![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2024/06/jessica-rockowitz-5NLCaz2wJXE-unsplash-1-1.jpg)
Фото: Jessica Rockowitz / Unsplash
«Живёшь по Домострою», — так иногда говорят, желая упрекнуть собеседника в том, что его представления о жизни устарели. Действительно, книга «Домострой» — сборник правил, касающихся самых разных сфер жизни человека, увидел свет довольно давно — ещё в конце XV века. Между тем многие советы, которые содержит этот литературный и исторический памятник, не подвержены влиянию времени, и сегодня выглядят так же актуально, как и почти пятьсот лет назад.
Полное название сборника звучит так: «Книга, называемая „Домострой“, содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам и служанкам». По мнению ряда историков — Сергея Соловьёва, Ивана Некрасова, Александра Орлова — родиной «Домостроя» следует считать Великий Новгород. Именно там в конце XV-го столетия появились первые его редакции, которые, скорее всего, были основаны на ещё более ранних сводах разного рода поучений и правил — таких, например, как «Измарагд» и «Златоуст». До нас «Домострой» дошёл в том виде, в котором в середине XVI-го века его издал протопоп Сильвестр — духовник тогда ещё молодого царя Ивана IV. Некоторые учёные допускают и версию, что это вполне мог быть авторский труд священника.
Как бы ни было, «Домострой» стал первой книгой, написанной на практические темы понятным и доступным для широкого круга читателей языком. Неудивительно, что вскоре после выхода в свет книга у многих стала «настольной». Сборник регулировал духовно-нравственную и хозяйственно-экономическую жизнь, учил правилам этикета. Но самое пристальное внимание в «Домострое» уделялось семейным ценностям. Семья, по «Домострою», представляла собой единый организм: муж работал и обеспечивал пропитание. Жена вела хозяйство. Дети помогали родителям. Домострой четко обозначал роли в семье и взаимоотношения между её членами. Каждый знал свои обязанности и зону ответственности. Таким образом, сводились к минимуму разногласия и конфликты.
На мужа, как на главу семьи, «Домострой» накладывал ответственность перед Богом за жену и детей. Фундаментом семейной жизни должны были стать любовь и взаимоуважение. «Ни мужу на жену не гневаться, ни жене на мужа — всегда жить в любови и согласии», — гласит 38-я глава сборника. Женщину «Домострой» называл «государыней дома», и делегировал ей домашние заботы — например, пополнение семейных запасов. Впрочем, хозяйственные решения рекомендовалось принимать совместно: «Утром, встав по колокольному звону, и после молитвы, мужу с женой советоваться о домашнем хозяйстве...» Детей родителям тоже надлежало воспитывать сообща. Матери — следить, чтобы чада были «всегда упокоены, сыты и одеты, и в тёплом дому». Отцу — учить сыновей ремеслу, растить помощников. Словом, «Домострой» предлагал рецепт вполне гармоничных и здоровых семейных отношений, который с веками, пожалуй, ничуть не утратил своей актуальности.
Исследователь Иван Забелин считал «Домострой» не только памятником неоценимого исторического значения, но и «цветом вечных нравственных и хозяйственных уставов быта русского человека» Помимо ценных наставлений, книга раскрывает перед читателями картину социального устройства средневековой Руси, её повседневную и духовную жизнь.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2015/10/05452f981490b14b1a95ec83c7a8ef6f7bf505db-1.jpg)
Рим., 79 зач. (от полу́), I, 7-12.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Stefan-Domuschi-1-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Трудные времена люди переживают по-разному. Разность точек зрения, разность в опыте жизни часто приводят к тому, что родственники и друзья ссорятся и не находят в себе сил для общения и любви. В то же время в поисках опоры люди находят единомышленников, создают новые сообщества... Очевидно, что христиане тоже задают себе подобные вопросы: в чём мы можем найти опору? Кто наши единомышленники? Ответы на эти вопросы прикровенно звучат в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,
10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам,
11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,
12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.
Как и любой другой человек, апостол Павел жил в обществе, занимался трудом, общался с людьми по самым разным, в том числе и бытовым поводам, ел, пил, отдыхал, читал современных ему авторов, которых потом цитировал в своих посланиях. По его собственным словам, он был фарисеем из фарисеев, то есть принадлежал к авторитетной и влиятельной группе людей, которые ощущали себя основой современного им иудейского общества. Он был учеником известного раввина Гамалиила и вполне мог рассчитывать на спокойную жизнь. Но вдруг, неожиданно для себя самого, апостол встретил Христа, и эта встреча изменила всю его жизнь. Люди, которые его уважали и любили, стали воспринимать его как врага и из единомышленника он стал для них оппонентом. Жизнь его изменилась кардинально, но нельзя сказать, что от него это не зависело. Нет, это было его свободным решением. Верность Христу и Его проповеди оказалась для апостола важнее всего остального. Спаситель стал Его опорой, а братья и сёстры во Христе новыми единомышленниками. Казалось бы, всё просто и ясно. Был человек одних взглядов, общался и дружил с одними людьми. Потом изменил взгляды и стал общаться с другими, в то время как с первыми рассорился и начал воспринимать их как врагов. Обычно так всё и происходит... Но в жизни апостола Павла всё было несколько иначе. После всех перемен, которые с ним произошли, иудеи действительно изменили своё отношение к нему, но он не изменил своего отношения к ним. И этот факт чрезвычайно важен для понимания того, что такое христианство. Да, апостол считал, что иудеи ошибаются. Действительно, у него появились новые друзья и единомышленники, как из иудеев, так и из язычников, но любовь ко всем прежним друзьям и единомышленникам осталась. Иудействующие ненавидели его и даже стремились убить, но вера Христова преобразила его отношение к людям. Апостол Павел научился любить язычников и это было нечто новое и удивительное, но ещё поразительнее, что он продолжил любить тех, кто от него отвернулся. Ему открылся совершенно новый опыт, потому что он вдруг услышал слова Христа: если вы любите любящих вас, какая вам польза, не так ли делают и язычники"? И вместо того, чтобы отречься от тех, кто отрёкся от него, апостол продолжил за них переживать, продолжил за них молиться, продолжил желать им спасения.
Где апостол Павел всему этому научился? В чём находил утешение в те моменты, когда его осуждали, когда гнали и преследовали? Ответ один: он учился этому в Церкви и находил утешение в вере Христовой. Церковь, объединявшая людей разных культур и взглядов, оказывалась для него местом поддержки. Поддержки не политической или культурной, не социальной или бытовой... Все эти сферы могут объединять, но могут и разделять людей. Церковь же и вера в Иисуса Христа стала для него поддержкой и опорой в любви, которую он стремился проявлять ко всем людям.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь зависимым людям в Санкт-Петербурге
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/Favor.jpg)
Диакон Кирилл Шабров из Санкт-Петербурга служит в православной Церкви, а также 20 лет помогает людям, зависимым от алкоголя и наркотиков. Отец Кирилл трудится психологом в благотворительной общественной организации «Фавор». Здесь действует амбулаторная программа помощи зависимым. То есть каждый день, в течение трёх месяцев, люди приходят сюда на занятия со священниками и психологами. Такая программа реабилитации подходит не всем, ведь зависимый человек продолжает находиться в привычной среде и всякий раз вынужден испытывать себя на стойкость. Но в то же время, если он остаётся в социуме, у него есть семья, работа – это поддерживает его в борьбе с зависимостью. Главное - подопечный должен сам захотеть избавиться от этой болезни.
По словам диакона Кирилла, сложнее выздоравливать тем, кто верит в свой контроль над ситуацией. Но спасти зависимых может только полная трезвость. Однако в «Фаворе» — это не единственная цель. Местные специалисты, прежде всего, помогают человеку изменить взгляд на жизнь и впустить в неё Бога.
Петербуржец Борис прошёл реабилитацию пять лет назад. «Я очень удивился, когда меня спросили: «зачем тебе нужна трезвость?», - говорит мужчина. - Я думал, что она мне просто необходима и всё, а о том, что буду делать после - не задумывался. Оказалось, мне нужно научиться по-новому преодолевать трудности и переживать эмоции. Чтобы в будущем не заливать всё это алкоголем, а именно проживать».
В общественной организации «Фавор» зависимые люди бесплатно получают профессиональную помощь. У них появляется шанс на новую жизнь.
Проекту «Фавор» очень важна поддержка. Узнать об этом больше можно на сайте: miloserdie.ru, в разделе «Где нужна помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
«Намоленность храмов». Свящ. Сергий Старокадомский, Ирина Языкова
![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2024/06/o.-Sergij-Starokadomskij-Irina-Jazykovka.jpg)
У нас в студии были настоятель храма святителя Алексия Московского в деревне Середниково священник Сергий Старокадомский и искусствовед, кандидат культурологии Ирина Языкова.
Разговор шел о том, какое значение вкладывается в распространенное понятие «намоленность храма», как разные поколения людей вносили свой вклад в архитектуру и убранство храмов и как это влияет на церковную жизнь современных прихожан.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер