Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Маргарита Константиновна, как хорошо, что мы выбрались с вами в Санкт-Петербург. В этом городе, и особенно здесь, в Русском музее, где мы находимся, такая умиротворенная атмосфера... Но, признаться, я уже скучаю по родной Москве...
— Ну что ты, Наташенька! Ведь мы всего лишь третий день в Петербурге! Но я, кажется, знаю, как прямо сейчас ненадолго вернуться в Москву.
— С помощью какой-нибудь картины, наверное? Я угадала?
— Да! В этом зале находится одна работа... Идём! Вот она! Называется «Вид на Москву с Воробьёвых гор». Написал её Иван Айвазовский в 1848 году.
— Неожиданно... Вот ни за что бы не поверила, что её автор Айвазовский...
— Совсем нехарактерный сюжет для мастера морских пейзажей. На картине мы видим изгиб Москвы-реки со стороны Воробьёвых гор, в левой части полотна живописно раскинули ветви две стройные сосны, под ними художник изобразил группу людей.
— Судя по одежде, это крестьяне. Молодой мужчина в светлой подпоясанной рубашке смотрит вдаль, будто любуется прекрасным видом на реку и раскинувшийся вдали город. Рядом с ним две женщины и мужчина средних лет.
— Справа внизу на картине мы видим рощицу, а за рекой — тают в рассветной дымке силуэты старой Москвы, крыши домов, купола храмов, башенки колоколен...
— В наше время эти места выглядят совсем по-другому. Помните, мы с вами как-то прогуливались на Воробьёвых горах, по пути в Андреевский монастырь?
— Помню, Наташа, и с радостью вспоминаю ту поездку. Ты права, места здорово изменились. Вот эти прекрасные зелёные луга на противоположном от взгляда зрителя берегу реки теперь застроены современными зданиями, пересечены асфальтированными дорогами... А гладь Москвы-реки бороздят теплоходы.
— Но природа всё та же! Прекрасное небо над городом, пушистые облака такие же как в наши дни! И если я правильно помню, роща, которую мы видим на изображении справа, сейчас разрослась ещё пуще. Теперь там настоящий лес. И кстати, обратите внимание, Маргарита Константиновна, как эта рощица выглядит на картине. Кажется, она залита солнечным светом!
— О да, Айвазовский — мастер изображать световые блики, всполохи, отсветы! Он использует тёплые золотистые тона, чтобы контрастно выделить верхушки деревьев, подсвеченные утренним солнцем.
— Да и сама цветовая гамма полотна необыкновенно тёплая, от картины веет наступающим жарким летним днём.
— Колорит здесь особенный, так Айвазовский писал только в раннем периоде своего творчества. Золотисто-розовые, бежевые, жемчужные тона создают спокойное настроение, чувство умиротворения, тихой радости.
— Тихой радости... Как же часто в повседневной жизни нам этого не хватает... Мирного состояния, которое помогло бы увидеть и понять, что мир, раскинувшийся вокруг нас — настоящее Божье чудо. Будь то бегущая вдаль река или рассветная дымка...
— ...Силуэт старой Москвы, раскинувшейся вдоль линии горизонта, или величественная архитектура Санкт-Петербурга, где мы с тобой находимся. Замечательно, когда живопись вызывает такие добрые чувства и размышления, которые вызвала у нас картина «Вид на Москву с Воробьёвых гор» Ивана Айвазовского из коллекции Русского музея.
— Погуляем ещё пару дней по прекрасному Петербургу — и в Москву, к родным берегам. Что-то снова захотелось полюбоваться видами Москвы с Воробьёвых гор. Красиво там!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
8 февраля. О подвиге Преподобного Симеона Ветхого, Сирийского
Сегодня 8 февраля. День памяти Преподобного Симеона Ветхого, Сирийского, жившего в четвёртом веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Древняя сирийская церковь, во главе которой стояла основанная самими апостолами Церковь Антиохии, знала нескольких великих подвижников с именем Симеон. Это прежде всего два аскета: Симеон Столпник и Симеон Столпник Дивногорец. Подлинным духовным отцом этих святых можно считать преподобного Симеона Сирийского, названного Ветхим, то есть Старым, для того, чтобы подчеркнуть его статус первопроходца в подвиге. «Свечу не ставят под сосудом, но на подсвечнике, и светят всем в доме», — сказал в Евангелии Господь.
Симеон умер практически в тот же самый год, когда будущий старший Симеон Столпник родился. Так он сокрылся под спудом смерти, передавая ему светильник угождения Богу. Симеон Ветхий был духовником матери древнего церковного учителя, епископа Феодорита Кирского, который был единственным ребенком в семье и только по сугубым молитвам сирийских аскетов не умер при материнских родах. В благодарность он написал «Сирийский потерик. История Боголюбцев», в котором увековечил память преподобных и святого Симеона.
Житие самого Симеона состоит из 14 глав. Оно удивительно своей благотворной чудотворностью. В одной из утренних молитв, называемых светильничными, которые священник тайно, то есть про себя читает в начале утренней на Шестопсалмии, Бог именуется чудотворцем. Это значит, что в способности творить чудеса заключается в человеке образ Божий, по которому он был изначально создан. Удивляясь чудесам святых, не забудем просить о помощи и просвещении того, кто был и вовеки остается их и нашим первообразом Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 февраля. О важности примера юных героев в воспитании молодого поколения
Сегодня 8 февраля. День памяти юного героя-антифашиста.
О важности примера юных героев в воспитании молодого поколения — протоиерей Константин Харитонов.
В свое время, в действии, я зачитывался рассказами про юных героев, которые боролись против фашистов. Мальчики и девочки мужественно сражались и зачастую погибали в страшных мучениях, но не сдавались и были до конца верны своему Отечеству. Эти примеры и сегодня должны звучать для каждого ребенка, потому что надо с юности уже воспитывать любовь к Родине, любовь к Отечеству. На примерах настоящих героев, тех мальчишек и девчонок, которые в годы Великой Отечественной войны боролись против мирового зла. Правда должна звучать. Если мы забудем эту правду, то вместо этой правды придет ложь. Нашим детям будут навязаны лживые герои, которые прикрываются какими-то масками, и дети будут думать, что вот они настоящие герои, вот какими мы должны быть. Но это же не правда, это ложь. А ложь порождает еще большую ложь, и в конечном итоге мы потеряем свое Отечество.
Наш народ претерпел много страданий, и сегодня, конечно же, эти примеры для нас должны быть основополагающими воспитания любви к своей семье, к своему Отечеству, к своему народу, к своему городу. И эти ребята, которые явили такой пример героизма, являются сегодня для нас важным примером жизни и смерти ради нашего Отечества.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 февраля. О взаимоотношениях религии и науки
Сегодня 8 февраля. День российской науки.
О взаимоотношениях религии и науки — протоиерей Игорь Филяновский.
8 февраля 1724 года по распоряжению императора Петра I в России была основана Российская Академия Наук. Было положено начало новому этапу развития знания в нашем Отечестве. Ломоносов, Менделеев, Павлов, Пирогов, Лобачевский, Мечников, Вернадский, Курчатов, Капица, Ландау, Королев, Колмогоров. Это только малый список имен выдающихся российских ученых, которые внесли фундаментальный вклад в мировую науку и сделали открытие в самых разных областях человеческого знания.
На протяжении истории отношения между религией и наукой складывались по-разному. Но у религиозного и научного способа постижения мира нет противоречий, как не противоречат друг другу наука и искусство. Можно сказать, что наука, религия, искусство — это разные способы познания мира и человека. И у каждого из них свой подход, свои методы познания. Как писал Михаил Ломоносов: «Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божескую волю вымереть циркулем». Таков же и Богословия учитель, если он думает, что по Псалтири научиться можно астрономии или химии.
«Библия», — писал Николай Коперник, «говорит нам о том, как взойти на небо, но не о том, как оно устроено». Конечно, без науки не может быть технического прогресса, но без религии нет духовного развития человечества. Только в гармонии этих форм познания мы можем идти в будущее.
Все выпуски программы Актуальная тема