В конце девятнадцатого века у самарцев сложилось обыкновение в погожий денек отправляться на пароходе на Барбошину поляну. Ехали большими компаниями, везли с собой самовары и корзинки со снедью. Уютно расположившись неподалеку от высокого берега, любовались Волгой, которая проходит здесь в ворота между Жигулевскими и Сокольими горами.
Постепенно живописная местность застраивалась, на поляне образовался курортный городок с яхт-клубом и кумысолечебницей. Состоятельные горожане приобретали в окрестностях участки под застройку и возводили дачи, одна эффектнее другой. Купец-миллионщик Яков Гаврилович Соколов построил над Волгой не один, а сразу три дома – для себя и своих сыновей. Два особняка проектировал сам Александр Щербачёв. Именно по его замыслу был построен дворец с четырьмя птицами, восседающими по углам граненой башни. Это - соколы, олицетворяющие фамильный герб хозяина. Здание ладно собрано из многочисленных фантазийных элементов. Уютные террасы обрамляют широкие марши наружных лестниц, фасады богато украшены фигурной лепниной.
После революции дачный комплекс Соколовых национализировали. Наверное, хорошо, что Яков Гаврилович не дожил до этого черного дня. А вот про одного из его сыновей ходит легенда, что эмигрировав в Италию, он построил на берегу Средиземного моря виллу, точную копию отцовской дачи – той самой, с соколами.
Сейчас в волжской дачной резиденции Соколовых расположен санаторий имени Валерия Чкалова. Это имя здравница носит с 1941 года – в то время здесь проходили реабилитацию военные летчики. Фигуры птиц, высящиеся над комплексом, приобрели в связи с этим особый смысл – ведь героев воздушных войск называли в народе не иначе, как соколами.
Среди тех, кто восстанавливал здоровье в Куйбышевском санатории во время Великой Отечественной, был легендарный Алексей Маресьев, о котором Борис Полевой написал «Повесть о настоящем человеке». Здесь, на берегу Волги, Маресьев заново учился ходить. Именно самарские медики помогли летчику освоить протезы настолько, что он снова смог вернуться в небо.
Рядом со старинными купеческими виллами на территории санатория появилось много новых построек. Одна из них – церковь-часовня, освященная во имя целителя Пантелеимона. Решение построить в ограде здравницы храм весьма разумное: возможно ли излечить тело, пренебрегая заботой о душе? К тому же маленькое изящное здание этой церквушки очень гармонично вписалось в архитектурный ансамбль.
Непередаваемое чувство испытываешь, когда стоишь на высокой смотровой террасе санатория имени Чкалова. Мимо проплывают корабли, и ты не без гордости наблюдаешь, как туристы высыпают на палубу и в изумлении указывают друг другу на архитектурное чудо Барбошиной поляны. Больше века прошло, а дача Соколова не перестала удивлять людей.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.