Как отрадно чувствовать помощь и заботу Господа! И особенно удивительно получать эту помощь в мелочах. Казалось бы, на свете проживают миллиарды людей. неужели Богу есть дело до твоего вовремя пришедшего автобуса или удачной покупки обуви? А получается, что есть. Стоит только поделится с Ним своими проблемами, и Божья десница подхватит твою ношу житейских забот.
Недавно я потянула запястье при занятиях спортом. Потянула несильно, но достаточно, чтобы испортить себе настроение. Я чувствовала, что руке нужен покой хотя бы несколько дней. Но моя профессия связана с игрой на фортепиано, поэтому волей-неволей и на работе, и в быту приходилось задействовать больную кисть. Особенно чувствительный дискомфорт вызывал подъем тяжестей. Как могла, я берегла руку, но однажды, спускаясь в метро, по привычке толкнула входную дверь, а она оказалась настолько тугой, что поврежденное запястье отозвалось резкой болью.
На протяжении всей дороги я баюкала больную кисть, едва сдерживая слезы. В здоровой руке была тяжёлая сумка, а впереди меня ждала очередная преграда в виде новых дверей, ведущих к выходу из метро. Думала только об одном: хорошо бы человек, идущий передо мной, придержал эту злосчастную тяжёлую дверь, чтобы я могла пройти, не задействуя кисть.
Но увы. Парнишка, возглавляющий шествие, выбрался из метро стремительной походкой, и дверная створка угрожающе заскрипела, преграждая мне выход. Люди с натугой отворяли соседние двери, а я осталась перед этим маленьким, но значимым для меня препятствием. Секунда, отделявшая меня от неизбежного использования больного запястья, была потрачена на раздраженную и даже осуждающую мысль:
«Господи! Ты же видишь, что у меня повреждена рука! Ну почему Ты не сделал так, чтобы парень придержал для меня эту тяжёлую дверную створку? Вот теперь я точно усугублю свою травму, толкая эту громаду!».
И в тот момент, когда я обречённо протянула ноющую кисть, приготовившись к новому всплеску боли, дверь вдруг отворилась сама. Какой-то мужчина из соседнего людского потока не поленился обернуться и открыть передо мной проход, удерживая массивную деревянную створку.
— Проходите, девушка, — дружелюбно сказал он, улыбнувшись.
— Спасибо! — Обомлела я.
Мужчина ушел, а я поднялась по лестнице и вышла на залитую солнцем улицу. Подумать только, как внезапно и чудесно Бог откликнулся на мою отнюдь не благостную мысль. Как очевидно Он показал мне, что помнит о моих трудностях и тут же приходит на помощь! А я ещё вздумала упрекать Его в бездействии! Господь всегда близко. Всегда. Даже в такой незначительной мелочи, как тугая дверь, Божья рука, осеняющая руку человеческую, готова провести через препятствия и поддержать на моём пути.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Первое соборное послание святого апостола Петра
1 Пет., 58 зач., I, 1-2, 10-12; II, 6-10.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Происходящие в мире события часто ввергают в уныние, лишают не только надежды на будущее, но даже мысли, что подобная надежда вообще возможна. Но нельзя впадать в отчаяние. Человек, живущий с верой в сердце, понимает, что всё, в конечном счёте, зависит от Бога. И за Бога и нужно, прежде всего, держаться. Об этом и рассуждает апостол Пётр в своём первом послании. Отрывок из 1-й и 2-й глав данного текста звучит сегодня во время Литургии. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным,
2 по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.
10 К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,
11 исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.
12 Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.
Глава 2.
6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.
7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,
8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.
9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
10 некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.
Послания апостола Петра (их в составе Библии — два) принято именовать соборными. Иными словами — адресованными не какой-то конкретной общине или определённому лицу, а многим христианам, проживавшим в различных регионах Римской империи. Доказательство этому мы слышим в самом начале прозвучавшего отрывка. Апостол Пётр обращается к христианам Понта, Галатии, Капподокии, Асии и Вифинии.
Национальный состав упомянутых общин был разнообразным — в древних поместных церквях христиане из числа евреев, по большей части, мирно уживались с христианами из язычников. И в тексте апостола Петра мы видим, как он упоминает пророчества Ветхого Завета, указывая, что касаются они не только народа избранного, но и всего человечества. Господь Иисус Христос пострадал на Голгофе за всех людей, вне зависимости от их национальной принадлежности.
Само чудо пришествия в мир Спасителя Петром рассматривается как величайшее проявление любви Бога к человечеству. Решение Господа стать человеком апостол называет событием, которое вызвало огромное удивление даже у ангелов. Эти таинственные и совершенные существа и представить себе не могли, что их Творец смирится до того, чтобы ограничить Себя материальным телом, подвергнуть Себя переживанию реальных голода, жажды, усталости, боли, наконец, предательства и одиночества. Но всё перечисленное было просто необходимо, чтобы вернуть людям утраченное счастье Рая.
При этом жертва Христова не упразднила свободу воли людей. И одни — с благодарностью приняли дар спасения. Другим — он оказался, к сожалению, не нужен. Но любое решение влечёт за собой последствия. Тот, кто поверил во Христа, находит прочнейшее, непоколебимое основание благодати Божией. Или как пишет апостол Пётр: «камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий во Христа не постыдится». Тот же, кто веру отверг, кто, услышав учение Спасителя, отказался ему следовать, обрекает себя на глубокое несчастье. И тогда Евангелие становится камнем преткновения, орудием, которое оставляет незаживающую рану в горделивой душе. Незаживающую не из-за жестокости Бога, а из-за греховного упрямства самого человека, который не может и не хочет признать собственной неправоты. Мучается из-за того, что отверг любовь Божию.
Тот же, кто её принял, получает способность освящать этот мир, становится носителем так называемого «царственного священства». Искренне верящий христианин, живущий по заповедям, становится светлым посредником благодати Христовой, врачующей раны этого мира, дарующей надежду даже в самые тёмные времена. Ведь Сам Господь завещал нам: «Мира не бойтесь, ведь Я победил мир». И это победой Спаситель делится с каждым, кто верен ему и словом, и делом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образы святости в произведениях Н.С. Лескова». Ирина Мелентьева
У нас в студии была кандидат филологических наук, доцент историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Ирина Мелентьева.
Разговор шел об образах святости в произведениях Николая Семёновича Лескова, какие примеры праведности разных людей приводит писатель, что для него важно показать в отношениях между людьми и в отношениях людей с Богом. В первую очередь мы говорили о произведениях «Житие одной бабы», «На краю света» и «Гора».
Этой беседой мы продолжаем цикл программ об образах святости в русской литературе.
Первая беседа была с Ириной Мелентьевой об образах святых в древнерусских произведениях.
Вторая беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в «Капитанской дочке».
Третья беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в романе «Идиот».
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Экономические образы в Священном Писании». Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Гостем цикла «Вера и дело» был епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Разговор шел о том, как в Священном Писании присутствуют экономические идеи и метафоры, почему они появляются и как их правильно понимать.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело