Побережье Англии окутал вечерний туман. Повяло прохладой. Две женщины, сидевшие на берегу моря, прямо на песке, плотнее закутались в шерстяные пледы. Они заворожено смотрели на алый закат, и размышляли – каждая о чём-то своём. На коленях у одной из них лежала раскрытая Библия. Как только последний солнечный луч скрылся за горизонтом, женщина опустила голову и погрузилась в чтение Священной книги. Её приятельница что-то рисовала на мокром песке кончиком зонта. Вдруг, нарушив тишину, она спросила:
- Женни, дорогая, прости за неуместный вопрос, но всё же – скажи, почему ты оставила сцену?
Женщина подняла на подругу большие синие глаза:
- Потому что сцена мешала мне как следует задуматься об этом, - и она приподняла с колен Библию. Золотой крест на тёмной обложке сверкнул в сгущающихся сумерках.
Женни Линд, оперная примадонна родом из Швеции, необыкновенным талантом которой восхищался Старый и Новый свет, покинула сцену неожиданно. Ни друзья, ни поклонники, не смогли уговорить её изменить своё решение. Женни тяготила слава. Мало кто знал, что даже стоя в огнях рампы, слыша шквал аплодисментов, в душе она оставалась все той же скромной, воспитанной на евангельских заповедях девочкой, какой впервые предстала перед публикой в Венской опере в тысяча восемьсот тридцать восьмом году. И хотя теперь среди её горячих почитателей были сама английская королева Виктория и знаменитый сказочник Ханс Кристиан Андерсен, певица осталась тверда в своём выборе – жизнь звезды не для неё.
Однако прежде, чем завершить сценическую карьеру, Женни должна была сделать что-то, что считала своим долгом, своей данью Богу за дарованный ей талант. Последние несколько лет перед уходом со сцены стали венцом благотворительной деятельности Женни Линд – «скандинавского соловья», как называли её преданные поклонники.
«Возможность зарабатывать много денег и помогать своим ближним, есть не что иное, как щедрый и утешительный дар Божий» - говорила Женни, и все свои баснословные гонорары, практически без остатка, жертвовала на помощь бедным и обездоленным, поддерживала молодые таланты, помогала Церкви.
В тысяча восемьсот сорок седьмом году Женни Линд учредила стипендию для начинающих композиторов памяти Мендельсона, с которым её связывала добрая дружба. В фонд стипендии она перечислила выручку со своего концерта в британском Экстер-Холле – одну тысячу фунтов, что по тем временам было суммой немыслимых масштабов.
Вскоре после этого Женни дала серию благотворительных концертов, на выручку с которых открыла в городе Поттергейте бесплатную детскую больницу. Её поступок высоко оценил епископ Норвичский, назвав Женни Линд в одной из своих проповедей «посланницей Господа, пробуждающей души от греховной спячки».
Благотворительные выступления в пользу Фонда вдов, больниц и домов милосердия - только за полгода Женни потратила на благотворительность свыше десяти тысяч фунтов стерлингов!
Во время её гастролей по Соединённым Штатам Америки газеты писали, что приезд певицы, считающей своим долгом помогать несчастным и отверженным, станет благословением для всей страны. Почти все свои гонорары за это турне Женни Линд оставила в благотворительных учреждениях. В Чикаго, к примеру, на свои деньги она открыла церковь.
«Когда слушаешь, как она поёт, становишься порядочным человеком», - говорил о Женни Линд Ханс Кристиан Андерсен. Удивительная скромность, целомудренность и щедрость привлекали к ней людей столь же сильно, как и её неповторимый голос. Известно, что последний концерт Женни Линд, который она дала спустя много лет после своего официального ухода со сцены, был благотворительным.
16 сентября. О помощи христиан друг другу
В 8-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но, чтобы была равномерность».
О помощи христиан друг другу, — священник Роман Федотов.
Тысячелетие Руси. Открытие памятника в Великом Новгороде
В «Повести временных лет» есть рассказ о том, как в 862-м году славяне пригласили к себе варяжских князей и доверили им власть над своими племенами: «приходите княжить и владеть нами». Эту дату многие учёные считают точкой отсчёта русской государственности. Спустя тысячу лет, в 1862-м, в Новгороде Великом был торжественно открыт грандиозный монумент в честь исторического события — памятник «Тысячелетие Руси».
Новгород выбрали не случайно. Именно в этом древнем русском городе, по преданию, сел на княжение варяг Рюрик, давший начало династии первых русских правителей — Рюриковичей. В 1857-м году Комитет министров принял решение объявить конкурс на лучший проект будущего монумента. Претендентам нужно было отразить в своих работах важнейшие вехи в истории России — от основания государства до преобразования его в империю. Из 53-х представленных эскизов лучшим был признан рисунок молодого художника Михаила Микешина. Этот проект одобрил сам император Александр II.
Государь посчитал, что Микешин лучше всех сумел отразить в проекте будущего памятника государственную идею «самодержавие, православие и народность». По своей форме монумент воспроизводил «шапку Мономаха» — символ самодержавной власти. Верх его венчал большой крест, перед которым стояла коленопреклонённая женская фигура — олицетворение Руси — и благословляющий её ангел. По кругу, в несколько ярусов, располагались скульптурные изображения видных деятелей разных эпох истории Российского государства. Князь Рюрик, Владимир — креститель Руси, Дмитрий Донской — освободитель от татаро-монгольского ига, первый царь династии Романовых — Михаил Фёдорович, первый русский император — Пётр Великий. Правители, военачальники, государственные деятели, патриархи, учёные, художники, писатели и поэты — монумент должны были украсить 128 скульптур.
На строительство памятника был объявлен сбор средств. Люди жертвовали охотно, таким образом, удалось собрать около трети необходимой суммы. Остальные средства выделила государственная казна. Работой над монументом, помимо Михаила Микешина, занялись скульптор Иван Шрёдер и архитектор Виктор Гартман. Частым гостем огромной мастерской, которую специально оборудовали в петербургской Академии художеств, стал император Александр Второй. Он внимательно следил за ходом работ. К июлю 1862 года бронзовые группы и горельефы были готовы. Царь осмотрел их и выразил своё одобрение. Памятник по частям переправили по Неве и Волхову в Новгород. Несколько месяцев длился сложный монтаж монумента высотой около 16-ти метров и весом 65 с половиной тонн. Наконец, 8-го сентября 1862 года, на Софийской площади Великого Новгорода состоялось торжественное открытие памятника «Тысячелетие Руси».
Монумент многое пережил. В конце 1943-го года фашистские оккупанты разобрали его и вывезли некоторые его части в Германию. Однако после освобождения Новгорода советскими войсками, памятник был полностью восстановлен. И в ноябре 1944 года состоялось второе торжественное открытие «Тысячелетия Руси» — монумента, который возвещает потомкам о героическом прошлом России.
Все выпуски программы Открываем историю
16 сентября. О помощи ранних христианских общин друг другу
В 8-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но, чтобы была равномерность».
О помощи ранних христианских общин друг другу, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.