Евр., 329 зач., XI, 17-23, 27-31.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У веры в Бога есть одно удивительное свойство: она способна пронизывать собой время, более того, вера время и вовсе как будто бы не замечает, ведь она простирается в вечность, туда, где времени попросту не существует. Об этом свойстве веры мы сегодня имеем возможность услышать во время литургии в православных храмах из отрывка 11-й главы Послания святого апостола Павла к Евреям. Давайте послушаем эти слова Нового Завета.
Глава 11.
17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
27 Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.
28 Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.
29 Верою перешли они Чермное море, как по суше, на что покусившись, Египтяне потонули.
30 Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.
31 Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.
Каждая из только что прозвучавших строк Послания к Евреям начиналась с одного и того же слова: «верою». Ну а дальше шёл предельно краткий пересказ того или иного сюжета Ветхого Завета.
Среди прозвучавших имён ветхозаветных праведников особняком стоят имена Исаака и Иакова, эти два праотца прожили относительно спокойную жизнь, в особой степени такой была судьба Исаака: он ни с кем не воевал, никуда не странствовал, его жизнь можно назвать жизнью простого обывателя, а если и были у Исаака переживания, то они касались непростых взаимоотношений двух его сыновей друг с другом. Нечто подобное можно сказать и об Иакове, правда, ему пришлось странствовать, да и детей у него было значительно больше, больше было и связанных с ними проблем. Однако и про Исаака, и про Иакова Послание к Евреям говорит одними и теми же словами: оба они верою благословили своё потомство.
Здесь нам стоит вспомнить, что их благословения были не простыми благопожеланиями, а описанием пути тех людей и их потомков, которым предназначалось благословение. Удивительна же в этих благословлениях их феноменальная точность, а также то, что даже при очень сильном желании праотцы не могли произнести какие-то иные слова.
Конечно, было бы весьма нелепым предполагать, что Бог на какое-то время лишил их свободы излагать свои мысли и начал говорить вместо них, нет, в историях благословений Исаака и Иакова мы можем видеть действие веры, именно вера заставляет поступать человека не так, как он хочет, а так, как того требует Бог, и именно вера даёт возможность видеть будущее с той же ясностью, с которой мы видим настоящее и недавнее прошлое. Вера роднит человека с Богом, ведь для Бога не существует времени, перестаёт оно существовать и у тех, кто нашёл в себе мужество последовать за Богом через исполнение Его заповедей. Таким людям неведом страх, потому что страх — это следствие незнания и непонимания, ну а избранные Богом праведники всё знали, всё понимали и обо всём имели здравое суждение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Справедливость»
Просыпаюсь от звука капели. Неужели весна? Нет, кажется, капает вовсе не за окном, а где-то совсем рядом. С потолка! А мы ведь недавно ремонт сделали! Встаю, одеваюсь — придётся идти разбираться. Кто же над нами теперь живёт? Старые хозяева недавно съехали, а с новыми познакомиться не успел. Разозлённый не на шутку, собираюсь потребовать денег на ремонт потолка. Так будет справедливо! Звоню. Открывает усталая женщина с мокрой тряпкой в руках.
— Мы вас залили? — спрашивает виновато, и растерянно разводит руками. — Дети аквариум разбили. Такие непоседы стали, совсем разбаловались без отца. Сейчас всё уберу!
Я строгим голосом требую дать мне взглянуть на проблему и решительно прохожу в комнату. Трое мальчишек притихли на диване. В кроватке спит младенец. На полу — разбитый аквариум литров на 20. Рыбки барахтаются в огромной луже. А на шкафу я замечаю фотографию с траурной лентой — на ней мужчина в военной форме... И вдруг понимаю: да этому семейству, похоже, помочь нужно, а не компенсацию с них требовать!
— Давайте, я воду соберу, — говорю хозяйке. — Ещё одна тряпка найдётся?
Десять минут — и лужи как не бывало. Злости моей тоже нет в помине. Побелю я сам этот потолок — так будет справедливо!
Все выпуски программы Утро в прозе
26 января. О дружбе и подвиге святых мучеников Ермила и Стратоника Белградских
Сегодня 26 января. Церковь чтит память мучеников Ермила и Стратоника Белградских, живших в четвёртом веке.
О дружбе и подвиге святых — протоиерей Михаил Самохин.
Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Именно это рождественское песнопение воспевали диакон Ермил и его друг мученик Стратоник, когда их вместе опускали в воды Дуная, чтобы предать смерти после долгих мучений. Дружба диакона Ермила и тюремного стража Стратоника началась в тюрьме. Видя мужество мученика, Стратоник уверовал во Христа и проникся симпатией к узнику. Когда Ермила особенно жестоко истязали на арене, Стратоник прослезился, и эти слезы стали поводом для допроса и исповедания веры Христовой уже им самим. Узник и его страж, связанный дружбой, а это главное общей верой во Спасителя, пошли до конца и были прославлены в лике святых.
Человеческая дружба бывает разной. Людей объединяют самые неожиданные интересы и пристрастия. И далеко не всегда дружеские отношения с людьми сохраняются, если наши интересы меняют направление. Мученики Ермил и Стратоник сегодня напомнили нам, что подлинным основанием настоящей веры, твердой дружбы, искренней любви между нами может быть только Он — Господь и Спаситель Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 января. О злодеянии царя Ивана IV
Сегодня 26 января. В этот день в 1547 году в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на царство Ивана IV.
О злодеянии царя — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Царь Иван Грозный в последние годы своей жизни, окружив себя опричиной, творил дела беззаконные. Стремясь укрепить свою собственную личную власть, он расправлялся со всеми, кого подозревал в некой оппозиции. И море крови было пролито на Руси. И когда царь после очередного набега на свой собственный народ, очередной расправы с теми, кого он подозревал, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы попросил благословения у митрополита Филиппа, тот благословение не дал. Это был великий знак всему народу, что царь творит беззаконие. Дорого стоило святителю Филиппу это пастырское, исполненное правдой Божией, деяние. Он был отстранен, низвергнут, отослан в Тверь, и там в Отрочем монастыре находился в заточении. Но даже в заточении он представлял для грозного царя опасность. Это был живой укор его совести. И именно поэтому грозный царь и убивает святителя.
Все выпуски программы Актуальная тема