Из истории отечественной литературы известно, что в 18 веке жил драматург, которого называли «русским Шекспиром». Яркие сюжеты для своих трагедий он брал из истории родной страны.
Сегодня мы говорим о князе Мстиславе Владимировиче и пьесе Михаила Хераскова «Пламена».
В 1125 году князь Мстислав Владимирович, после смерти отца, Владимира Мономаха, унаследовал великокняжеский престол в Киеве.
Трудно было на Руси, раздираемой междоусобными войнами, добиваться объединения земель и мира. Это хорошо показано в пьесе «Пламена Михаила Хераскова.
Пламена — имя дочери одного из удельных князей, не желавшего подчиняться великому киевскому князю. Отец Пламены попал в плен и вместе с дочерью был приведён в Киев. Великий князь Мстислав Владимирович отнёсся к пленникам милостиво и окружил почти отеческой заботой. Как говорит Пламена отцу: «Не в плен мы введены, но в царские чертоги».
Великий князь Мстислав и его брат, которого в пьесе зовут Позвезд, — христиане. Не так давно они приняли святое крещение и желают просветить соседей — язычников. Мстислав Владимирович рассказывает пленному князю, что ещё в 1-м веке на киевских холмах побывал апостол Андрей Первозванный, ученик Христа, и водрузил крест на месте будущего Киева. Тем самым ещё много веков назад был преподпределён христианский путь Руси.
Давно небесный знак в сем граде положён,
И крест на сей горе Андреем водружён;
На коем видел свет Исуса пригвожденна,
Кем сила адская и злоба побежденна,
Которой множеством исполнив мир чудес,
За грешных пролил кровь, и умер, и воскрес!
Сего Спасителя уже познали многи,
Он славою гремит, трепещутъ ваши боги…
Трагедия Хераскова «Пламена» написана несколько тяжеловесным для читателя 21 века языком. Но её содержание за три столетия не устарело: люди, познавшие Христа, всё так же желают показать неверующим путь спасения.
В пьесе есть конфликт, без которого не обходились трагедии эпохи классицизма — между долгом и чувством.
Дочерний долг велит Пламене быть на стороне упрямого отца, который хранит верность языческим богам. Но душа её тянется к свету истины. Великий князь Мстислав пытается убедить князя-язычника не мешать дочери.
Внимай, как с ближними нам жить велел Творец!
Мы отдаём тебе и скипетр, и венец,
Сокровища твои, ключи твои от града,
Во мзду за то: спаси себя от ада!
От сердца отгони сгущающуся ночь,
Крещенье пусть твоя познает дочь.
Пламена и её служанка принимают крещение. Тем временем её отец-язычник находит в Киеве сторонников и поднимает бунт против великого князя. Христианская дружина Мстислава Владимировича одерживат победу. Но когда отца Пламены приводят на площадь для суда, тот, пользуясь добрым к нему отношением, убивает Позвезда, младшего брата Мстислава Владимировича. Тем самым он губит и счастье своей дочери, которая полюбила Позвезда и уже собиралась выйти за него замуж.
Жестокий, коварный отец Пламены в пьесе — само олицетворение язычества.
Великий князь Мстислав Владимирович искренне, глубоко верит в Бога, и поэтому финал трагедии Хераскова не кажется беспросветным.
Кто мечет гром с небес и бури укрощает,
Кто движет океан и ветрам запрещает,
Тот варварски сердца кипящия пред Ним,
Коль хочет, усмирит дыханием одним.
Михаил Матвеевич Херасков, писатель и драматург эпохи Просвещения, основатель первых московских театров, вывел на сцену привлекательный образ русского князя-христианина. В его пьесе Мстислав Владимирович добр, великодушен, справедлив — недаром народ прозвал его Мстиславом Великим.
2 декабря. О Царствии Божьем внутри человека
В 17-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Царствие Божие внутрь вас есть».
О правильном понимании этих слов, — иеромонах Назарий Рыпин.
2 декабря. О подвиге святого Порфирия
День памяти Преподобного Порфирия Кавсокаливита.
О подвиге святого Порфирия, — протоиерей Владимир Быстрый.
2 декабря. О пророчествах Пророка Авдия
День памяти Пророка Авдия, жившего в девятом веке до Рождества Христова.
О его пророчествах, — протоиерей Михаил Самохин.