Когда я была совсем маленькой, каждое Воскресенье начиналось одинаково:
Мама будила меня и брата, затем я умывалась и надевала красивое платье, с вечера заботливо поглаженное мамой. Затем мы шли на службу. Я садилась на ступеньки у алтаря и смотрела, как священник в красивых облачениях величественно произносит молитвы. Мне нравилось разглядывать узоры на его облачениях, восхищали степенные движения, я замирала и с вниманием наблюдала за каждым моментом Литургии.
Сидела я рядом с певчими, так что ход службы отлично знала. У меня были ориентиры, означающие близость Причастия. Например, когда я слышала молитву «Отче Наш», понимала, что скоро батюшка выйдет из алтаря с чашей и начнется главное Таинство.
Вспоминаю как тяжело было дождаться этого момента, как казалось, что служба длится вечно, а еще хотелось поскорей съесть просфору и поиграть с ребятами из класса.
Я уставала и начинались мои вопросы маме:
— Мам, ну почему так долго, ну как ты не устаешь?
Мама всегда улыбалась и говорила:
— Я даже не заметила, как служба пролетела. Только зашла в храм, а уже пора к Причастию идти.
Все росписи были изучены, короткие свечки на подсвечнике были потушены, а служба все не кончалась.
А мама объясняла тогда не очень понятные для меня вещи. Она говорила:
«Когда искренне молишься, время исчезает, появляется легкость во всем теле, словно маленькую птичку выпустили из клетки на свободу. Я имею ввиду душу. Она преображается каждый раз, когда ты идешь ко Господу. Попробуй закрыть глаза и все, что есть на сердце, воплоти в молитву, разговор с Богом».
Я с интересом слушала и старалась подражать маме, пытаясь осознать суть её слов.
Сейчас, повзрослев, я снова приезжаю в этот храм. Наблюдаю за детьми и с теплой грустью вспоминаю свою детскую неусидчивость. Теперь я понимаю маму, от чего она не замечала часов, проведенных в храме. Как изменяется с взрослением ощущение времени, с какой скоростью пролетают минуты, недели, года.
Кажется, я только приехала и алтарник читает часы, как через мгновенье батюшка выходит с крестом. Или как пролетают месяцы от Рождества до Пасхи, не успеваешь оглянуться.
Стараюсь, приходя в храм, насладиться каждой секундой, услышать каждое слово, уловить каждое дуновение от кадила и запах ладана. Сохранить это внутри себя до следующего Воскресения.
Иначе я уже не представляю свою жизнь. Взрослея, поняла, что прихожу в храм — помолиться, поговорить с Богом. И, словно слышу мамины слова:
«Когда искренне молишься, время исчезает, появляется легкость во всем теле, словно маленькую птичку выпустили из клетки на свободу. Душа преображается, когда приближаешься к Богу».
Автор: Виктория Галкина
Все выпуски программы Частное мнение
Первое соборное послание святого апостола Петра
1 Пет., 58 зач., I, 1-2, 10-12; II, 6-10.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Происходящие в мире события часто ввергают в уныние, лишают не только надежды на будущее, но даже мысли, что подобная надежда вообще возможна. Но нельзя впадать в отчаяние. Человек, живущий с верой в сердце, понимает, что всё, в конечном счёте, зависит от Бога. И за Бога и нужно, прежде всего, держаться. Об этом и рассуждает апостол Пётр в своём первом послании. Отрывок из 1-й и 2-й глав данного текста звучит сегодня во время Литургии. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным,
2 по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.
10 К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,
11 исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.
12 Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.
Глава 2.
6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.
7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,
8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.
9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
10 некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.
Послания апостола Петра (их в составе Библии — два) принято именовать соборными. Иными словами — адресованными не какой-то конкретной общине или определённому лицу, а многим христианам, проживавшим в различных регионах Римской империи. Доказательство этому мы слышим в самом начале прозвучавшего отрывка. Апостол Пётр обращается к христианам Понта, Галатии, Капподокии, Асии и Вифинии.
Национальный состав упомянутых общин был разнообразным — в древних поместных церквях христиане из числа евреев, по большей части, мирно уживались с христианами из язычников. И в тексте апостола Петра мы видим, как он упоминает пророчества Ветхого Завета, указывая, что касаются они не только народа избранного, но и всего человечества. Господь Иисус Христос пострадал на Голгофе за всех людей, вне зависимости от их национальной принадлежности.
Само чудо пришествия в мир Спасителя Петром рассматривается как величайшее проявление любви Бога к человечеству. Решение Господа стать человеком апостол называет событием, которое вызвало огромное удивление даже у ангелов. Эти таинственные и совершенные существа и представить себе не могли, что их Творец смирится до того, чтобы ограничить Себя материальным телом, подвергнуть Себя переживанию реальных голода, жажды, усталости, боли, наконец, предательства и одиночества. Но всё перечисленное было просто необходимо, чтобы вернуть людям утраченное счастье Рая.
При этом жертва Христова не упразднила свободу воли людей. И одни — с благодарностью приняли дар спасения. Другим — он оказался, к сожалению, не нужен. Но любое решение влечёт за собой последствия. Тот, кто поверил во Христа, находит прочнейшее, непоколебимое основание благодати Божией. Или как пишет апостол Пётр: «камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий во Христа не постыдится». Тот же, кто веру отверг, кто, услышав учение Спасителя, отказался ему следовать, обрекает себя на глубокое несчастье. И тогда Евангелие становится камнем преткновения, орудием, которое оставляет незаживающую рану в горделивой душе. Незаживающую не из-за жестокости Бога, а из-за греховного упрямства самого человека, который не может и не хочет признать собственной неправоты. Мучается из-за того, что отверг любовь Божию.
Тот же, кто её принял, получает способность освящать этот мир, становится носителем так называемого «царственного священства». Искренне верящий христианин, живущий по заповедям, становится светлым посредником благодати Христовой, врачующей раны этого мира, дарующей надежду даже в самые тёмные времена. Ведь Сам Господь завещал нам: «Мира не бойтесь, ведь Я победил мир». И это победой Спаситель делится с каждым, кто верен ему и словом, и делом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образы святости в произведениях Н.С. Лескова». Ирина Мелентьева
У нас в студии была кандидат филологических наук, доцент историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Ирина Мелентьева.
Разговор шел об образах святости в произведениях Николая Семёновича Лескова, какие примеры праведности разных людей приводит писатель, что для него важно показать в отношениях между людьми и в отношениях людей с Богом. В первую очередь мы говорили о произведениях «Житие одной бабы», «На краю света» и «Гора».
Этой беседой мы продолжаем цикл программ об образах святости в русской литературе.
Первая беседа была с Ириной Мелентьевой об образах святых в древнерусских произведениях.
Вторая беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в «Капитанской дочке».
Третья беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в романе «Идиот».
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Экономические образы в Священном Писании». Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Гостем цикла «Вера и дело» был епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Разговор шел о том, как в Священном Писании присутствуют экономические идеи и метафоры, почему они появляются и как их правильно понимать.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело