Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Недавно один мой друг, который занимается практикой медленного чтения со студентами, поделился такой историей. Однажды он взял в качестве текста оду Гавриила Державина «Бог». Несколько раз прочитав вместе со студентами это потрясающее по своей глубине мысли и силе образов творение, он задал вопрос: кто услышал в этом стихотворении обращение лично к себе? Часть студентов подняла руки, а одна девушка попросила слова. И вот что она сказала: «Я не подняла руки не потому, что стих меня не затронул. Дело в том, что этот стих... написала я сама. Каждое слово, каждый образ в нём настолько созвучны моему сердцу — что у меня нет сомнения: Державин лишь отлил в стихах то, что всегда жило внутри меня!»
Сегодня в храмах за богослужением читается отрывок из 9-й главы Евангелия от Марка, который поможет нам глубже понять, что же произошло тогда на лекции в университете.
Вполне понятная по-человечески жажда учеников обрести как можно больше власти «обезвреживается» словами Христа о ребёнке как образце для подражания. Только тот, кто не относится к «малым сим» с пренебрежением как к «недочеловекам» — что, в общем-то, и было нормой для того времени, — а, напротив, смотрит на детей с нежностью, благоговением и любовью — именно такой человек и будет духовно близок ко Христу. Именно в детской чистоте, незамутнённости сердца, прямоте и откровенности раскрывается действие Божественного Духа: только ребёнок, в отличие от взрослого, ещё не «заморочен» — и поэтому имеет возможность прямого, не опосредованного рационализацией и прагматизацией, восприятия Божественного мира буквально, как он есть.
Эпизод при чтении оды «Бог», который я выше упомянул, именно об этом: в душе девушки слова поэта затронули того самого «внутреннего ребёнка», для которого бытие Бога — самоочевидно, для которого именно Бог — источник всего самого желанного, самого дорогого, самого тёплого и вдохновляющего. Для самой девушки, скорее всего, было удивительно, насколько слова поэта оказались созвучны ощущениям собственного сердца — поэтому она и сказала о том, что эта ода — её стихи.
Сегодняшнее Евангелие напоминает нам, насколько же важно не оставлять без внимания, в небрежении нашего «внутреннего ребёнка», который всё равно, несмотря ни на какие наши грехи и страсти, ежедневные проблемы и суету, где-то в глубине сердца ждёт нашего внимания и поддержки. И каждый из нас призван не только на уровне формальной памяти вспоминать про него, но и снова и снова устанавливать контакт с ним, искать то, что поможет ему не пугаться нашей жизни, а присутствовать в ней, ощущать её как своего рода «момент истины» — или «образ чистоты и подлинности», перед лицом которой и само поведение нас, взрослых, станет куда более правильным!...
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Как-то раз от одного знакомого я услышал фразу: «Рассказывай о себе только хорошее — плохое о тебе расскажут другие» и задумался. Многие люди, наверное, с ним согласились бы, ведь говоря о себе только хорошее мы создаём о себе выгодное впечатление. Но бывают ли ситуации, в которых правильнее рассказать не о своей победе, а о своём поражении, не о силе, но о немощи? Ответить на этот вопрос можно, обратившись к отрывку из 9-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Прежде чем обратиться к отрывку из Писания, который мы сегодня услышали, стоит вспомнить одну деталь. Марк, Евангелие которого мы читали, писал, основываясь на рассказах апостола Петра. Конечно же, Пётр, будь он человеком честолюбивым, рассказывал бы о себе только хорошее, выставляя себя самым верным, преданным и вдумчивым учеником. Но вот в сегодняшнем чтении мы слышим, как он, не стесняясь рассказывает довольно нелицеприятную историю, в которой мы оказываемся свидетелями слабости и непонимания учеников.
Итак, Спаситель идёт с ними по пути в Капернаум, а потом, уже зайдя в дом, спрашивает их, о чём они говорили между собой когда шли? Для нас это может выглядеть как простое проявление интереса. Мы также можем прийти в собрание друзей и спросить: «Что без меня успели обсудить?» Но Христос, конечно же, спрашивает совсем не так. Он знает, о чём они говорили. Они выясняли, кто из них старше, кто главнее? Ученики слышат вопрос Христа, но они не отвечают Ему. Они молчат. Молчат потому, что им стыдно в этом признаться. И тогда Спаситель обращается к ним Сам. Он говорит им о том, что тот, кто хочет быть старшим, на самом деле должен быть слугой. Причём речь, конечно, не в буквальном смысле об оказании услуг. Это само по себе важно, но никак не гарантирует правильного отношения к другим людям. Суть христианского подхода не в том, чтобы человек, который чувствовал себя выше всех, почувствовал себя самым малым и униженным. Человек, который хочет быть старшим, должен почувствовать себя опорой для других людей, опорой, от которых зависит их благополучие.
Это совсем не значит, что человек должен совершенно забыть о себе. Как известно, в экстренных ситуациях в самолёте мать сначала должна надеть маску на себя, а потом на ребёнка, потому что только так она сможет обеспечить ему безопасность. Человек, который желает послужить ближнему, должен заботиться о своём физическом и психическом здоровье. Дело совсем не в том, чтобы совершенно не думать о себе, дело в том, чтобы научиться видеть собственную жизнь в свете общих интересов и поступать так, чтобы целью было общее благо и спасение души.
Читать далее
протоиерей Павел Великанов