лет. Притом что это никогда не было назидательным, но в какой-то момент мы просто не смогли не продолжить отвечать на этот вопрос, не войти с ним в диалог и не попробовать делать и думать на эту тему в других форматах и в современном медиапространстве.
Диакон Игорь Цуканов
— Ну да, я как раз про это сидел и думал, что у Феликса Вельевича, который тоже, разумеется, был гостем нашей студии...
Кира Лаврентьева
— И которого мы глубоко уважаем.
Диакон Игорь Цуканов
— Да. Тут очевидная перекличка просматривается. Но у него немножко другой, совсем другой, я бы сказал, формат. Все-таки в его передачах абсолютно авторский взгляд на события исторические и осмысление. Кстати, действительно, пространственное осмысление во многом. Я не знал, что он архитектор по своему первому образованию. Интересно. А у вас вы говорите языком тех людей, которые жили в те годы, и вы их языком пытаетесь осмыслить ответ на этот вопрос: кто мы? Почему для вас этот вопрос важен? Понятно, что Феликс Вельевич задался этим вопросом в конце 80-х, в 90-м году, когда эти передачи стали выходить. Но не всегда бывает так, что дети продолжают в прямом смысле путь своего отца. Это один из факторов. Может быть, тут еще время, последние годы, когда все появилось, появились ваши фильмы тоже какую-то роль сыграло? Или вы как-то с детства, с юности этим вопросом задавались?
Михаил Разумовский
— Мне кажется, что последние годы не стали точкой роста для нас, потому что мы начали задаваться этим вопросом глубоко до этого.
Диакон Игорь Цуканов
— Раньше.
Михаил Разумовский
— Если в 19-м году мы формализовали «Кто мы. Медиа» как продакшн, как организацию, то начали мы сильно до этого, чтобы к 19-му году сформировать уже дело. Тогда мы подали «Живые мемории» на соискание гранта и получили его, чтобы в 20-м году сделать премьеру. Конечно, чтобы это состоялось, где-то пять лет мы об этом рассуждали между собой и формировали какие-то подходы, что-то пробовали. Наверное, где-то с 15-го года мы, так или иначе, мыслили уже в этом ключе. Почему важно? Наверное, потому что мы не представляем себе жизни в этом пространстве без того, чтобы заниматься самопознанием, без того, чтобы пробовать вовлечь в это самопознание наших...
Кира Лаврентьева
— Зрителей.
Михаил Разумовский
— Зрителей, наших сверстников, попробовать увлечь их в это. Нам кажется, что-то делать в этой стране и жить здесь и созидать здесь, не думая о чем-то другом и не стремясь куда-то в другое пространство, а действительно гореть, трезво относиться к той реальности, в которой мы живем, без каких-то иллюзий, без розовых очков, понимать, в какой точке мы находимся и почему, не впадать в те или иные соблазны и суждения, в которые так или иначе нас пытаются затянуть, как мне кажется, время от времени. Нам показалось, что в этом плане надо создавать какие-то формы и жанры разные, как нам кажется, как нам хотелось. Можно было просто сидеть и говорить, как в других местах плохо делают. А мы решили, что мы попробуем сделать так, как мы считаем нужным на том уровне, на котором мы считаем нужным высказываться на эту тему, чтобы ее не...
Диакон Игорь Цуканов
— Не профанировать.
Михаил Разумовский
— Да. И чтобы у молодых людей было желание в нее окунуться, мы решили делать и двигаться в этом направлении. С тех пор у нас есть якорный проект «Живые мемории», документально-анимационный, в котором мы обращаемся к героям прошлого. И есть документальный проект «Очаги», в котором мы обращаемся к героям сегодняшнего дня.
Кира Лаврентьева
— Настоящего.
Михаил Разумовский
— И в целом в задумке еще много есть проектов. На сегодняшний день мы вышли на тот уровень, когда к нам обращаются разные культурные институции для того, чтобы вступить в партнерство, в коллаборации, чтобы готовить уже не наши авторские проекты, а то, что нам предлагают как тему. Это тоже стало одним из векторов нашей работы.
Диакон Игорь Цуканов
— Михаил, скажите, пожалуйста, вы упомянули, что обсуждать этот вопрос и осмысливать, кто мы, в одиночку — это идея не очень продуктивная. Поэтому вам хотелось вынести это на обсуждение с большим количеством людей. Это обсуждение завязалось в результате того, что стали появляться фильмы. Я так понимаю, это обсуждение как минимум две формы имеет. С одной стороны, есть комментарии, какие-то отзывы в сети, где эти фильмы выложены. С другой стороны, вы эти фильмы возите по городам, показываете, устраиваете презентации, и там тоже приходят люди, и в живом формате это все можно обсуждать. Получили ли вы в итоге тот отклик, на который рассчитывали? Есть ли какое-то совместное осмысление этой темы?
Михаил Разумовский
— Мне кажется, здесь еще важна третья форма этого диалога, которую нельзя недооценивать. Это диалог внутри команды, которая трудится над «Живыми мемориями», это каждый раз больше 50-ти человек молодых неравнодушных людей в разных видах искусства. Это и артисты, и художники-режиссеры анимации, и режиссеры, операторы, композиторы, которых мы привлекаем к этой теме и вовлекаем в разговор об этом. Это очень интересный разговор, это такое сотворчество и большое количество людей, которые творчески высказываются на эту тему. И то же самое в проекте «Очаги». Это диалог с аудиторией в разных форматах и в онлайне и в офлайне, это всегда очень интересные взаимодействия. Наверное, если бы мы не нашли отклика, то мы бы не продолжали и не выпускали второй сезон, и сейчас третий, «Живых меморий», так же ре было бы продолжение «Очагов». Мы везде встречаем людей, которые просят нас не останавливаться и продолжать. В этом плане мы стараемся отвечать на эти чаяния. Мы везде слышим разные суждения, на которые наталкивают наши материалы и наши фильмы, и это всегда интересно. Есть еще важный диалог и важное взаимодействие, если мы обратимся к киноальманаху «Очаги» — это диалог с героями этого киноальманаха. Это всегда невероятные откровения для нас и точки роста внутреннего для каждого из авторов этого проекта. Потому что встречаемся мы с невероятными людьми, которых я лично считаю солью нашей сегодняшней жизни. Они, может быть, не на передовой медиаинформационного пространства, именно поэтому нам важно их сделать героями. Мы считаем, что они на самом деле герои сегодняшней жизни, а не те, кого нам предлагают. Это люди, которые тихо созидают и не ждут, что...
Диакон Игорь Цуканов
— Им за это дадут должность какую-нибудь.
Михаил Разумовский
— Да, что им за это что-то будет. Это просто очаги, вокруг которых локально, каждый в своей точке в нашей стране, собираются и греются другие люди. И это очень важно.
Диакон Игорь Цуканов
— Вообще оба эти проекта этим характеризуются, мне кажется, что там очень иногда неочевидные герои. Это зачастую совсем не те, кого ты знаешь, о ком много говорят и ком легко найти какой-то сюжет в интернете. Зачастую это имена, в которых нужно еще как-то разобраться и узнать их.
Кира Лаврентьева
— Если в первом сезоне были довольно знаменитые личности, сын Саввы Мамонтова, если не ошибаюсь, про Бунина шла речь. Рахманинов, мы об этом уже говорили, это уже второй сезон. А сейчас, я так понимаю, вы уходите вглубь.
Михаил Разумовский
— Я бы не сказал. У нас всегда, если говорить о «Живых мемориях», я говорю, что изначально был выбран такой формат, в котором совмещаются люди известные, очень известные, и благодаря тому, что эти люди известные, мы привлекаем внимание аудитории.
Кира Лаврентьева
— Можно рассказать о неизвестных.
Михаил Разумовский
— И через них привлекаем внимание к тем людям, которые выпали из сегодняшнего медиапространства, но которые заслуживают внимания. И те тексты, которые они оставили, заслуживают это внимание. В третьем сезоне, в новом сезоне, который мы сейчас работаем, будет сезон «Живые мемории» «Отцы и дети», у него впервые появляется сквозная заглавная тема. В нем также присутствуют и очень известные люди. Это Александр Вертинский, режиссер Андрей Тарковский. При этом есть менее известные для широкого зрителя: философ Дурылин, княгиня Урусова, которая оставила книгу воспоминаний «Материнский плач святой Руси». Для нас это очень важные и герои и тексты. Мы рады, что мы можем сочетать это в одном проекте.
Диакон Игорь Цуканов
— «Вечер воскресенья», дорогие друзья. Сегодня у нас в гостях Михаил Разумовский, сооснователь и художественный руководитель медиаплатформы «Кто мы. Медиа», которая выпускает фильмы, о которых мы говорим: «Живые мемории» и серии фильмов «Очаги». А также Михаил — сооснователь и управляющий партнер архитектурного бюро «Aprel». У микрофона Кира Лаврентьева и диакон Игорь Цуканов. Мы вернемся в студию буквально через несколько секунд. Пожалуйста, не переключайтесь.
Кира Лаврентьева
— «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА продолжается, дорогие наши слушатели. Напоминаем, что у нас в гостях Михаил Разумовский, архитектор, сооснователь и художественный руководитель проекта «Кто мы. Медиа», соснователь и управляющий партнер архитектурного бюро «Aprel». У микрофонов диакон Игорь Цуканов и Кира Лаврентьева. Михаил, я пытаюсь сонастроиться вам в этом разговоре, с глубоким уважением к вашему папе Феликсу Вельевичу Разумовскому мы все относимся. Но это не та сонастройка, когда мы смотрим сквозь отца на сына. Мы смотрим на вас как на уникальное явление, и, честно говоря, большую симпатию вызывает ваша правдивость, простите за комплименты, мы их не так часто делаем, и какая-то правдивая интеллектуальная Россия, которая сквозит из ваших проектов и из того, что вы говорите. Какая-то не накрученная, не иллюзорная, не эмоциональная, не какая-то концентрированная иллюзия, а что-то очень дорогое, правдивое, что вы в своем сердце несете. Вы сказали об этом. Вы сказали, что вы естественно являетесь сонаследником взглядов вашего папы. Конечно, мы все являемся в той или иной степени сонаследниками взглядов наших родителей, но мы можем их пересматривать, мы можем их не пересматривать, это выбор наш собственный. Скажите, пожалуйста, в церковную ограду вы вошли также органично и естественно, как вошли вообще во всю эту историю архитектуры, русских музейных памятников, этой великой России дореволюционной? Что для вас церковь?
Михаил Разумовский
— Мне в этом плане повезло, как мне кажется, я попал в храм сразу с рождения, ходил вместе с мамой в детстве. Наверное, здесь стоит отметить, что важно для меня лично, что здесь не было никакого давления или назидания, меня просто брали с собой, я сначала просто присутствовал, по мере своих возможностей подключался эмоционально к этому и по мере возможностей шаг за шагом брал что-то новое и продолжаю это делать сейчас. Это, как мне кажется, здоровая преемственность, которой были обделены наши родители. Наверное, я представитель одного из первых поколений после советской власти, когда я попадал в храм с детства без какого-то...
Кира Лаврентьева
— Надрыва.
Михаил Разумовский
— Надрыва, долгого извилистого пути, меня сопровождали здесь всегда близкие, очень теплые, дорогие образы. За это я благодарен и родителям и всем близким, крестным, и в целом жизни. Потому что то, что происходило в поколениях до моего, то, как пришли к вере мои родители — это сложный пути. Я все же за преемственность. Я бы не хотел, чтобы случались в очередной раз какие-то разрывы. Мне кажется, я это чувствую на себе, что важна передача тех ценностей, к которым пришли до нас родители, близкие. Дальше внутри своего пути ты можешь проходить свои падения, свои поиски, но все-таки, мне кажется, это накопление знаний, накопление опыта и передача своим детям — это важно. В том числе, все, что мы делаем во всех направлениях, лично я делаю, и в архитектурной деятельности, и в медиа — это в том числе нацелено на то, чтобы постараться избежать очередных разрывов цепи.
Кира Лаврентьева
— Спасибо большое.
Диакон Игорь Цуканов
— Да. Но здесь интересно то, что с одной стороны, когда есть преемство в передаче веры — это очень важно. И когда ребенку именно родители или крестный или и родители и крестный могут передать веру из рук в руки — это бесценно. Но с другой стороны, встреча с Богом у человека все равно происходит личная всегда.
Михаил Разумовский
— Конечно.
Диакон Игорь Цуканов
— А с третьей стороны, очень здорово, когда тот человек, который эту встречу организует... Как опять же, митрополит Антоний Сурожский говорил, что никто не может прийти к вере, если не увидит в чьих-нибудь глазах огонек этой живой веры. То есть нужен человек, в глазах которого этот огонек будет.
Кира Лаврентьева
— Отблеск вечной жизни.
Диакон Игорь Цуканов
— Здорово, когда это родители. Впрочем, я не знаю, в вашем случае это были родители или кто-то еще. Если можно...
Михаил Разумовский
— Я думаю, что здесь, скорее, важен пример родителей перед глазами, чтобы для них это было важно. Наблюдая их образ, как они стоят на исповеди и проходят через это, наверное, ты что-то детскими глазами чувствуешь, в тебе воспитывается определенное чувство, и это чувство важно. То, о чем вы говорите, это действительно, тоже очень важно. В чьих глазах ты это увидел, какие примеры и какие образы перед твоими глазами прошли. Здесь я счастливый человек, потому что в моей жизни таких людей и таких образов много. Я бы хотел здесь упомянуть двух священников, с которыми мне посчастливилось в детстве увидеться. Это протоиерей Вячеслав Резников, в Тарасовку к которому мы ездили в детстве.
Кира Лаврентьева
— Небезызвестный.
Михаил Разумовский
— И протоиерей Алексей Зотов, который был настоятелем церкви Флора и Лавра на Павелецкой. Сложно об этом говорить без дрожи в голосе. Это абсолютно разные образы, но в каждом из них что-то я важное увидел. И эти глаза, о которых вы говорите, я ношу внутри, это очень важные для меня люди, с которыми и к которым я обращаюсь по сей день. Наверное, эти глаза Алексея Зотова — это очень важный образ, который ты расшифровываешь на протяжении всей жизни, сам того не осознавая. Хотя это единственное что помню, я ходил туда совсем в детстве, честно говоря, носил это в памяти. Уже в студенчестве зашел однажды во Флора и Лавра и увидел его совсем уже, хотя мне казалось, что и в детстве он был старцем, я вдруг увидел, его вели под руки. Я испугался внутренне и не подошел к нему, жалею об этом.
Кира Лаврентьева
— Это так ценно, спасибо, Михаил. Спасибо.
Диакон Игорь Цуканов
— Спасибо, что вы про это сказали, потому что иногда не находишь аргументов, даже когда разговариваешь с родителями. Теоретические аргументы знаешь, а практические какие-то такие вещи, не знаешь, что сказать, чтобы объяснить, что детям нужно показывать церковь с детства, чтобы они... Дети чувствуют очень многие вещи. Мне кажется, ваш пример в этом смысле...
Кира Лаврентьева
— Показательный.
Михаил Разумовский
— Здесь еще есть момент, для меня важный, я не знаю, как для других, это опять-таки не моя мысль, а мысль, которую я развиваю вслед за своим отцом, но, мне кажется, для нашей страны тоже это невероятно важно. Мы люди и народ созерцательный, мы через созерцание воспринимаем очень многое, я как архитектор еще в большей степени это понимаю. Важно в целом, чтобы у ребенка перед глазами был образ церкви в разных ее проявлениях, не только внутри храма, но и как храм существует в городском пространстве. Я родился и вырос в Замоскворечье, при этом учился в Спасопесковском переулке в школе имени Поленова.
Кира Лаврентьева
— Да, да, напротив.
Михаил Разумовский
— Это школа, которая стоит на месте сарая с картины «Московский дворик» Василия Поленова. Соответственно, в ее окнах виден этот храм, просто вот так вот.
Кира Лаврентьева
— Да.
Михаил Разумовский
— И, наверное, это как-то тоже влияет, я в этом убежден.
Кира Лаврентьева
— На сознание. Формирует что-то важное, да? Ты смотришь, смотришь, смотришь.
Михаил Разумовский
— Ну, ты не можешь мимо этого пройти. Рано или поздно ты внутренне задашься вопросом, почему это занимает такое место, почему это так красиво.
Кира Лаврентьева
— И что это такое вообще?
Михаил Разумовский
— И захочешь в этом разобраться. Здесь я только могу в очередной раз отдать дань тому, что мои родители с шести лет нас возили каждое лето в поездки по России, мы впитывали, впитывали. Наверное, из этого тоже выросло многое то, чем и с каким подходом я сегодня занимаюсь и в архитектуре и в медиа. Ну и, конечно, важная история — это книги, которые мы читаем, и те образы, которые мы оттуда перенимаем. Есть очень важный текст, важная литература, которая когда-то попала тебе в руки, с которой ты дальше движешься и углубляешься в понимании этого вопроса, вопрос веры. Хотя он очень личный, особенно в сегодняшнем современном пространстве. У вас, по-моему, программа титруется христианин и современном мире, да?
Кира Лаврентьева
— Да.
Михаил Разумовский
— И, наверное, говорить на эту тему сегодня мне довольно сложно, потому что, мне кажется, это очень личная, интимная тема, на которую не так принято в современном обществе говорить между собой не с близкими людьми. Поэтому я стараюсь сказать, тем не менее, многое не могу высказать.
Кира Лаврентьева
— Конечно.
Диакон Игорь Цуканов
— Я бы сказал, наоборот, что в современном обществе эта тема немножко забалтывается, на мой взгляд, к сожалению, она выносится слишком напоказ иногда. От этого парадоксальным образом вера становится еще более интимным делом.
Михаил Разумовский
— Может быть, как раз вы развертываете то, о чем я хотел сказать, что ты просто закрываешься, потому кажется, что хоть что-то должно остаться.
Кира Лаврентьева
— Потаенным.
Михаил Разумовский
— Да.
Диакон Игорь Цуканов
— «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА, дорогие друзья. Сегодня у нас в гостях Михаил Разумовский, сооснователь и художественный руководитель медиаплатформы «Кто мы. Медиа», которая выпускает альманах, который называется «Живые мемории», и также серию документальных фильмов «Очаги». Также Михаил сооснователь и управляющий партнер архитектурного бюро «Aprel», архитектор. У микрофона Кира Лаврентьева и я, диакон Игорь Цуканов. Михаил, вы упомянули, что вы с детства ездили по России, и для вас это был значимый опыт. Сейчас, когда вы представляете новые сезоны фильма «Живые мемории», вы тоже возите его по российским городам. Два раза так уже было, видимо, с третьим сезоном будет также? Вы будете ездить по России?
Михаил Разумовский
— Да, конечно, нам это важно.
Диакон Игорь Цуканов
— Хотел спросить, как вы выбираете географию этих поездок? Это всегда одни и те же города или наоборот всегда разные? Что для вас важно в плане организации этих встреч?
Михаил Разумовский
— То, что мы возим киноальманах по стране, это не просто так. В целом каждый наш проект нацелен на то, чтобы большая страна вновь научилась коммуницировать между собой. Нам важно, чтобы представлены не только Москва и Санкт-Петербург, но и другие малые территории, малые города, которые не менее, а иногда более несут важное содержание, чем города-миллионники, в которых сегодня немного трансформируется наша жизнь и нас куда-то...
Кира Лаврентьева
— Относит постоянно.
Михаил Разумовский
— Уносит, да, в какую-то совсем иную жизнь и иное мирочувствие. Каждая серия проекта «Живые мемории» заканчивается абрисом страны, на которой загорается новая точка. Эта точка связана с героем тех воспоминаний, которые легли в основу серии. Это, как правило, коллаборации партнерства с культурой институции, той или иной, которая хранит память об этом герое, и тем самым мы представляем эти точки, с которыми связаны эти гении места. Может быть, провоцируем нашего зрителя, если вдруг он захочет поехать и узнать что-то большее, в реальное место, которое связано с этим человеком.
Кира Лаврентьева
— Да.
Михаил Разумовский
— С другой стороны, для нас важно доехать до этих мест и представить киноальманах локальным сообществам и местной аудитории, потому что, нам кажется, что через подобные проекты можно растить чувство гордости за то место, в котором ты живешь, за ту малую родину. Спустя два сезона и 20 поездок можно сказать, что, наверное, это действительно, так. После того, как мы показываем киноальманах, всегда встают зрители и говорят, что все серии прекрасны, но наша самая лучшая. Мне греет сердце то, что, возможно, после просмотра этого киноальманаха кто-то встает с новыми силами идти делать свою работу честно и с большим рвением. Во многом ради этого тоже мы делаем проекты. Хочется, чтобы они вдохновляли, а не прибивали наоборот людей. По комментариям, которые мы видим в онлайне, в общем это так, многие пишут, что пересматривают. Кто-то пишет, что для них это настольный киноальманах, и они обращаются в них в минуты радости и в минуты скорби и пересматривают. Это дает силы нам, как команде, двигаться дальше. Мы готовим серьезный третий сезон, очень стараемся, чтобы он получился не хуже, чем первые два. Как известно, это довольно сложно сделать, пока это удавалось не многим.
Кира Лаврентьева
— Не многим.
Михаил Разумовский
— Приготовили очень серьезных героев. Мы увеличили хронометраж серий в этот раз, тоже по обратной связи, все хотели, чтобы рамка серии расширялась. Если начинали мы с серий, где средний хронометраж был 8 минут, то сейчас серия в среднем 15 минут. Есть даже, мы сейчас завершили съемки всех артистов, самая большая серия будет 20 минут, это вообще беспрецедентно в нашем проекте. Поэтому серий будет не 10, а 8 в этот раз. Много-много нового мы готовим. Если раньше один композитор писал музыку, то в этот раз будет серия, для которой специально будет писаться симфоническая музыка, которую мы будем записывать с симфоническим оркестром на студии Мосфильма. В том числе, помимо киноальманаха, мы в этот раз пробуем два формата проекта. Это «Живые мемории. Лаб» — это такая сопутствующая образовательная история, будет отдельно подкаст «Живые мемории» и отдельно лекционная программа и программа мастер-классов. И большое-большое «Живые мемории. Гала». Это мероприятие — большой музыкальный театральный вечер на площадке театра эстрады. Мы уже определись с площадкой и датой, будут собраны лучшие отрывки из трех сезонов вживую, десять артистов в один вечер на одной сцене с живой музыкой и с анимацией как сценографии. Вот такое действо. Это для нас новое, и то, что мы сейчас готовим. Всех приглашаем следить за этим и присоединяться к нашим зрителям.
Кира Лаврентьева
— Спасибо огромное, это очень интересно. Михаил, если говорить о городах, тем более малых городах, какие вам ближе? Куда везти детей? Вопрос обывательский, материнский, но очень-очень важный, как мне кажется.
Михаил Разумовский
— Это будет чисто субъективное мнение.
Кира Лаврентьева
— Абсолютно только ваше мнение.
Михаил Разумовский
— Наверное, я здесь не буду говорить какие-то уникальные вещи. Для меня лично, я уже сказал, очень важно направление русского Севера. Так довелось, что я много профессионально работаю в этом направлении, определенная часть моей жизни была связана с работой на Соловецком архипелаге, в течение пяти лет. Дальше точкой в этом стала одна из серий «Очагов». Пятой серией первого сезона является серия с героем кресторезным мастером Георгием Кожекорем невероятным, который создал кресторезную мастерскую на Соловках. Также в свое время и сейчас работаю с Кирилловым, с Ферапонтовым монастырем, и с моим бюро «Aprel». Реализовали там проект по благоустройству и реконструкции всего окружения вокруг Ферапонтова монастыря. Мне кажется, что нам удалось гармонизировать эту среду. Лейтмотивом возвращаются ко мне в том или ином формате эти места. Эта тема русской Фиваиды на Севере для меня очень важная и личная. У меня есть много мыслей по тому, что можно было бы еще сделать. Этот путь русской Фиваиды я бы советовал каждому проследить в своих поездках, начать можно здесь, в Москве, с Симонова монастыря, продолжить Троице-Сергиевой лаврой и дальше Вологда...
Диакон Игорь Цуканов
— В том же направлении на Север.
Михаил Разумовский
— Кириллов, Ферапонтов монастырь и это только ключевые точки. А на самом деле было бы интересно, это моя мечта, проявить все это созвездие, которое было создано всем этим сонмом учеников преподобного...
Кира Лаврентьева
— Савва Сторожевский, да?
Михаил Разумовский
— Когда я это увидел и когда я положил это в свое время на карту, меня это невероятно потрясло. В целом это такое освоение пространства через молитву и через труд, я этим загорелся, эта тема меня очень вдохновила. Я это поставил себе во главу угла и стараюсь так двигаться внутри своей деятельности. Стараюсь через усердие и труд преображать пространство, неважно реальное это пространство, которое я стараюсь вместе со своими партнерами и коллегами по архитектурному бюро «Aprel» преображать, либо медиапространство, которое мы стараемся преображать с моей второй частью команды «Кто мы. Медиа». Мне очень близок и вдохновляет этот пример учеников преподобного Сергия, то, как они из пустыни, по сути, создали невероятно прекрасные места, к которым мы можем сегодня приехать. Они до сих пор, хотя прошли через всю эту мясорубку 20-го века, нас согревают и поражают своими невероятными вершинами...
Кира Лаврентьева
— Духа.
Михаил Разумовский
— ...до которых люди могли дотянуться в своем творчестве. Поэтому Кирилло-Белозерский монастырь. Ферапонтов, Соловки, весь русский Север с его деревянной архитектурой, Ярославль с его невероятной плотностью среды сохранившейся.
Диакон Игорь Цуканов
— Спасибо вам огромное, Михаил, за этот вечер, который вы с нами провели сегодня. Я напоминаю, дорогие слушатели, что сегодня у нас с вами в гостях был Михаил Разумовский, архитектор, художественный руководитель и сооснователь медиаплатформы «Кто мы. Медиа». У микрофона были Кира Лаврентьева и диакон Игорь Цуканов. Мне кажется, мы сегодня как-то очень многослойно поговорили и очень продуктивно, хотя есть еще какие-то вещи, которые хотелось доспросить, мы не успели. Мне кажется, это показатель какого-то хорошего разговора, когда вопросы остаются еще. Спасибо вам. Божьей помощи во всех ваших начинаниях.
Михаил Разумовский
— Спасибо вам большое.
Диакон Игорь Цуканов
— Огромное спасибо за эту встречу еще раз.
Кира Лаврентьева
— Спасибо огромное.
Диакон Игорь Цуканов
— А мы, будем надеяться, услышимся с вами в следующее воскресенье. Всего доброго. С Богом.
Кира Лаврентьева
— До свиданья.
Михаил Разумовский
— До свиданья.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
Помощь от Бога. Илья Муромский
Я часто получаю сообщения от знакомых с просьбой о материальной помощи: «Илья, выручай, срочно нужно столько-то» или «надо докупить до конца месяца то-то и то-то». Причём это происходит каждый раз, когда средств на счету остаётся ровно столько, сколько нужно, чтобы дожить до зарплаты.
Иногда такие письма приходят несколько раз в день, причём от одного и того же человека. Я перевожу столько, сколько могу. Но, честно сказать, внутреннее негодую, почему на роль спасителя снова выбрали меня?
Пару лет назад произошла история, которая изменила мое отношение к таким просьбам. Я тогда заканчивал учёбу в университете. Необходимо было сдать материалы по нескольким предметам, чтобы автоматом закрыть весеннюю сессию и начать подготовку к защите дипломной работы. Всё шло хорошо: я сдал почти все экзамены, оставил свою зачётку в учебной части и на некоторое время уехал за город, чтобы восстановить свои силы.
Я только вздохнул свежего лесного воздуха, как мне пришло сообщение из чата нашей группы, в котором староста написал, что сегодня — последняя возможность проставить зачет по экономике, кто получил его автоматом. Для этого нужно в течение двух часов приехать в университет вместе с зачёткой.
Внутри всё похолодело. Я совсем забыл,что этот зачет я еще не получил. Вернуться в Москву к назначенному времени я никак не успевал. Стал продумывать все варианты, как можно выйти из положения. Позвонить в учебную часть? Они скажут, что это — моя проблема, и будут правы.
Я начинаю писать однокурсникам, но все уже сдали экзамены и разъехались. И вдруг я вспомнил про своего друга, который сегодня точнодолжен быть в Москве.
Звоню ему, буквально умоляю приехать в университет, чтобы отдать мою зачётку преподавателю и объяснить ситуацию. «Слава Богу, что я оставил её в учебной части» — повторял я потом неоднократно про себя. Друг сказал, что обязательно поможет и уже через час перезвонил мне с хорошими новостями.
Спустя пару дней, я узнал, что он после моего звонка бросил все свои дела, перенёс запланированные мероприятия и помог мне в критической ситуации. Он не отказал, он пожертвовал своим временем и силами для меня.
Преподобный Исаак Сирин говорил: «Кто руку свою простирает на помощь ближнему своему, тот в помощь себе принимает Божию помощь».
Как же важно слышать просьбы окружающих людей. Возможно, для тех, кто просит меня помочь, перевести им необходимую сумму, я тоже остаюсь единственным человеком, кто в данный момент может им помочь...
«Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» — говорит Господь в Евангелии. Это — дар — возможность помочь. И необходимо не раздражаться, а всякий раз благодарить Его за то, что Он даёт нам шанс проявить свою христианскую любовь по отношению к ближним. Бог посылает нам тех, кто нуждается в нашей помощи, приближая через добрые дела к Царствию Небесному.
Автор: Илья Муромский
Все выпуски программы Частное мнение
Яблочный пирог моей бабушки. Ольга Цой
Наверное, можно сказать, мое знакомство с церковью началось с запаха ладана и медовых свечей. Я знала, что в храме тепло и чарующе пахнет, и от этого всегда на душе было спокойно и радостно, когда приходила свечку поставить. А как стала осознанно посещать службы, поняла, что храм — это, конечно, не только дивное благоухание и старинные иконы. Главное здесь — молитва, общение с Богом, Таинства. Но ладан по-прежнему продолжала любить. К тому же у меня появился свой фаворит среди его ароматов.
Тогда наш батюшка часто кадил одним и тем же прекрасно пахнущим ладаном на величание Богородицы. «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим...», — пели мы хором, пока священник обходил весь храм и кадил его. Этот момент службы очень важен, ведь он символизирует пребывание человека в раю, когда Сам Господь ходил по раю и беседовал с человеком.
По храму разливался удивительный аромат свежеиспеченного яблочного пирога с корицей и ванилью. «Яблочный пирог моей бабушки» — так охарактеризовала я запах этого ладана. А позже выяснила, что называется он «Воскресение».
Богородичное песнопение, сам образ Пресвятой Богородицы прочно стали ассоциироваться у меня с этим теплым ароматом. Словно моя бабушка печет пироги с яблоками и меня ждет в гости. И стало вдвойне благодатно молиться на службе. С нетерпением прислушивалась, когда батюшка даст возглас: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!».
Так, с малого, может начинаться путь к Богу. С ладана, красивых икон, благозвучного пения хора. А потом внешнее отходит на второй план. Уже думаешь о покаянии, работе над собой, борьбе со своими страстями, любви к ближнему... Но те, ранние, впечатления остаются в памяти. Первый добрый взгляд, встретивший в храме, приветливое слово, утешительный совет священника.
Мне кажется, это очень важно — чтобы первые шаги человека в храме были наполнены радостными воспоминаниями. Сначала эта радость — простая, житейская от тепла и доброты, но потом она перерастает в подлинно духовную, в осознание великой любви Божьей.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Просто поговорить. Анна Тумаркина
Когда я только крестилась, искренне не понимала, для чего православным христианам нужны такие длинные утренние и вечерние молитвенные правила, Последование ко святому Причащению, каноны, акафисты. Я читала в Евангелии от Матфея такие слова: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны». И долгое время мне казалось, что практически все молитвы, кроме «Отче Наш» и «Господи, помилуй» — излишни. Слишком много слов. А Бог человека и без слов услышит, разве не так?
В том, что молитва нужна не только для того, чтобы передать Богу свои просьбы, меня убедил один случай из жизни. Хотя напрямую с молитвой он связан не был.
Однажды поздно вечером я ехала домой на самокате вдоль шоссе. Смотрела на дорогу, но и по сторонам оглядывалась. Внезапно нечто, увиденное по пути, заставило меня вздрогнуть и даже остановиться. Участок на тротуаре, огороженный полосатыми ограничительными лентами. Полицейские, «Скорая помощь» и автомобиль, разбитый практически полностью. Господи, помилуй! Пока ехала, в голове, словно металлический шарик, скакала мысль: «Об этом нужно рассказать мужу».
Я набрала его номер. Принялась, глотая слезы, рассказывать об увиденном. Просила: «Просто поговори со мной». Чем дольше мы говорили, тем легче мне становилось. В какой-то момент показалось, будто муж стоит рядом, обнимает. Даже тепло на мгновение почувствовала. Мы общались минут двадцать.
А когда супруг положил трубку, плакать уже не хотелось и ужас от увиденного совсем отступил.
Мне кажется, что и с Богом человеку иногда нужно просто поговорить. Бог всегда рядом с нами. Но иногда нужно время, чтобы почувствовать Его присутствие, согреться в отсвете Божественного пламени. И молитвенные правила, каноны, акафисты подходят как нельзя лучше.
В наше время необходимое количество молитв, читаемых утром и вечером, принято индивидуально обсуждать с духовником. У каждого верующего свое молитвенное правило. А я не отказываю себе в удовольствии молиться не только краткими молитвами. Все чаще хочется с Богом просто поговорить. И подольше почувствовать, что Он рядом.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение