Святые наших дней... Есть люди, прославленные в лике святых совсем недавно, уже в нашем XXI веке. Они жили среди нас, и каждое сказанное ими слово теперь имеет особую ценность.
Сегодня мы говорим о блаженном Гаврииле Ургебадзе и повести Валерии Алфеевой «Призванные, избранные и верные».
Место действия — Грузия
Время действия — 80-е годы XX века
В 2012 году блаженный Гавриил (Ургебадзе) был причислен Грузинской церковью, а в 2014 году Русской Православной Церковью к лику святых. Этот человек, наш современник, взял на себя редкий подвиг юродства.
«Господь умалит и возвысит. Когда я начинаю считать себя лучше других, тогда я надеваю на голову свою диадему и выхожу на улицу босиком. Люди смотрят на меня и смеются, а я вижу, какое я ничтожество», — только близким говорил отец Гавриил о причинах своего странного поведения.
В Тбилиси отца Гавриила многие принимали за сумасшедшего, унижали, смеялись, когда он садился на кучу мусора и говорил о себе: «Я — земля и пыль». И лишь теперь стало ясно, что всеми своими чудачествами отец Гавриил как бы говорил окружающим: «Люди, очнитесь от своей гордости и пустого тщеславия!»
Московская писательница Валерия Анатольевна Алфеева встретилась с отцом Гавриилом (или как его называют в Грузии — Габриэлем) в конце 80-х годов во время своего путешествия в Грузию. В повести «Призванные, избранные и верные» она рассказывает о том незабываемом впечатлении, которое произвел на нее этот человек «с кроткими тёмными глазами» и его рассказы о своей жизни.
Так он запомнился мне: высокий, в поношенной рясе, облегающей плотную фигуру, с резной иконкой Богоматери на груди вместо креста. Ему было под шестьдесят лет, лоб пересекали три глубокие, от виска к виску, морщины. Но крупно вьющиеся волосы были совсем чёрные...
Примерно с середины 60-х годов отец Гавриил Ургебадзе начал строить во дворе своего дома в Тбилиси церковь. К нему то и дело приходили то из милиции, то из райисполкома, грозились подогнать бульдозеры и разрушить церковь...
Церковь, построенная руками блаженного Гавриила Ургебазде и украшенная редкими иконами, и по сей день стоит в Тбилиси.
Для своей церкви отец Гавриил собирал на свалках иконы и церковную утварь, которые горожане выбрасывали из домов вместе со старыми вещами. Все эти иконы и старинные вещи отец Гавриил чистил, реставрировал и размещал в своей церковке или отдавал в монастыри.
«Я собирал всё это возле закрытых церквей и монастырей, — говорил отец Габриэль, двигаясь вдоль полок рядом с нами. — Иногда разгребал груды мусора во дворе в углу или в подвалах, извлекал из земли вот такой кувшин. Может быть, он сорок лет стоял в алтаре...»
Во время первомайской демонстрации в 1965 году отец Гавриил Ургабидзе поджег висящий на стене исполкома двадцатиметровый портрет Ленина. В Тбилиси была объявлена тревога первой категории.
«Грузины, опомнитесь! Господь сказал: Не сотворите себе кумира и никакого изображения его. Мы всегда были христианами. Вы поклоняетесь идолам», — проповедовал отец Гавриил, пока главную площадь Тбилиси оцепляли военными, подгоняли пожарные машины.
Отца Гавриила жестоко избили, несколько дней он находился без сознания. По решению суда его направили на лечение в психиатрическую больницу, что спасло проповедника от расстрельной статьи.
«Все плохое в человеке — только случайность, — говорил отец Гавриил. — Никогда не презирайте людей. Даже если видите грязных, пьяных, ругающихся скверными словами. И в них сохраняется Божий образ, в глубине, о которой, может быть они и сами не знают. Этот образ враг замазал грязью, как можно запачкать икону. А попадёт она в добрые руки, ее очистят — и засияет...»
Такой завет святого Гавриила Ургебадзе всем нам, современным людям, звучит со страниц повести Валерии Алфеевой «Призванные, избранные и верные».
Все выпуски программы Прообразы
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова