Озеро Урмия на северо-западе Ирана сравнивают с Мёртвым морем, потому что оно очень солёное, и с Аральским морем, потому что оно также стремительно пересыхает. Значительная часть поверхности превратилась в соляную равнину, и только треть покрыта водой. Если вода иссякнет окончательно, весь регион ждёт экологическая катастрофа.
Печальная судьба озера Урмия чем-то напоминает судьбу христианства в этих местах.
Одноимённый город Урмия располагается к западу от озера. Он входит в десятку самых больших городов Исламской Республики Иран. Представители христианских народов – ассирийцы и армяне – составляют всего 1 процент от его населения. Но сто лет назад христианами была половина жителей Урмии. Город был центром ассирийской культуры и местом миссионерских подвигов русских священнослужителей.
Современные ассирийцы являются потомками воинственных создателей Ассирийской державы и племени арамеев. Их язык происходит от арамейского – того самого языка, на котором проповедовал Господь Иисус Христос. Ассирийская Церковь Востока была одной из самобытных и могущественных христианских церквей Средневековья. Её вероучение близко тому, что проповедовал константинопольский патриарх Несторий, осуждённый за ересь на Третьем Вселенском соборе. Поэтому ассирийцы и православные византийцы мало контактировали.
Ассирийские христиане, жившие в междуречье Тигра и Евфрата, процветали при персах, арабах и монголах, но подверглись жестоким гонениям от завоевателя Тамерлана. Чтобы спасти жизнь им пришлось бежать на север. Горы вокруг озера Урмия стали их прибежищем.
Сердце христианской Урмии – церковь во имя Пресвятой Богородицы – Март-Марьям. В Урмии убеждены, что это самая старая церковь в мире. Говорят, что раньше на её месте стоял зороастрийский храм, где служили те самые волхвы, что пришли за звездой в Вифлеем. Возвратившись домой, они переделали святилище бога Ахура-Мазды в храм Христов. Церковь действует и сейчас. Рядом с ней располагается крипта, где захоронены ассирийские священники. На могильных плитах среди арамейских надписей встречаются и русские. Это подвальное помещение – всё то, что осталось от большого русского храма Святителя Николая, построенного сто лет назад.
В 19 веке многие ассирийцы выразили желание объединиться с Русской Православной Церковью. В русских они видели близкий по вере народ, который защитит их от мусульманских правителей и поможет в развитии просвещения. В 1898 году в Санкт-Петербурге в Троицком соборе Александро-Невской лавры присоединился к православию ассирийский епископ Иона и несколько священников. На поддержку новым православным в Урмию отправилась русская духовная миссия.
Начальниками Урмийской миссии в разные годы были архимандрит Кирилл Смирнов – будущий митрополит Казанский и священномученик; будущий священномученик Пимен Белоликов.
За первый же год работы Урмийской миссии к православию присоединилось 15 тысяч человек. В Русскую Церковь переходили целые епархии во главе с архиереями. В 1913 году намерение присоединиться к православию высказал сам патриарх Ассирийской Церкви Востока, чья резиденция находилась на турецкой территории. Разделение церквей, существовавшее с пятого века, могло быть уврачёвано раз и навсегда.
Начавшаяся Первая Мировая война перечеркнула эти планы. Она стала концом для русской миссии и всей христианской Урмии. За четыре года город дважды занимали турецкие войска. По окрестным горам шли столкновения между курдскими племенами и ассирийцами. Христианское население методично истреблялось, а храмы и учреждения миссии подвергались разорению. В это время русское духовенство не щадя себя оказывало помощь ассирийским беженцам. Когда в России началась революция и фронт рухнул, спасти ситуацию было уже невозможно. Ассирийцам снова пришлось бежать. Теперь уже в Ирак и в Закавказье. Потомки тех беженцев и сейчас живут в России и других странах бывшего СССР.
Урмия осталась для ассирийцев желанной исторической родиной. Там живёт небольшая община, сплочённая вокруг церкви Март-Марьям. В Урмию регулярно съезжаются ассирийцы из диаспоры, чтобы поклониться земле предков, поучаствовать в фольклорных фестивалях и спортивных соревнованиях. Тем временем в Ираке и Сирии над ассирийским народом снова нависла угроза уничтожения. Военные бури и гуманитарные катастрофы терзают Восток, откуда уходит христианство.
«Школа заботы» для людей, столкнувшихся с деменцией и их близких
21 сентября в Москве пройдёт большой семинар «Школа заботы». Это событие для тех, кто столкнулся с тяжёлым диагнозом — деменция — в своей семье. Проводит семинар фонд «Альцрус». Его специалисты регулярно организуют подобные встречи в столице и других городах.
Валентина из Москвы тоже стала участницей «Школы заботы». «Впервые я услышала слово „деменция“ от врача, — рассказывает женщина. — Он так и сказал: у вашего папы деменция. И отправил домой, ничего не объяснив, только добавил: будет очень тяжело. Я не поняла, что это значит, и стала искать информацию в интернете. Но её так много, что разобраться в этом в одиночку сложно. Как-то от знакомых я узнала о школе для тех, кто столкнулся с деменцией, и записалась. В итоге 6 часов я сидела с другими участниками и слушали врача, специалиста по уходу и задавала вопросы. Мне как будто открылся новый мир, я поняла, с чем придётся столкнуться. Школа подарила мне ценные знания и поддержку. Теперь я знаю, что есть место, куда я могу обратиться за помощью и советом. А ещё есть специалисты, которым такие как я и мой папа — небезразличны», — говорит Валентина.
Деменция — это тяжёлое состояние, когда человек теряет способность мыслить, запоминать, считать и распознавать предметы, он не узнаёт родных и часто вообще не понимает, где он находится. С прогрессией болезни человек нуждается в постоянной заботе. Но как всё сделать правильно? Об этом и многом другом специалисты Фонда «Альцрус» расскажут 21 сентября на семинаре «Школы заботы» в Москве. Все участники получат краткий справочник по деменции, который поможет им в дальнейшем.
Узнать подробнее о семинаре и записаться на него можно на сайте фонда «Альцрус» или вот тут: https://ano-altsrus.timepad.ru/event/3018875/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Колокольня для храма Архангела Михаила
Священник Антоний живёт в селе Малые Ясырки Воронежской области и служит в местной деревянной церкви Архангела Михаила. Её построили 158 лет назад. Внутри сохранились убранство и особая роспись. Такую часто можно увидеть в храмах Русского Севера — в Архангельской области, и в Карелии. А здесь, в Воронежских краях, это удивительная редкость! Само церковное здание за много лет сильно обветшало. И батюшка всеми силами старается его спасти. Несмотря на пожилой возраст, он всё время что-то строит, чинит и мастерит.
На молитву сюда стекаются жители села и окрестных деревень. Михайловский храм для них — это очаг, который согревает и объединяет, не только в духовном плане. Сообща людям приходится решать и разные хозяйственные вопросы, связанные с храмом.
Недавно на его территории испортился колодец, откуда люди брали питьевую воду. В него попала земля. Это был единственный добротный колодец в Малых Ясырках. Священник Антоний и прихожане срочно взялись за его восстановление. На помощь им пришёл фонд Архангела Михаила. На собранные средства удалось приобрести оборудование для новой скважины и перестроить обветшавшую часовню над колодцем.
Сейчас отец Антоний и прихожане занимаются возрождением старой колокольни. Когда-то колокола в Малых Ясырках звучали очень красиво, но до наших дней сохранились не все. А те, что есть — в плохом состоянии. Часть колоколов нужно отремонтировать, другие отлить заново.
Фонд Архангела Михаила вновь открыл сбор для сельского прихода в Воронежской области. И если вы хотите ему помочь, переходите на сайт фонда: https://fond-am.ru/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Митрополит Антоний (Храповицкий)». Глеб Елисеев
Гостем программы был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о личности и удивительной судьбе митрополита Антония (Храповицкого), а также о его служении в России и в эмиграции после революции 1917 года.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Митрополит Антоний (Храповицкий)». Глеб Елисеев
- «Живые былины». Арсений Миронов
- «История Ярославля». Сергей Алексеев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов