
Сегодня 20 февраля. Всемирный день социальной справедливости.
О социальном служении христиан в Церкви — священник Стахий Колотвин.
Ранние христианские общины ставили своей задачей заботу о ближних нуждающихся и о болящих, которых должны были прийти навестить во главе с семью священниками, и чтобы совершить таинство Соборования, чтобы другие люди могли просто помочь. Мы видим, что настолько это было важное занятие, что оно просто занимало все время свободное у апостолов, которые и для того и поставили первых диаконов во главе с архидиаконом Стефаном, чтобы не отвлекаться от проповеди Слова Божия на социальные задачи, потому что они чувствовали, что это дело христианское, дело важное, но, увы, времени на это не доставало.
Здесь, когда мы находимся уже в современном мире, где есть какие-то государственные социальные гарантии, где есть благотворительные фонды, как же христианину поступать сейчас? С одной стороны, конечно, находить время и силы, чтобы уделить не только средства, не только перечислить на содержание какого-то фонда, на его проект, но и уделить свое внимание, потому что ранняя христианская социальная деятельность, это прежде всего служение не денег, это служение времени и сил. И поэтому, конечно, если ты очень занятой человек, если каждая секунда твоя позволит заработать чуть больше и еще больше помочь ближнему, сосредоточься на этом. Но даже если у тебя нету какого-то особого запаса средств, кроме того, которое ты жертвуешь каждый раз со своей зарплатой на благотворительные цели, пойди, найди ближнего, которому послужить, и чтобы не промахнуться, чтобы не обмануться, ищи ближнего, чтобы послужить через Церковь и церковный социальный проект.
Все выпуски программы Актуальная тема
Вещи Говорят. Анна Леонтьева

После того, как мамочка отошла ко Господу, тихо и очень внезапно, я долго не могла заставить себя разобрать ее вещи. Было слишком остро. Как говорит моя подруга, родители всегда уходят неожиданно, в каком бы возрасте они ни были.
Но вот прошло несколько лет, и мне пришлось разбирать мамины коробки. Это было такое открытие! ТАКОЙ мамы я не знала. Я и представить себе не могла, как мамочка любила красиво одеваться! Огромные коробы, наполненные прекрасными вещами, которые они покупали с отчимом во время путешествий. Отчим — ученый, его приглашали работать во Францию, Италию, Германию и во много-много стран. Оттуда мамочка привозила не только одежду, но и изящнейшие сувениры.
Я перебирала все это, и как будто отмотала много десятилетий назад — увидела маму в юности: бедность, советский «дефицит», много работы и невозможность красиво одеться. И когда такая возможность появилась — мамочка компенсировала все эти бедно одетые годы. Я с радостью рассматривала эти вещи, а еще — вазочки, чашечки, кофточки, я как будто знакомилась со своей мамой заново! Я видела в ней девочку, которой недодарили подарков, и как по-детски было везти эти штучки так издалека. И как хотелось свить уютнейшее гнездышко, хотя бы уже совсем как говорят «во второй половине жизни»!
А потом подобное озарение-увидение посетило меня, когда дочь переезжала, и я помогала разбирать ее вещи. Вернее, дочь перевезла вещи на новое место и вынуждена была отъехать, а я решила помочь ей разобрать. Сколько чувств я испытала, просто раскладывая одежку по полкам... Вот друзья дарят ей боа, туфли с серебряными застежками на высоченных каблуках, плащи с немыслимыми причудливыми крыльями... и вижу мою девочку, уже конечно взрослую, но еще такую юную. Эти образы, которые ей предлагали, и которые она примеряла — очень светских, томных дам. И она пробовала, она меряла на себя эти обличья, может быть ей иногда и хотелось быть именно такой — светской дамой на балу современности. Но никто не отменял ее настоящего образа, того, который ей идет: художницу в простом платье или джинсах и кедах, свободную девушку, перепачканную красками, смешливую, не томную, пытающуюся из джунглей своих идей и фантазии отловить ТО САМОЕ — что о ней было задумано.
Кончиками пальцев, раскладывая такие разные вещички, я чувствовала эту борьбу дочери за саму себя, за попытку отловить и увидеть эту саму себя, не растерять, не растеряться. Кончики пальцев моих горели. Как сложно молодым! Как сложно пожилым! Как сложно нам понять и тех, и других. Наши пожилые дорогие родители — как много мы о них не знаем! Наши любимейшие дети, раздражающие нас своими «духовными и творческими поисками», нелепыми поступками и мыслями — как много мы не ведаем их метаний и болей!
Недаром Господь дал мне такой чувствительный опыт, так материально почувствовать своих близких — на кончиках пальцев.
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
«Старая слива»

Фото: Marta Filipczyk /Unsplash
У нас на даче небывалый урожай. Третий день собираем сливу. Жена уже и варенья наварила, и компота наделала, и пирогов напекла — а слива всё не кончается. Сегодня обрываем с большого старого дерева. Оно растёт у самого забора. Я — на лестнице; наполняю плодами ведёрко и опускаю на верёвке вниз. Жена пересыпает сливы в большой таз.
С высоты хорошо видно узкую дачную улочку. Вот старушка идёт. Незнакомая. Останавливается возле нашего дома и долго смотрит.
— Здравствуйте! — говорю я ей с лестницы. — А вы к кому?
Она спохватывается, смущённо улыбается.
— Уж простите, что засмотрелась, — отвечает. — Тут ведь когда-то наша дача была. А сливу эту мы вместе с мамой сажали. Вон как разрослась! Детство моё здесь прошло. Вспомнилось вот вчера, а сегодня с утра думаю: съезжу, погляжу хоть одним глазком — может, в последний уж раз. Вы не сердитесь...
А я и не думал сердиться! Быстро спускаюсь вниз, открываю калитку. Мы с женой приглашаем женщину зайти. Она несмело ступает в сад. Подходит к старой сливе, гладит морщинистой рукой тяжёлые ветки. Глаза её лучатся счастьем. Мы стоим в сторонке и не мешаем ей вспоминать. Потом зовём гостью на веранду, пить чай с пирогами. Мы слушаем её рассказы о детстве, а старая слива тихо качает ветвями, как будто радуется, что мы собрались здесь все вместе.
Текст Анны Покровской читает Карэн Бадалов.
Все выпуски программы Утро в прозе
22 февраля. О сборнике святителя Димитрия Ростовского «Жития святых»

Сегодня 22 февраля. В этот день в 1705 году святитель Димитрий Ростовский закончил работу над «Житиями святых».
Об этом сборнике, содержащем 664 жизнеописания — протоиерей Максим Горожанкин.
Святитель Димитрий Ростовский предпринимает огромные усилия по составлению полного житийного свода. Надо сказать, что и до него такие попытки были, но ни одна из этих попыток не была завершена. И вот святитель Димитрий еще в сане иеромонаха приезжает в Москву и берет благословение у святейшего Патриарха Иоакима на это дело. Также он встречается с царем Петром. И обнадеженный, и царем, и с благословения Патриарха, он начинает трудиться. И трудиться он будет всю свою жизнь.
Мы сегодня говорим об окончании той работы, которая была издана, но святитель Димитрий до конца своих дней продолжает перерабатывать «Жития», и он готовил второе исправленное издание. Но смерть помешала ему осуществить задуманное.
«Жития святых» святителя Димитрия Ростовского были самой читаемой книгой в России. На русский язык жития переводит великий русский историк Василий Осипович Ключевский. И после Евангелия «Жития святых» были самой любимой книгой. И трудно переоценить то воспитательное значение, которое «Жития» святителя Димитрия оказали на наш народ.
Святителю Отче Димитрие, моли Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема