Екатерина Великая называла себя просвещённым монархом. К проблемам просвещения она всегда относилась с особым вниманием, и не боялась новшеств и решительных шагов. Так, например, в 1764 году по указу императрицы при Воскресенском Новодевичьем Смольном монастыре был открыт первый в истории России женский институт. А в 1782 году Екатерина начала претворять в жизнь большую образовательную реформу. Именно тогда образование стало государственной системой с теми основами, на которых продолжает держаться и по сей день.
В историю эти преобразования вошли под названием Школьной реформы Екатерины II. Императрица решила по всей стране создать единую сеть народных школ для всех чинов и сословий. Чтобы образование получали не только дворяне в Петербурге и Москве, но и простые люди в губернских и уездных городах, и своими знаниями приносили пользу Отечеству. Воплотить идею в жизнь императрица поручила своим ближайшим сподвижникам. Тайный советник Пётр Завадовский возглавил специальную Комиссию о создании училищ, и впоследствии стал министром просвещения. Однако, по сути, осуществил Школьную реформу в России австрийский педагог сербского происхождения — Фёдор Иванович Янкович де Мириево.
«Человек, трудившийся уже в устроении народных школ, знающий язык российский, и православный закон исповедующий» — такую характеристику дал Фёдору де Мириево император Австрии Иосиф II. Екатерина прислушалась, и пригласила педагога в Петербург. Он приехал в сентябре 1782 года. И остался навсегда. Россия стала для де Мириево второй родиной, которой он славно послужил. Императрица поручила Мириево работу над главным документом, определяющим ход реформы образования — «Уставом народных училищ Российской империи». Он был опубликован в 1786 году. Вступительная статья Устава так определяла значимость народного образования: «Воспитание, просвещая разум человека различными познаниями, украшает его душу; склоняя же волю к деланию добра, руководствует к жизни добродетельной». По сути, училища екатерининской эпохи представляли собою известные нам сегодня средние школы. Согласно Уставу, в губернских городах открывались так называемые главные народные училища — со сроком обучения 5 лет. А в уездных городах — малые, со сроком обучения 2 года. Поступить туда, как сказано в Уставе, могли «дети всех состояний и обоего пола, но не моложе 8 лет». Индивидуальные занятия с каждым из учеников заменялись в училищах общей классно-урочной системой. Для каждого типа училищ формировалась своя школьная программа. Основными предметами были чтение, письмо, арифметика, Закон Божий. Преподавались и такие дисциплины, как история, география, механика, иностранные языки. В школах появились вещи знакомые нам и сегодня: расписание уроков, классная доска, мел, классный журнал. А самое важное — учиться в них можно было бесплатно. Выпускники главных народных училищ могли поступить в университет. Директором всех училищ Петербургской губернии императрица Екатерина назначила Фёдора Ивановича Янковича де Мириево.
Фёдор Иванович стал автором методического руководства для учителей народных школ. «Учителя должны занимать у учеников место родителей», — писал педагог. Он подчёркивал, что для работы с детьми учитель должен обладать такими добродетелями, как миролюбие и христианская любовь к ближнему. Всё это Фёдор Иванович де Мириево подкреплял собственным примером. По свидетельству современников, отличительными чертами его характера были «прямота, соединенная со скромностью, безукоризненность, честность и строгая набожность». К концу XVIII века народные училища постепенно появились в большинстве городов России. Школьная реформа Екатерины II, столь важная для того времени, состоялась — благодаря таланту педагога Фёдора Ивановича Янковича де Мириево.
Все выпуски программы Открываем историю
«Журнал от 20.09.2024». Илья Кузьменков
Теперь каждую пятницу ведущие, гости и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Алексей Пичугин, Константин Мацан, Кира Лаврентьева и Главный редактор Радио ВЕРА Илья Кузьменков вынесли на обсуждение темы:
— Культурный форум в Санкт-Петербурге;
— Преподобный Сергий Радонежский и значение паломничеств;
— Развитие малых городов России;
— Открытие памятника доктору Лизе.
Ведущие: Алексей Пичугин, Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал
«Сыне Божий Единородный, приими мя в мудрость Твою»
Сыне Божий Единородный, приими мя в мудрость Твою. Ты еси глава всем сынам человеческим, их разум небесный, освящение и радость.
Ты — Тот, Кто одинаково добро помышляет обо всех людях — одна мысль, один свет. Тобою человек человека познает, Тобой человек человеку пророчествует. Твоим голосом люди друг друга слышат, Твоим языком понимают друг друга. Воистину, Ты — Всечеловек, ибо все люди по существу своему в Тебе, и Ты во всех и во вся. Ты созидаешь разум человеческий, когда тень Твоя разрушает его. Ты дал форму всему и запечатал всё Своей Мудростью. Ты из праха земного создал все сосуды и наполнил их песнью и радостью Святой Единой Троичности, но тень Твоя в каждый сосуд уронила каплю печали, которой печальные пишут жалобы на Тебя.
Господи Милостивый, играющий в объятии Матери Своей, Духом Святым оживотворённой, исправь разум мой Своим разумом, и очисти его светом Твоим от мыслей печальных, от мрачных предчувствий, от жалких поступков, Господи мой Величественный.
Ты наполняешь Собой душу Матери своей, Недра Её девственные. Ничто больше не вмещает Душа Её, только Тебя. Ты — свет Её и голос Её. Око Её и песнь Её.
Ты — слава Духа Святого, Его действие и Его плод — Его восхищение!
Господи Величественный, играющий в объятии Матери Своей, Духом Святым оживотворённой!
Ты — храбрость святой Троицы, героизм Её и Её история. Решился Ты луч тройственный направить в хаос и тьму, и стал свет — чудо, на которое очам не насмотреться, ушам не наслушаться, Творче очес и ушес.
И всё это чудо только бледная тень Твоя, только умноженное и искажённое отражение лица Твоего в осколках мутного зеркала.
Сердце моё жаждет полного образа Твоего, Сыне Божий. Ибо горько быть частью образа Твоего, неуверенно колеблющейся в океане тьмы.
Разрушь тесноту души моей, освободи её, о безграничность Божества Трисветлого.
Освети разум мой, о Свет ангелов и тварей земных! Открой мне Слово Твоё, Премудрое Слово Божие. Соделай душу мою девственной, стань Оком и Песнью её.
«Души усопших, славословьте со мною Троицу Небесную»
Души усопших, славословьте со мною Троицу Небесную. Чем заняты вы теперь? Одни — в судорогах страха вдали от Бога, другие — в радостном восхищении от близости Его?
Покинули вы прах плоти своей — любимую заботу вашу, о чем вам заботиться? Лишь о наготе своей. Понимаете ли теперь, что не тело душе, а душа давала запах телу вашему.
Тяжко душе грешной остаться один на один с запахом своим, когда не рассеян он телом, не растворён другими запахами. Известно ли вам, что колесо само не покатится в грязь, если не направит его возница? Разве не видите, что колесо в грязи по воле возницы? Колесо получило плату свою и возницу ждёт воздаяние.
Грешники, не стремитесь обратно в тела свои, чтобы избежать зловония, от которого задыхаетесь, то же зловоние принесете вы с собой и умножите его в новом теле.
Грешники, не стремитесь вернуться в тела свои, чтобы избежать жгучего огня обжигающего, и дыма, душащего вас! И пламя, и дым с собою вы носите, и тело не спаситель, но жертва ваша.
Устремите все желания свои к Вечной Девственности Божественной, изгоняющей всякий смрад, к Сыну Божию, освящающему пламенем мудрости троической, к Духу Святому, подающему силы и дерзновение возвысится до кругов ангельских.
Души чистые, благоухающие восхитительнее всех бальзамов земных, не отдаляйтесь от нас, жителей земных, что ещё миг-другой будем следовать мученическим путём вашим, прежде чем обратимся в прах.
Чистые на земле будут чисты и на небесах, и в одной славе будут пребывать, благоухая райским ароматом, и облачённые в девственную белизну.
Умножьте любовь вашу к нам, усильте молитву за нас. Ибо нет между нами иной преграды, кроме немощной плоти нашей. Ибо хотя и опередили вы нас, а мы задержались в пути, путь — один, и град в конце пути — один.
Души праведные, молимся и мы за вас Господу, да облегчит и ускорит Он приход ваш к Нему. Хотя мы и слабее вас, молимся за вас. Молимся по любви к вам, которой горит сердце наше, словно младший и слабый ещё брат протягивает руки свои, чтобы помочь старшему и сильному.
Ибо так же, как младшие и старшие братья — одно в глазах любви, их родившей, также, мы и вы — одно в глазах премудрой и всесильной любви Бога Вышнего.
Нет числа вам, стаи душ от земли отлетающих, не разлетайтесь и не пугайтесь, не оглядывайтесь на холодный остров земной жизни, к которому мы ещё привязаны на какой-то миг, пока не догоним вас в полёте к светлым и теплым пределам.
За всех вас, грешные и праведные, молимся мы, ни живые, ни мертвые, молимся Милосердию Небесному, да не смущайтесь и не озирайтесь назад, но всеми силами устремитесь вперёд, все выше — к свету и радости, миру и полноте.