Храмы Русской Православной Церкви есть в самых разных уголках мира. Русское Православие имеет свое представительство и в государстве Тунис. В одноименной столице этой страны, Тунисе, с первой половины прошлого века существует русский храм с очень необычной судьбой.
Русский православный приход в Тунисе возник вынужденно, в результате печальных событий, связанных с революцией 1917 года. Основателями тунисского храма стали матросы и офицеры Черноморской корабельной эскадры, которые отказались присягать советскому правительству. В итоге корабли под командованием «белых» капитанов вышли в Средиземное море и встали на якорь у берегов Туниса, где и остались. Костяк ушедшей эскадры составили линкор «Генерал Алексеев», крейсеры «Генерал Корнилов», «Кагул» и штабной корабль «Георгий Победоносец». Всего в Тунис прибыло 33 военных корабля Черноморской эскадры. Штатный священник эскадры протоиерей Константин Михайловский выступил с инициативой организовать в столице страны православный храм в честь Воскресения Христова. Первоначально храм размещался на квартире, куда моряки перенесли корабельные иконы и богослужебную утварь. До революции на всех крупных российских кораблях имелись молельные комнаты и даже храмы. К корабельному храму обычно «прикреплялся» священник.
Перенос икон и утвари с кораблей во временный храм был вынужденным шагом — французские власти, которые в то время управляли Тунисом, взамен на покровительство русским эмигрантам потребовали плату. Ею стали военные корабли, часть из которых впоследствии плавала уже под французскими флагами. А другая часть была просто утилизирована. Русские моряки, таким образом, пожертвовали фактически всем для того, чтобы обрести в Тунисе и временное пристанище, и возможность молиться в православном храме. Иконостас в новообразованный храм был перенесен с крейсера «Кагул». Также с моря на сушу были доставлены иконы Воскресения Христовы, святителя Николая Чудотворца, святых князей Бориса и Глеба и другие. Всего — их было около ста. Главной святыней тунисского храма стал напрестольный крест с частицей Животворящего Древа Креста Господня и частицей мощей священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Кроме того, в храме есть иконы Крещения Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы с кораблей, затопленных в ходе Крымской войны рядом с Севастополем.
Православное богослужение в Тунисе совершалось на квартире до середины 50-х, когда сначала была приобретен участок земли, а затем на нем был построен красивый белоснежный храм. Освящение храма произошло в 1956 году. Его совершил святитель Иоанн (Максимович). В новый храм были перенесены упомянутые ценные корабельные иконы. В 1963 году для православных в Тунисе выпало новое испытание. Тунис стал независим от Франции. Вместе с французами страну стали покидать и русские. Приход потерял многих своих членов. Возникла и проблема со священником.
Русская Зарубежная Церковь не имела возможности прислать в Тунис постоянного священнослужителя. Такая непростая ситуация длилась вплоть до 1992 года, когда тунисский храм вошел в состав Московского Патриархата. Благодаря этому храм удалось спасти от сноса, а вместе с этим были сохранены от уничтожения и памятные корабельные иконы русской Черноморской эскадры. Сегодня увидеть их, совершить перед ними молитву может любой желающий.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Пасхальные истории»
В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения, — заметил однажды Николай Васильевич Гоголь. О правоте этих слов классика можно судить по русской литературе. В творчестве большинства наших писателей можно найти произведения о Пасхе. Сложился даже особый жанр пасхального рассказа. Причём, его нельзя отнести к какой-то определённой эпохе — пасхальные рассказы создавались и сто, и двести лет назад, их даже можно обнаружить в советской литературе. О Пасхе писали Гоголь, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Чехов, Набоков, Пастернак. В издательстве «Институт православной книги» вышел сборник, знакомящий читателя с некоторыми образцами этого удивительного жанра. Книга так и называется — «Пасхальные истории».
Составитель сборника, Владимир Зоберн, знаток и исследователь христианской прозы дореволюционного периода, включил в издание произведения таких авторов, как Леонид Андреев, Владимир Короленко, Александр Куприн, Саша Чёрный и многих других. Иными словами, открывая для себя мир пасхального рассказа, читатели встретятся с самыми что ни на есть маститыми классиками.
Почти каждая история в сборнике — чья-то маленькая жизнь. Вот Михеич из рассказа Короленко «Старый звонарь». С трудом взобравшись по крутой лестнице колокольни, он звонит к Светлой заутрене, и по лицу его текут слёзы счастья, а под возгласы «Христос воскресе!» забываются все невзгоды. А герой рассказа Чехова «Святой ночью», спеша в храм, переправляется на пароме по реке, окутанной ночным туманом, прислушивается к гулкому колокольному звону, любуется мелькающими на берегу огоньками крестного хода и внимает проникновенному рассказу лодочника.
Каждый из писателей, посредством своих героев, делится с нами уникальным личным опытом переживания и восприятия самого главного Праздника. Но в одном все они, кажется, сходятся: пасхальная радость по-особенному озаряет сердце человека, меняет его, делает добрее, наполняет любовью и верой. С книгой «Пасхальные истории» эту радость можно ощутить в любой момент.
Все выпуски программы Литературный навигатор
«Крестный ход на Светлой седмице»
Наступила Светлая или Пасхальная седмица, то есть неделя, следующая за Пасхой. Я стою в храме, только что завершилась Литургия, но народ не расходится, ведь сейчас будет крЕстный ход. На Пасхальной неделе он совершается каждый день. Ко мне и ещё одному мужчине подходит алтарник и просит взять хоругви, так называются церковные знамёна с изображениями Христа и Богоматери.
Прихожане выстраиваются в два ряда, все ждут священнослужителей. Наконец, из алтаря выходят батюшки, они несут Евангелие и артос — это такой хлеб, который будет освящаться и раздаваться верующим в субботу Светлой седмицы.
И вот под праздничный колокольный звон начинает крестный ход. Он движется вокруг храма. Хор поёт пасхальные песнопения.
Четыре раза процессия останавливается у каждой стены храма, батюшка читает Евангелие о Воскресшем Спасителе, кропит всех участников крестного хода святой водой и весело кричит «Христос Воскресе!». «Воистину Воскресе!» — радостно откликаются прихожане. Как же замечательны эти светлые пасхальные дни!
Все выпуски программы Утро в прозе
10 мая. О ревности Христа по Богу
Во 2-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли».
Об изгнании Христом торгующих из Иерусалимского храма, - Епископ Бердянский и Приморский Феодор.