— Настенька, тебе понравилась экскурсия по Русскому музею?
— Да, очень, Маргарита Константиновна. Экскурсовод увлекательно рассказывала. Жаль только, что мы не успели поговорить вот об этой прекрасной картине, которая сейчас перед нами.
— Это одна из последних работ Исаака Левитана — «Озеро».
— Какая большая! На ней мы видим потрясающий пейзаж. Огромное озеро, дальний берег на заднем плане. А сверху — большое бесконечное небо!
— Исаак Ильич долго готовился к её написанию. Он сделал множество эскизов. Писал разные озёра, в разных уголках России. И примерно в 1899-1900 годах написал вот эту, главную работу, которую искусствоведы называют «лебединой песней» Левитана, одним из лучших его произведений.
— А почему они её так называют?
— Потому что художник вложил в неё свою любовь к России и к русской природе.
— Казалось бы, художник просто нарисовал озеро, природный водоём. А создаётся впечатление чего-то огромного, бесконечного, непостижимого — того, что невозможно объяснить простыми словами.
— И это ощущение бесконечности мастер создаёт с помощью некоторых художественных приёмов. Смотри, во-первых, художник размещает облака на небе таким образом, будто они выплывают из-за горизонта.
— И кажется, что они движутся прямо на нас. Удивительно!
— А во-вторых, посмотри-ка на первый план картины. Видишь, впереди изображены камыши и кувшинки, тёмные штрихи водной ряби. Эти элементы обрезаны краем полотна, но не по всей нижней части картины, а кое-где, фрагментарно. Из-за этого кажется, что изображение выходит за пределы рамы.
— А на заднем плане я вижу берег, домики с покатыми крышами, белые стены храмов... А что это за храмы художник здесь изобразил?
— В том-то и дело, что эта картина — не пейзаж какой-то конкретной местности с очертаниями определённых храмов и монастырей. Это впечатления, собранные Левитаном воедино из разных уголков нашей необъятной страны. Можно сказать, что пространство здесь бесконечно. И нет привязки ко времени. Здесь и прошлое Руси, и её настоящее...
— Так, можно сказать, художник написал Вечность!
— Да, пожалуй, ты права, Настенька. Как в Царствии Небесном — где нет времени.
— Потрясающе, Маргарита Константиновна! Чувствуется, что Левитан был человеком высокого полёта, масштабной личностью!
— Но главное — он всем сердцем любил свою родину. И выразил эту любовь в своей картине «Озеро», которая стала шедевром Русского музея Петербурга.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.