У митрополита Антония Сурожского есть фраза, которая откликается в моём сердце. Звучит она так: «... И мы должны помнить, что мы ответственны не только за себя, но и за судьбу всех, кого мы встречаем, и всех, которые через других получат отпечаток нашей личности».
В самом деле, человеческая жизнь соткана из случайных и неслучайных встреч, соприкосновений с другими людьми, благодаря чему формируются наш характер, мировоззрение, да и просто настроение.
Когда я была студенткой, неподалёку от моего ВУЗа располагалась уютная пиццерия. Там готовили вкусно, недорого, и потому студенты и преподаватели облюбовали это место для своих встреч. Я провела в пиццерии множество вечеров, знала по имени всех официантов.
Но во время пандемии, когда множество заведений из сферы обслуживания прекратили своё существование, пиццерия закрылась. Для нас, её постоянных посетителей, это было весьма печальным событием. Теперь на нашей улице не осталось ни одного кафе со вкусной едой и приемлемыми ценами.
И вот, спустя несколько лет мы с подругой гуляли на ВДНХ и, решив перекусить, зашли в первое кафе, какое было на пути. Нас встретил администратор Леонид, лицо которого показалось мне смутно знакомым. А он вдруг расплылся в улыбке.
— Вот так встреча! — Воскликнул администратор, — Вы меня помните? Ведь я работал в пиццерии, куда вы так часто ходили с друзьями!
— Ах, точно! Как приятно вас видеть!
Во времена существования пиццерии мы с этим милым человеком только здоровались и обменивались парой незначительных фраз. А сейчас Леонид встречает меня так, будто я его близкий друг или родственница!
Администратор усадил нас за столик, самолично принес меню и объявил, что десерты за счет заведения. На протяжении нашего с подругой ужина Леонид подходил несколько раз, и мы весело вспоминали старые добрые дни в пиццерии. А когда мы уже расплатились и вызывали такси, нас пригласили приходить в это новое кафе как можно чаще, заверив, что всегда окажут самый радушный приём.
«Как удивительно! — Думала я, возвращаясь домой, — ведь этот человек и я —чужие люди. Мы ничего не знаем друг про друга. Но сегодня он своей добротой и неподдельной радостью от встречи согрел моё сердце лучше, чем могли бы сделать многие давние знакомые и приятели».
И я задумалась: а испытывает ли кто-то такую же светлую, искреннюю радость при общении со мной? Являюсь ли я для тех, с кем соприкасаюсь по жизни, таким же источником света, каким мне сегодня показался Леонид? Ведь как было бы чудесно, если бы все, кто встречается на нашем пути, могли точно также заряжаться взаимным теплом, обмениваться маленькими актами добра.
Господь просил нас любить друг друга. Но на пути к этому подвигу настоящей христианской любви — жертвенной, абсолютной и всепрощающей — я могла бы начать с таких случайных встреч с посторонними людьми. Если я смогу подарить им хоть чуть-чуть радости, буду знать, что Господь не зря соединил наши дороги.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
«Экономические образы в Священном Писании». Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Гостем цикла «Вера и дело» был епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Разговор шел о том, как в Священном Писании присутствуют экономические идеи и метафоры, почему они появляются и как их правильно понимать.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело
Чтобы можно было взять. Алёна Боголюбова
В моём далёком «советском» детстве, в учебнике чтения был рассказ «Синие листья».
История про девочку, которая на уроке рисования раскрасила листья у деревьев синим карандашом.
Учитель спросил, почему она выбрала синий? Оказалось, что у девочки не было зелёного карандаша, а когда она попросила у подруги, то та поставила столько условий, что всякое желание брать у неё пропало.
Я помню финальную фразу этого рассказа, произнесённую учителем: «Надо так давать, чтобы можно было взять!».
Вспомнив это, я призадумалась — а мы, взрослые, усвоили тот урок? Вот я, считаю себя христианкой. Как я отношусь к тем, кто нуждается в моей помощи? А ещё важнее — как отношусь к тем, кому хочу помочь?
И, неожиданно для себя, поняла, что в ходе доброделания, у меня появляется какое-то внутренне чувство покровительства. Начинаешь смотреть на человека «с высока», как на подопечного.
Вот, попросила у меня подруга денег на покупку стиральной машины. Так я уже составила представление, какая именно машина ей нужна. И начинаю давать советы относительно выбора модели. Продавливаю свое мнение. А когда чувствую, что она не слушает, внутри даже оскорбляюсь.
Выходит, возвышаюсь над человеком, которому благодетельствую, как будто получаю над ним власть. А возвышаясь, соответственно, принижаю его. Я пытаюсь управлять ситуацией, ожидая, что меня будут слушать. А если точнее сказать, слушаться.
История со стиральной машиной — лишь единичный пример. Сколько бывает более значимых ситуаций, когда помогаешь человеку: устроиться на работу, найти врача или даже обрести свою половинку. И дальше уже стремишься направлять или управлять.
Видимо и по этой причине сам Господь заповедал нам не помнить о своих благодеяниях, говоря — «..Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая ....» Давать взаймы и не ждать возврата. Не ждать и бонусов. Чтобы мы не впадали в любоначалие, в иллюзию власти над другим. А если бы Господь напомнил нам о всех его благодеяниях в наш адрес?
И, если задуматься, сколько же мы должны нашим родителям, если вдруг посчитаться, кто в кого сколько вложил. Даже страшно становится от неподъемности такого «груза».
Все Господь предусмотрел. Обо всем нас предупредил. Важно делать добро ближнему, как Самому Христу. Одному из малых сил ради Христа, как Ему самому. И так отдавать, чтобы тот мог взять. Без всяких условий.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Что для вас самооправдание? Алёна Боголюбова
Когда вы слышите выражение «грех самооправдания», каким смыслом его наполняете? Мне раньше казалось, что тут все просто. Съела скоромного в постный день и объяснила это тем, что была уставшей, что нужны силы, что ничего другого в холодильнике не нашлось — вот и оправдала себя.
Я старалась отслеживать эти, так скажем, «бытовые проявления самооправдания». И приходила с ними на исповедь. А недавно на работе произошла ситуация, в которой я, далеко не сразу, смогла разобраться и понять в чем же мой грех.
Коллеги в рабочей переписке указали мне на мои, по их мнению, недостатки в работе. Но я совершенно не считала это недостатками. Наоборот, бала уверена, что это проявление творчества, на которое способен человек, хорошо владеющий профессией. Просто коллеги не смогли это оценить по достоинству. Я была просто возмущена! И этим возмущением делилась со всеми знакомыми, кто оказывался в те дни рядом.
Я не один десяток лет в профессии! Просто мне достался коллектив слабо знающей свое дело. Им надо еще набраться опыта, чтобы вообще понять, как я выстраиваю свою работу — рассуждала я, будучи уверенной в своей правоте.
Только вот на душе было неспокойно, сердце билось как птица в клетке. Чувство тревоги, приближения серьезных проблем не давали покоя.
Помогла молитва: «Господи, наставь меня на путь истинный, не дай испортить ситуацию на работе моим гневом!»
Постепенно пожар от возмущения в моей душе стал утихать. Появилась возможность увидеть происходящее с другой стороны. И вот, что мне открылось! Я довольно резко доказывала коллегам свою правоту и совершенно упустила, что документы сдавала не в срок, тратя время на дополнительный креатив, чтобы блеснуть своими знаниями. В деловой переписке, зачастую, отвечала не по́лно и с раздражением. Аргументы оппонентов никак не воспринимала.
И всего этого я просто не замечала. Думала лишь о профессиональной самореализации. Для меня был важнее результат. И вот он, грех самооправдания, который тонкой, незримой ниточной вплелся в мою жизнь. Его так трудно было заметить, потому что мне более важным казалось совершенно другое. А самооправдание тем временем, как кривое зеркало, искажало мое восприятие происходящего и представление не только о людях, но и о самой себе. В итоге гордыня заполыхала пожаром, едва не лишив меня любимой работы.
И вот какой вывод я сделала: когда тебе кажется, что ты абсолютно прав, загляни внутрь себя, есть ли в душе мир? А если нет, то ищи промах в себе. Не совершил ли грех? Не преступил ли заповедь? Только с этой стороны можно распутать любую ситуацию.
Работа, профессионализм — это все про земную жизнь. А вот, казалось бы, «маленькие грешки», в которых мы себя оправдываем, двигаясь к земным целям, могут разрушить все и в этой жизни, и, что страшнее — в будущей.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение