Когда по телевизору показывают часы на Спасской башне Московского Кремля и они начинают отбивать время, например, в Новый год, вятчанам есть повод погордиться тем, что название башни напрямую связано с нашим городом.
История эта удивительна и заслуживает отдельного рассказа.
Почти 400 лет назад, в начале XVII века на месте нынешнего Спасского собора стояла деревянная церковь. Она находилась на окраине Хлынова. На паперти храма над входом висела икона Спаса Нерукотворного. Как вы, наверняка знаете, по преданию, эдесский царь Авгарь возжелал иметь у себя изображение Иисуса Христа. Спаситель, узнав об этом, отёр лицо большим куском ткани и на нём мгновенно запечатлелся Его лик. Во время гонений на христиан этот образ был замурован в стене и отпечатался также на скрывавшей его черепице. После перенесения в Константинополь оба чудесно запечатлённых Нерукотворных образа были скопированы и получили распространение не только в Византии, но и в славянских странах. Одна из таких копий и была обретена на Вятской земле.
Святой образ Спасителя, находясь на паперти Вятской Троицкой церкви, прославился совершающимися пред ним чудесами. Более всего известна история жителя города Хлынова Петра Палкина. Он был болен глазами, через какое-то время окончательно ослеп и в течение 3 лет ничего не видел. Точно известно, что 12 июля 1645 года, придя в Троицкую церковь, Палкин стал усердно молиться пред Спасовым образом и внезапно прозрел. Теперь свет Петру застилали только слезы радости. По его просьбе священники отслужили благодарственный молебен. Думаю, вы представляете, с какой скоростью весть об этом чуде разнеслась по окрестностям. Чудеса исцеления перед иконой продолжались и всего их было зарегистрировано 104.
Примерно через год про чудесную икону узнали в Москве. Архимандрит Новоспасского монастыря в Москве – Никон, будущий патриарх, стал хлопотать перед царём о перенесении чудесной иконы в столицу. Алексей Михайлович, посоветовавшись с патриархом Иосифом, решил перенести святыню в Москву, чтобы она стала достоянием всего православного мира.
Вятский Образ Спаса Нерукотворного был встречен в Москве, у Яузских ворот, 14 января 1647 года. Царь Алексей Михайлович сам пронёс святую икону через ворота в Кремль и поставил её в Успенском соборе. С того времени Фроловские ворота по царскому указу переименованы в Спасские, а главная башня Московского кремля стала называться Спасской.
Обратно икона, конечно же, не вернулась. Но нужно отдать должное царю Алексею Михайловичу Романову. По его указу с иконы Спаса была сделана точная копия. Эта копия была богато украшена, торжественно освящена патриархом и отправлена к нам в город. Уже на обратном пути вновь начались чудеса исцеления. Так Господь утешил скорбящих жителей города Хлынова.
Если вы внимательно прослушали мой сегодняшний рассказ, то я знаю, о чем вы подумаете, когда в очередной раз на экране телевизора увидите часы на Спасской башне Московского Кремля.
«Музыка и вера». Юрий Постарнаков, Андрей Зверев
У нас в гостях были участники музыкальной группы «После одиннадцати» Юрий Постарнаков и Андрей Зверев.
Мы говорили о музыке и вере, об истории группы и о том, как в своем творчестве наши гости используют традиции русской народной музыки.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Реабилитация и поддержка зависимых». Алексей Лазарев, Константин Мельников
У нас в гостях были представители православного центра «Реабелитация Лайв»: руководитель центра и руководитель направления помощи наркозависимым Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Алексей Лазарев и выпускник центра Константин Мельников.
Наши гости поделились, как они начали помогать страдающим наркотической или алкогольной зависимостями, почему такую зависимость трудно распознать в себе и трудно преодолеть, каким образом осуществляется поддержка и помощь зависимым как в специальных центрах, так и онлайн, каково значение духовного руководства для тех, кто проходит реабилитацию, а также что можно посоветовать страдающим от зависимостей людям и их близким.
Все выпуски программы Делатели
3 декабря. О Судном дне
В 17-й главе Евангелия от Луки есть слова о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа: «В ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится».
О Судном дне, — протоиерей Василий Гелеван.