После кончины Ярослава великое княжение Владимирское перешло к брату его Святославу, который утвердил сыновей Ярослава на уделах, данных им отцом.
С этого времени начинается новая пора в жизни Александра Невского. Он понял своим глубоким умом полную невозможность борьбы с Татарами до наступления лучших времен, и понял также, что только безусловным повиновением нашим новым властителям можно спасти Родину от всех ужасов Татарского нашествия.
Поэтому вся жизнь Александра после кончины отца была направлена к тому, чтобы приобрести полное доверие к себе со стороны Татар. Для того, чтобы они позволили бы отдохнуть и собраться со свежими силами полураздавленной Русской народности.
Для достижения этой великой и святой цели Александр не щадил себя. Он шел на всякие опасности и труды. И испил до дна горькую чашу унижений от Татар. Вместе с тем, он прошел также через ряд самых глубоких душевных страданий, так как зачастую не был понят даже своими близкими и родными.
Оплакав смерть отца, Александр получил грозное приглашение Батыя явиться к нему. Он отправился вслед за своим братом Андреем, выехавшим ранее.
Когда Александр прибыл в ханскую ставку, то Татарские волхвы потребовали, чтобы он прошел «сквозь огонь и поклонился идолам». Готовый претерпеть для блага Родины всевозможные унижения, Александр не счел, однако, возможным совершить что-либо противное христианской совести. На гнусное предложение волхвов, он бестрепетно отвечал: «Я — христианин и мне не подобает кланяться твари...»
Спокойное мужество Александра поразило придворных хана, которые тотчас отправились доложить об его ответе Батыю. К общему удивлению, Батый прислал сказать, что он разрешает Александру предстать перед его очи, без исполнения обрядов, требуемых волхвами.
И вот, Русский князь Александр, знаменитый победитель Шведов, Немцев и Литовцев, прекрасный и светлый как ангел, вошел в шатер грязного Татарина, поработителя его Земли и убийцы многих ближних родственников. Разложил принесенные дары, пал перед ним на колени и смиренно склонил голову.
Много веков прошло с тех пор, но и теперь сердце каждого Русского человека должно болезненно сжиматься, вспоминая это тяжкое унижение лучшего из Русских князей. Батый несколько времени любовался преклоненным перед ним героем. Наконец, обращаясь к окружающим, произнес: «Правду говорили мне: нет князя, равного этому».
От Батыя Александру с братом Андреем пришлось совершить длинный и трудный путь в далекую Татарию, для представления великому хану. И, конечно, пройти и там через ряд горьких унижений.
Вернувшись к началу 1250 года в Русскую Землю, Александр отправился в Новгород, где был встречен жителями с большой радостью. И стал усердно заниматься делами Святой Софии.
Скоро в Новгород к нему прибыло чрезвычайное посольство от папы Иннокентия Четвертого. Папа прислал к нему кардиналов Гольда и Гемента, с письмом, в котором требовал перехода Александра вместе со всем Русским народом в Латинство.
Хитрые кардиналы стали всячески его уговаривать перейти в Латинство, уверяя, что, только отрекшись от Православия, он найдет помощь у Западных государей и тем спасет как себя, так и свой народ, от Татар.
На это Александр грозно отвечал им: «...от вас учения не принимаем».
Сообщив этот же ответ папе в письме, Александр отправил кардиналов домой и продолжал ревностно заниматься Новгородскими делами с тем, чтобы привести их в порядок и иметь возможность отправиться для многотрудной деятельности в Киев.
Однако Александр заболел какою-то опасной болезнью, что вызвало сильнейшее беспокойство во всем Новгороде и задержало выезд в Киев. Затем, едва оправившись от болезни, Александр должен был приложить все свои заботы на предупреждение голода, грозившего Новгороду в 1252 году, вследствие дурной весны.
Занятия этими делами были неожиданно прерваны. Вместо Батыя, за его старостью, в Сараевской Орде стал править сын его — Сартак, к которому надлежало спешить на поклон. Во Владимире в это время произошли страшные беспорядки, вызвавшие второе нашествие Татар.
Александр поспешил в Орду, чтобы представиться Сартаку и умилостивить его гнев. На своем пути он встретил войска Неврюя, шедшие опустошать Суздальский край.
Александр сумел умилостивить Сартака, и возвращался с пожалованием на великое княжение, но поздно: Татары уже уходили с торжеством, разорив и ограбив все, что было в их силах.
Сердечно встреченный владимирцами, Александр должен был, подобно покойному отцу, хоронить трупы, восстанавливать храмы и жилища. И призывать жителей, разбежавшихся по лесам, вернуться в свои владения.
О даре быть женщиной. Яна Артюшина
Однажды я, деятельная, но не определившаяся с призванием девушка, после прочтения притчи о талантах задумалась: а какой же замысел есть у Бога обо мне, что мне никак нельзя зарыть под грудой многих увлечений и нескольких профессий?
И тогда в одной проповеди я услышала: «Твой пол — это уже талант. Ты рождена женщиной, а это значит, что твоими дарами от начала являются нежность, забота и любовь».
Моё сердце растаяло, ведь это то, что я так давно хотела услышать. Вместо мужских «у тебя всё получится» и «не сдавайся», мне озвучили то, что я сама давно чувствовала: «твой талант — быть женщиной». Фраза — такая правильная, но непопулярная сегодня. Мне никогда не хотелось конкурировать с мужчинами на их поле, и вдруг я, как бы, получила одобрение, мне словно сказали: «Ты не хочешь и это правильно, ты задумана для другого». В тот миг, будто гора с плеч упала, я перестала стучаться в закрытые двери, перестала примерять чуждые моей природе и сердцу образы. Я почувствовала себя так, словно мне разрешили не сражаться, а совсем наоборот, быть защищенной.
Наконец я услышала, что мужчина и женщина по замыслу Создателя хоть и равноправны, но не равны. И слава Богу! В этой формулировке нет ни капли принижения женщины, напротив, в лице Богородицы Господь благословляет весь женский род и призывает к большому делу, к воспитанию в себе чистоты, нежности и любви.
Сердце женщины — это красота, это центр притяжения и поддержки для семьи, друзей, окружающих, и даже своего рода рычаг способный перевернуть ход событий добрым расположением духа, молитвой, внутренней щедростью и заботой. Рядом с женщиной, осознающей свой дар, мужчина становится ответственным и сознательным. Сегодняшнему миру так нужна настоящая женщина, её созидающая сила, мужьям так необходимы улыбки жён, а детям добрые материнские руки.
Я благодарна своей маме за то, что, несмотря на далеко нехристианское воспитание, она никогда не отказывалась от таланта быть женщиной, от роли выделенной ей Господом, от миссии быть благословляющей силой для нас с отцом. В нашем доме по сей день — любовь и уважение друг ко другу, вкусный ужин по вечерам, добрые слова, её тёплые объятия, поддержка и утешение.
Для многих окружающих меня людей такая жизнь кажется идеальной картинкой, но, благодаря моей семье, я точно знаю, что настоящая любовь длинною в жизнь не сказка, а норма.
Автор: Яна Артюшина
Все выпуски программы Частное мнение
Урок на Святой Канавке. Яна Артюшина
Однажды мы с папой ехали в Дивеево и дорогой слушали житие преподобного Серафима. Когда речь зашла о его подвиге, — тысяче ночей в молитве, я подумала: «Всю ночь на камне простоять трудно, а святой Серафим не просто стоял, но молился. Чтобы я чувствовала, окажись на том валуне среди дикого леса хотя бы на одну ночь? С одной стороны, помощником в молитве был бы страх, — продолжала рассуждать я, — но с другой, звуки леса раздували бы этот страх до тех размеров, когда он уже не помощник. А если дождь пойдёт? Ну пойдёт и пойдёт. А если проливной...? Ну дождь же не арена Колизея в конце концов, потерпела бы».
Так и продолжался мой внутренний диалог, пока я не вспомнила преподобного Гавриила Ургебадзе и его слова: «Подвизайтесь умеренно, по силам и спасётесь, не посягайте на большее, в глубине океана плавают акулы, и они съедят вас».
Оставив мысли о непреодолимой бездне между мной и преподобным, с восхищением я продолжила слушать житие, даже не подозревая, что мои мысли через несколько часов будут воплощены в жизнь.
Мы прибыли в обитель, поклонились преподобному и зашли в новый храм. Там, в церковной лавке, увидели маленькую голубую книжечку. На ней было написано «Богородичное правило. Читается на святой Канавке».
«Ко времени», — подумала я, ведь мы как раз собирались пройти по ней, но не знали, как это правильно сделать, какими словами молиться.
«Так вы 150 раз прочитаете „Богородице Дево“ по этой книжечке...», — разъяснила служительница храма. Дело в том, что преподобный Серафим всем проходящим по святой Канавке заповедовал читать Архангельское приветствие 150 раз. Он говорил: «Кто Канавку пройдёт да 150 раз произнесёт про себя молитву „Богородице Дево, радуйся“, тому здесь будет и Афон, и Иерусалим, и Киев», то есть, все четыре удела Пресвятой Богородицы.
150 раз... немало, — подумала я, вспоминая, что не каждый день получается с вниманием произнести эту молитву всего три раза. А тут — 150 раз! Но Преподобный Серафим молился 1000 дней и 1000 ночей, забыла?!
А недавно, сидя в машине в удобном кресле, мыслями уже чуть не стояла на камне среди ночного леса. Пристыдив себя, я взглянула на небо, — солнце уходило за тучи, вдали начинало громыхать.
«Может, пойдём позже?» — предложил папа. Но Серафим же наверняка молился и в непогоду — подумала я и ответила: «Давай пройдём сейчас, ещё, наверное, не скоро будет дождь». Папа не стал спорить, и мы шагнули вперёд, приступив к чтению Богородичного правила.
Прошли первый круг, начали второй. Вопреки ожиданиям, молиться в этом наполненном благодатью месте, среди красоты обильной зелени и благоухания цветов, было не так сложно, как обычно. С большим или меньшим вниманием я произнесла «Богородице Дево...» 110 раз и перешла к чтению тропаря. На символичных словах: «... даруй мне постоянную готовность к страданиям за Христа» на страницу с неба упала первая капля. Последняя строчка из тропаря напомнила о тяготах древних и новых мучеников, которые, безусловно, не шли в сравнение с простым неудобством чтения молитвы под дождём.
Мы продолжили путь по Канавке. Я надеялась, что смогу потерпеть неудобство и помолиться под дождём, в ничтожно мелкой доле подражая тем, кто не отказался от своего подвига даже во время жестоких испытаний.
Спустя несколько минут с неба полилось как из ведра, сильный ветер насквозь прошивал одежду, по лицу и под ногами лились ручьи. Ещё какое-то время я продолжала читать Богородичное правило, именно читать, молиться уже не получалось. От холода синели руки. От шквала ветра и воды захватывало дух.
К моему восхищению, рядом люди продолжали шествие и пели «Богородице Дево...», не обращая внимания на ливень, но для меня этот крошечный подвиг оказался непосильным. Страницы прилипали друг к другу, молитва не шла, закостенелыми от холода пальцами я сложила голубую книжицу, и взглянула на папу. Он стойко продолжал молитву, но увидев, что я сошла с дистанции, тоже прекратил чтение правила.
Ускорив шаг, мы вернулись в храм ещё раз поклониться преподобному Серафиму. «Благодарю за урок», — мысленно проговорила я у раки святого. Тот случай показал мне, что я не могу потерпеть даже простого ливня, открыл мне мою меру.
Отойдя от мощей святого, мы поклонились иконе Богородицы «Умиление», перед которой преподобный Серафим окончил свой земной путь, и затем вышли из храма. Уже светило солнце, и под теплыми лучами мы довершили свой путь по святой Канавке. В воздухе словно витали слова преподобного Гавриила: «Подвизайтесь умеренно... и спасётесь».
Автор: Яна Артюшина
Все выпуски программы Частное мнение
Человек свободный. Яна Артюшина
На протяжении всей своей истории человек выступал за свободу и равенство, как мог боролся с рабством. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, закрепляет за человеком ряд прав и свобод, таких как право на свободу мысли, совести и религии, на свободу убеждений и на их выражение, на свободу мирных собраний и ассоциаций, на свободный выбор работы, на участие в культурной жизни общества, в научном прогрессе, и многие другие.
В годы учебы на международно-правовом факультете, а также работы в адвокатуре перечисленные права и свободы являлись для меня безусловной и непоколебимой основой человеческого общежития. Так и рассматривала бы я стремление человека к свободе зрением правозащитника, если бы однажды не прочла слова: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Это пишет апостол Павел.
«Так вот в чём дело!» — Подумала я. — «Вот как выглядит настоящая свобода!». Выходит, не внешние обстоятельства определяют полноту жизни человека, а его внутренние ориентиры, его близость к Богу, его жизнь по заповедям. Тот, кто духом сочетался с источником бесконечной силы и благодати просто не может быть напуган тем, что нас всегда страшит, от чего стремиться защитить Всеобщая декларация прав человека.
Люди во все времена так отчаянно защищали свою свободу неслучайно, ведь человек Господом от начала задуман вольным, но вот чего мы действительно никак не возьмем в толк, так это то, что нам надлежит стремиться ни столько к физической свободе, сколько к свободе духа. Но как к ней прийти?
Оказывается, чтобы освободиться от рабства внешнего, надо обратить своё внимание на рабство внутреннее, то есть рабство греха. Как несвободны мы когда завидуем, злимся, обижаемся, и как легко парит наше сердце, когда восхищаемся, платим добром и прощаем. Выходит, чтобы стать свободным нам лучше не искать виноватых, а прощать обидчика, кем бы он ни был, не завидовать тому, что есть у других, а делиться тем, что есть у нас. И только когда мы перепашем своё сердце, выгоним из него нашего главного рабовладельца — гордыню, тогда и придёт в сердце мир, а вместе с ним и Тот, у Кого всего вдоволь, и укрепит нас, и даст неограниченную внутреннюю свободу. Именно в тот миг мы и познаем в сравнении, насколько тяжело иго греха и насколько легко иго Господне.
Автор: Яна Артюшина
Все выпуски программы Частное мнение