Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Однажды я, во время путешествия, зашёл в какое-то кафе. В нём было много народа, все активно о чём-то разговаривали — но как только увидели меня — тотчас воцарилась тишина. И это было настолько неприятно, тишина была угрожающей, вязкой, буквально выталкивающей тебя из этого пространства — что я не стал оставаться и побыстрее захлопнул за собой дверь.
Сегодняшний отрывок из 14-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах за богослужением, повествует нам про эпизод из земной жизни Христа Спасителя, перекликающийся с моей историей.
Говорят, «слово — серебро, молчание — золото». Но, как мы видим из сегодняшнего евангельского чтения, молчание может быть не только «золотом», но и свидетельством отторжения, неприятия, отказа продолжать общение, и, более того — самой настоящей угрозой. Нет ничего страшнее и опаснее, чем угрожающее молчание. Фарисеи и книжники молчат не потому, что для них слова Иисуса не требуют какого-то разъяснения в силу своей самоочевидности: они молчат потому, что Он для них — безнадёжен, Он — уже осуждён и приговорён в их умах к смерти. Им нечего возразить Ему — потому что они знают, что Он с лёгкостью опровергнет любые их кажущиеся верными аргументы силой Своего слова. Но всё это не приводит их к раскаянию, а только лишь ещё более раздражает и озлобляет. Почему? Да потому, что они видят в Нём прежде всего — конкурента, с которым им соревноваться — невозможно.
Вот почему и заканчивается сегодняшнее чтение примером про приглашённых на свадьбу: не стоит заниматься самоопределением собственной важности и исходя из неё занимать самые почётные места: лучше сразу сесть подальше — и если действительно ты дорог хозяевам, они сами тебя пересадят поближе. Этот образ — тонкий намёк на то, что духовные лидеры евреев сами себя назначили «сертифицированными экспертами» в области отношений между человеком и Богом — но когда появился подлинный «эксперт» — Сын Божий — им очень сильно не захотелось «подвинуться», поменяться с Ним местами.
Через этот образ Спаситель не только побуждает всех слушателей к смирению и кротости, но и прикровенно говорит духовным лидерам: да, Я вам сейчас мешаю, словно кость в горле, — но как только вы исполните свой приговор — тотчас же вся ваша значимость и величие, почёт и уважение — рухнут.
И, как мы знаем из истории, после разрушения Иерусалимского храма деятельность священников и саддукейской элиты прекратилась: жертв больше не было, святыня была уничтожена и осквернена. На смену храмовому культу пришёл раввинистический иудаизм — где многое пришлось переосмыслить в связи с самой настоящей духовной катастрофой.
Так что, друзья, не будем пытаться взбираться как можно выше любыми доступными способами — а определим своё место пониже, поскромнее — и предоставим Самому Господу Богу право решать, не пора ли нас хотя бы немного пододвинуть повыше — а может, и оставить на привычном для нас месте!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Всем нам в детстве говорили: «Вот это хороший человек, бери с него пример, а вот этот поступает плохо, ты так не делай». Однако на самом деле вдумчивый подход предполагает, что мы можем увидеть доброе в жизни каждого человека. Попробуем оценить в такой перспективе отрывок из 14-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Итак, сегодняшний отрывок начинается с того, что Христос приходит в гости к одному из главных фарисеев. Из Евангелий мы знаем, что фарисеи сначала относились к Нему с интересом, но довольно быстро стали воспринимать Христа враждебно. При этом мы не можем себе представить, что Спаситель напросился или пришёл без спроса. Вероятнее всего, Его именно позвали. Причём, возможно, позвали с умыслом, желая посмотреть, исцелит ли Он больного в субботу. И всё же, понимая всё это, Он не упускает возможности свидетельствовать об истине. К сожалению, в наши дни люди разных взглядов нередко считают ниже своего достоинства беседовать с теми, с кем они не согласны, и объяснять свою позицию не хотят. В свою очередь Спаситель поступает совершенно иначе. Он приходит и беседует с фарисеями, снова и снова объясняя, как с Его точки зрения нужно подходить к закону Моисееву.
Поводом к очередному разговору на тему исцелений в субботу подаёт больной водянкой, который оказывается перед Христом во время трапезы. Господь видит его и спрашивает фарисеев: «Как должно в этом случае поступить? Позволено ли врачевать в субботу?»
Что важно в этом вопросе Христа? Он приходит к тем, кого считает неправыми, но оставляет им свободу. Не обвиняя их в неправоте, Он задаёт им вопрос, чтобы они имели возможность подумать. Господь обращается к их сердцу, в котором они явно чувствуют, что, если больной может быть исцелён, он должен быть исцелён.
Однако фарисеи молчат, что может показаться чем-то совершенно неправильным. Мы-то уже читали Евангелие и нам уже известен верный ответ. Но в их сознании происходит борьба законничества, строгости и сочувствия к страдающему. О чём говорит молчание? О том, что они не согласились со Христом? Не выбрали правильный путь? Может быть, так. Но дело в том, что и неправильный путь они тоже не выбрали. Они не стали давать ложных и неправильных объяснений, не стали оправдывать свою точку зрения, потому что она явно было неправильной. И именно это их молчание позволило Христу обратиться к ним с объяснением Своей позиции.
Как часто мы, даже понимая, что не правы, начинаем рьяно отстаивать свою точку зрения, хотя молчание было бы лучше. Фарисеи были убеждёнными законниками и сразу отказаться от своей позиции не могли, но и лгать на истину не стали.
Сегодняшнее чтение показывает нам Христа и Его собеседников в очень непростой и даже провокационной ситуации. Сам Спаситель поступает так, как должен, Он свидетельствует о правде и, более того, по правде поступает. Фарисеи же со своей стороны не находят в себе сил, чтобы следовать за Ним в Его милосердии, но они по крайней мере оказываются способны не восставать против истины. Конечно, путь, который являет нам Христос, высший и предпочтительный, но для многих он начинается с того, чтобы научиться противостоять греху.
Читать далее
протоиерей Павел Великанов