Эта история произошла не так давно в одном из храмов Петербурга. За Божественной литургией в воскресенье, во время причащения мирян, внимание молящихся привлек небольшой светловолосый мальчуган, стоявший вблизи алтаря. Он внимательно смотрел на причастников и время от времени заливался звонким детским смехом. Его одергивали, пытались урезонить, но тщетно. С окончанием причащения прекратилось и необычное поведение мальчика.
Удивленные до крайности родители стали расспрашивать, почему он смеялся, и вот что услышали в ответ.
«Когда я смотрел на людей, подходящих к Чаше, то вдруг увидел, как к некоторым подлетает белый голубь. Только дядя или тетя откроет рот, чтобы проглотить Дары, как голубь склевывает Их с ложечки и улетает. Они этого голубя не видят, закрывают рот и отходят, думая, что причастились, а на самом деле только пустую ложечку подержали. Мне от этого стало очень смешно».
Неверующему человеку этот рассказ ребенка может показаться выдумкой, но православное сердце не может не содрогнуться от трепета, уяснив смысл видения, посланного Богом ребенку. В самом деле, не страшно ли осознать, что Господь многих из нас не допускает до причащения, потому что в недостойном, неподготовленном состоянии подходим мы ко Святой Чаше.
«Ядущий и пиющий недостойно суд себе яст и пиет»( 1 Кор. 11, 29) – вразумляет нас апостол Павел. Уставом издавна определены требования, исполнение которых помогает причастникам достойно принять Святые Дары. Это и пост от 1 до 7 дней, и воздержание от супружеской близости на это время, и чтение многих молитв, и посещение богослужений – каждому в меру сил и его духовного опыта. Обязательно исповедаться перед Причастием.
Но вот все исполнено. Заканчивается литургия, и причастник готов соединиться со Христом. Отверзаются Царские врата.
«Со страхом Божиим и верою приступите…»– провозглашает диакон. Вера и страх Божий – вот что должно запечатлеться в сердце каждого, подходящего к Чаше. Здесь не место разговорам и суете. А на практике…
Кому из нас не приходилось быть свидетелем давки перед Святой Чашей! Люди отталкивают других, стараются как можно раньше достигнуть Святых Даров, не внимают увещеваниям священника. А ведь недостойным поведением перед Чашей можно во мгновение ока перечеркнуть весь кропотливый труд говения. Тогда и нас невидимый голубь не допустит до Святых Даров, и не жизнь вечную обретем в таинстве, а осуждение и Божию кару.
Чтобы этого не случилось, каждому причастнику нужно хорошо знать и исполнять правила подхода к Святой Чаше, которые установила Церковь. Вот они:
– Перед Чашей надо сделать земной поклон. Если причастников много, то, чтобы не мешать окружающим, поклониться нужно заранее;
– Когда отверзаются Царские врата, надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться; отходить от Чаши нужно, не разнимая рук;
– Подходить надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной;
– Первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети и только потом все остальные. Нужно уступать ближним дорогу, ни в коем случае не толкаться;
– Женщинам перед Причастием нужно стереть губную помаду;
– Подойдя к Чаше, громко и отчетливо назвать свое имя. Принять Святые Дары, разжевать (если это необходимо) и немедленно проглотить, а нижний край Чаши облобызать как ребро Христово;
– Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника;
– У Чаши креститься запрещено! Поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары;
– Отойдя к столику с запивкой, надо съесть антидор и выпить теплоту. Только после этого можно прикладываться к иконам и разговаривать;
– Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать Их можно только из одной. Причаститься дважды в день – страшный грех;
– В день Причастия не принято вставать на колени, за исключением поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы;
– Придя домой, следует, прежде всего, прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении, если их читают в храме по окончании службы, надо прослушать молитвы там.
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 237 зач., I, 12-20.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Любой рабочий процесс нуждается в периодической проверке, которая состоит в ответе на следующие вопросы — что я делаю? как делаю? и зачем? Ведь одно дело форма. И совсем другое — целеполагание и содержание. И даже самые благочестивые по виду вещи могут в итоге иметь негативное значение. Об этом пишет в отрывке из 1-й главы своего послания к христианам города Филиппы апостол Павел. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,
13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,
14 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.
15 Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.
16 Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;
17 а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.
18 Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться,
19 ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа,
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
Апостол Павел пишет христианам города Филиппы из римской тюрьмы. Здесь он оказался по ложному обвинению. Но лишение свободы, если и расстраивало Павла, то не слишком сильно. Заключение он использовал для продолжения проповеди Евангелия. В итоге, об апостоле узнали даже в претории — штабе имперской гвардии — и заинтересовались учением, которое Павел проповедовал. Смелость святого вдохновила многих римских и не только христиан на самостоятельную миссию. И вот тут всё обстояло не однозначно хорошо.
Среди современников Павла нашлись благочестивые люди, которые проповедовали Евангелие, не отступая от заветов Господа Иисуса и святых апостолов. И такая проповедь очень радовала святого — с её помощью Церковь крепла и разрасталась. Но были люди других устремлений. Они тоже проповедовали, на первый взгляд, Евангелие, но целеполагание их значительно отличалось от Павлова. Если Христос и апостолы никогда не искали в миссионерской деятельности меркантильной составляющей. То люди, о которых печально отзывается Павел в прозвучавшем послании, как раз именно выгоду (материальную и нематериальную) в проповеди и желали найти.
Были миссионеры, которые фактически стремились к положению каких-то гуру. То есть стремились не ко Христу человека привести, а привязать его (человека) к себе, лишить его собственного мнения, способности самостоятельно думать и принимать решения. Павел о таких горе-проповедниках пишет, что эти люди в своей деятельности руководствуются не любовью к Богу, а стремлением к власти, преобладанию над окружающими. Подобных людей, конечно, стоит остерегаться. Ведь они и сами запутались, и других сбивают с истинного пути. И больше всего человеку, вставшему на путь миссии, нужно бояться стать вот таким вот гуру, которого гордость превратила в бронзовый памятник себе любимому. Памятник, блестящий снаружи и совершенно пустой и безжизненный внутри.
Но Павел даже таким горе-проповедникам отчасти благодарен. Они пусть и искажённо, но тоже проповедуют Евангелие, делают весть Христову знакомой новым людям. И Господь, исправляющий зло и направляющий наше лукавство ко благу, и данный перекос тоже способен уврачевать по принципу, озвученному Христом во время земного служения в адрес фарисеев: «Слова их слушайте, но самим им не подражайте». Христовой мудростью и надеждой наполнены строки послания апостола Павла к филиппийцам. И не верится даже, что этот текст написал человек, сидящий в тюремной камере, закованный в кандалы. Причиной и основанием такого духовного оптимизма для апостола служит вера в Господа Иисуса, смертью Своей даровавшего нам жизнь, позорной казнью Своей принесший нам вечную славу.
Прозвучавший отрывок из послания к филиппийцам учит нас не поддаваться унынию. Даже в самых стеснённых обстоятельствах жизни. Слова апостола Павла призывают нас также не мыслить о себе, как об атлантах, на плечах которых покоится мироздание. Мы очень и очень ограничены в своих возможностях. Потому не стоит беспокоиться о вещах, которые от нас, по большому счёту, не зависят. Но всё же стоит помнить, что со Христом мы способны на многое. Потому в тех делах, где наши усилия способны помочь делу укрепления среди людей веры и любви, стоит проявлять решимость, стремиться искренне быть соработниками Спасителя. И Он никогда от нас не отвернётся.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Григорий Богослов». Николай Антонов
У нас в студии был старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Николай Антонов.
Разговор шел о святителе Григории Богослове и о том, как он в 4-м веке, в период богословских споров, сформулировал учение о Святой Троице.
Все выпуски программы Светлый вечер
Фильм «Верные». Наталья Гугуева
У нас в гостях была главный режиссер дирекции документального кино Первого канала Наталья Гугуева.
Разговор шел о новом фильме нашей гостьи «Верные», посвященном подданным Царской семьи, которые остались до конца, отправились в ссылку и даже приняли мученическую кончину вместе с Императором Николаем II и его семьей.
Все выпуски программы Светлый вечер