Еф., 233 зач., VI, 10-17.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Многие люди приходят в Церковь для того, чтобы обрести успокоение, чтобы избавиться от душевных терзаний и метаний. С одной стороны, Церковь действительно может человеку всё это дать. С другой — покой христианина вовсе не похож на безмятежное принятие всего и вся. Покой христианина зиждется на доверии Богу и на исполнении заповедей, на христианина постоянно нападают как внутренние, так и внешние враги, ну а вожделенный покой дают вера и личная праведность. Именно об этом написал в своём Послании к Ефесянам святой апостол Павел. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 6-й главы этого послания. Давайте послушаем его.
Глава 6.
10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.
13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.
14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
Интересно и существенно важно то, что в только что прозвучавшем отрывке Послания к Ефесянам апостол Павел не дал каких бы то ни был чётких инструкций относительно того, как мы должны противостоять воюющим против нас «духам злобы поднебесным». Да, апостол сказал и про оружие, и про броню, и про щит, и даже про шлем, но это всё лишь иносказания, которые нужны для раскрытия той мысли, с которой начался этот отрывок: «Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его» (Еф. 6:10).
Господь Вседержитель — вот та стена, за которой не страшны никакие треволнения, эту стену не в состоянии кто-либо сокрушить, и нам нужно научиться в любой непростой и страшной ситуации «укрепляться Господом и могуществом силы Его».
В первую очередь для этого необходимо расстаться с самым дорогим и ценным: с доверием самому себе и с ощущением, что у нас есть силы и способности для противодействия случающимся напастям. Речь здесь, конечно же, идёт о духовной жизни, а не о чём-либо ином. Впрочем, духовная жизнь затрагивает всего человека, а значит и все сферы его деятельности.
Если мы сможем понять, что без помощи Божией нам не преуспеть, то следующий шаг получится сделать без особых усилий: если нам нужен Бог, то мы станем Его слушаться, значит, мы сможем облечься в упомянутую апостолом броню праведности.
Праведность же повлечёт за собой готовность благовествовать мир, потому как праведность — это отражение той первоначальной гармонии, которая была нарушена грехопадением наших прародителей, Адам и Ева пали тогда, когда их вера в Бога и доверие Ему пошатнулась, когда они поверили змею, а потому и залог успеха в духовной битве состоит в упомянутой апостолом Павлом вере.
Ну а вера одним из важнейших своих источников имеет Слово Божие, под которым стоит понимать одновременно и Священное Писание, и молитву.
Если получится последовать советам апостола Павла и приобрести все упомянутые им добродетели, то и вожделенный покой не заставит себя ждать. Того, кто сумел стяжать и праведность, и стремление к миру, и веру, и молитву, уже ничто не сможет поколебать, такой человек сохранит спокойную верность Богу в любой, даже самой критической, ситуации.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Соборное послание святого апостола Иакова
Иак., 53 зач., II, 14-26.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Помещики, герои «Мёртвых душ» Николая Гоголя, не просто литературные персонажи. Это ещё и иллюстрации человеческих страстей. Например, пустословия и греховного легкомыслия. Так сказать, воплощением данных пристрастий стал помещик Манилов, много говоривший и почти ничего не делавший. О пагубности подобного подхода к жизни в отрывке из второй главы своего послания рассуждает апостол Иаков. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 2.
14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
16 а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?
17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
18 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
23 И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».
24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?
26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
Яркий образ помещика Манилова лёг в основание явления, прозванного впоследствии в его честь «маниловщиной». Суть «маниловщины» заключается в следующем — много и с наслаждением о чём-то высоком и нужном рассуждать, но ничего, при этом, не делать, ограничиваясь исключительно мечтами о светлом будущем или настоящем. О чём-то похожем на поведение Манилова слышали мы в прозвучавшем отрывке из послания апостола Иакова, первого епископа (то есть главы) Иерусалимской Церкви.
Апостол Иаков пишет о том, что внутренние убеждения, вера должны иметь практическую реализацию. Выражать себя не только в словах, но и на деле. Действительно, если человек на просьбу о помощи отреагирует исключительно эмоциями или словами, но никакого содействия не окажет, как можно будет такую позицию оценить? Как легкомысленную и неискреннюю. Вот и вера, если не будет иметь практического выражения в реальных делах, ощутимых проявлениях любви к Богу и людям, будет представлять собой просто какую-то фикцию.
Под верой апостол Иаков имеет в виду не только уверенность в существовании Бога, но и нравственные последствия этой уверенности. Вот почему он пишет, что даже бесы в какой-то степени веруют. Но что толку-то? Они, конечно же, знают, что Господь существует, что Он милостив и всем желает добра. Но злые духи своего Создателя не принимают, Его ненавидят и других пытаются этой злобой заразить. Поэтому недостаточно только иметь убеждение в существовании Бога. Открыв для себя реальность бытия Господа, нужно положить в основание жизни стремление стать проводником Его любви.
В этой убеждённости апостол Иаков очень похож на пророков Ветхого Завета. Мы чувствуем ту же принципиальность, стойкость, строгость. Святой призывает своих читателей не поддаваться лукавству, мыслям о возможности каких-то торгов с Богом. Господа нельзя ввести в заблуждение. Он смотрит не столько на форму наших действий, сколько на их целеполагание — какое желание, стремление лежит в основе молитвы, поста, милостыни и других религиозных действий. И наше приношение будет принято только тогда, когда жертва наша будет выражением искренней любви к Богу и людям, когда эта жертва будет предложена со смиренной верой — просьбой к Богу её принять и освятить.
Таким образом, духовная жизнь в понимании Православия предполагает гармоничное сочетание внешнего и внутреннего, без радикального уклонения в какую-либо одну сторону. Форма без содержания превращается в профанацию. Вера же, не имеющая здорового и деятельного выражения, неминуемо скатывается в упомянутую уже «маниловщину». От чего да убережёт нас Господь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Философ Иван Александрович Ильин». Юрий Закунов
Гостем программы «Исторический час» был кандидат философских наук, сотрудник Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва, доцент Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского Юрий Закунов.
Разговор шел об известном русском философе Иване Александровиче Ильине, о его судьбе и о взглядах на историю русского народа в первой половине 20-го века.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Философ Иван Александрович Ильин». Юрий Закунов
- «Как крестилась Русь?» Глеб Елисеев
- «Тема Рождества в поэтическом творчестве». Анастасия Чернова
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Подвиг Царской семьи и их приближенных». Пётр Мультатули
Гостем программы «Вечер Воскресенья» был историк, публицист, профессор кафедры истории Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского Пётр Мультатули.
Наш гость рассказал о том, как в его семье сохранялась вера, в том числе в советские годы, как у него появился интерес к истории и в том числе к личности императора Николая II. Кроме того наш гость рассказал о своем прадеде Иване Михайловиче Харитонове, поваре Царской семьи, расстрелянном вместе с ними в подвале Ипатьевского дома.
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья