Еф., 228 зач., V, 1-8.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться обращать внимание на хорошее и поменьше замечать плохого в своей жизни? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 5-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные,
2 и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.
3 А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.
4 Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение;
5 ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.
6 Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления;
7 итак, не будьте сообщниками их.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света
Апостол Павел в только что прозвучавшем отрывке сопоставляет два образа жизни. Один он сравнивает с пребыванием во свете, а второй — с блужданием в темноте. Первый — путь к полноте бытия, второй — путь к пустоте и смерти. По первому идут чада Божии, по второму — сыны противления. Что же является отличительными признаками этих двух путей?
О том, что свойственно для сынов противления, говорит само их наименование. Они постоянно сопротивляются. Сопротивляются людям, которые, по их мнению, ведут себя неправильно. Сопротивляются обстоятельствам жизни, которые нарушают их планы. Сопротивляются Богу, Который, на их взгляд, мог бы управлять этим миром получше. Сопротивляются самим себе: своему прошлому, настоящему и будущему. Рисуют в голове образы, как надо было сказать и сделать. Они постоянно что-то кому-то доказывают. Окружающим, Творцу, самим себе. Вечно им что-то не нравится. Вечно они брюзжат и критикуют. И это происходит не обязательно видимым образом. Все эти баталии могут происходить внутри, в голове. Именно в таком состоянии тотального неприятия находится сатана. Неслучайно с еврейского его имя переводится как противник, тот, кто сопротивляется. Само по себе это сопротивление даже без дел и слов, просто на уровне ощущения происходящего, достаточно для того, чтобы превратить жизнь в мрак и ад. Это постоянная война против всех, чтобы доказать, что я прав. Что последнее слово за мной. Быть в этом состоянии очень тяжело. Ведь постоянно накатывают стыд, разочарование, жалость к себе, ненависть и злоба. Отсюда и огромное напряжение. И для того, чтобы это напряжение снять, человек порой и бросается во все тяжкие. У него появляются разного рода одержимости и зависимости от вещей, людей, эмоций и состояний. Чем больше сопротивление, тем серьёзней зависимость. Тем глубже грех.
Состояние сыновей Божиих иное. Они живут в состоянии принятия мира, людей, Бога и самих себя. Поэтому у них нет того дикого напряжения внутри, которое есть у сынов противления. Они никому и ничего не доказывают, они не воюют, не сопротивляются жизни. Череда её событий, как радостных, так и печальных, легко проходит через них, как луч света проходит через чистое, прозрачное стекло. А потому и грех не приживается в их душе. Они легко его отпускают. В чём секрет таких людей? Это люди, которые, по словам апостола Павла, умеют благодарить. Не просто говорить «спасибо» из вежливости. А замечать и радоваться тому, что обыкновенно кажется нам привычным и обыденным. Они умеют даже в негативных событиях видеть светлые стороны. А всё потому, что себя в этом мире они осознают как исполнителей воли Бога, а не как хозяев жизни. И свою роль видят не в том, чтобы управлять вселенной, а в том, чтобы скромно служить Творцу и ежедневно воплощать в своём общении с окружающими заповеди Евангелия.
В каждом из нас есть нечто и от сынов противления, и от детей Бога. Однако важно помнить, что мы всегда легче и быстрее склоняемся ко злу, к темноте. Именно поэтому необходимо тратить больше энергии на то, чтобы взращивать в себе свет. И поэтому апостол советует нам почаще благодарить. Буквально заставлять себя в конце каждого дня говорить Богу спасибо за то, что дал мне силы ещё один день послужить Ему и его детям. Говорить Ему спасибо за конкретные дела любви, которые я исполнил сегодня, а если не смог, то собираюсь с Его помощью исполнить завтра. Если будем формировать у себя этот навык, то со временем заметим, что в нашей жизни стало больше света. Несмотря на то, что её обстоятельства могут не измениться, изменится наше отношение к ним. В душе станет больше благодарности Богу, людям и даже самому себе. А вместе с благодарностью жить станет проще, легче и радостней.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
22 января. Об эпохе пророчества пророка Самея
Сегодня 22 января. Память святого пророка Самея, жившего в Х веке до Р. Х.
Об эпохе его пророчества — священник Николай Дубинин.
Пророк Самей жил в сложную эпоху с точки зрения политического устройства Ветхозаветного Израиля. А именно в то время, когда он жил, сын царя Соломона Ровоам разделил царство на северное и южное. И одно из царств продолжило поклонение единому Богу, а второе уклонилось в язычество. И сам царь Ровоам предпринимает попытку вернуть вторую половину своего же разделенного царства. Однако пророк Самей выступает против. И он говорит о том, что это Божья воля. Так Богу было угодно. От меня это было. То есть не вступай в конфронтацию с самим Господом. Потому что, видимо, состояние народов, живущих на территории Израиля, племен израильских, я бы сказал, таково, что кто-то хотел продолжать поклоняться в вере отцов, а кто-то начал с языческими богами блудодействовать по выражению Священного Писания. И вот эта измена разделила народ на два царства. И пророк Самей говорит удивительную вещь. Иногда, чтобы все царство не погибло или все общество не деградировало, лучше часть этого общества отделить и изолировать. Вот об этом пророчествовал пророк Самей.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 января. О трудах Павла Флоренского
Сегодня 22 января. В этот день в 1882 году родился русский религиозный философ Павел Флоренский.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Наш гениальный соотечественник, литературное наследие которого, ученая деятельность которого, нравственный и религиозный подвиг которого, с трудом могут быть сравнимы с кем бы то ни было из его предшественников. Он стал мучеником за веру, нося в душе приличествующую христианскому священнику кротость и любовь. При том, что сочетал скромность с гигантским объемом знаний, проявив себя и как физик, и естествоиспытатель, и библиограф, и культуролог, и историк, и религиозный мыслитель. Искусствоведы знают ценность его труда, обратные перспективы и иконостас. Те, кто изучают историю ГОЭЛРО, ведают вклад отца Павла Флоренского в этот проект, задуманный еще государем Николаем Александровичем II и грехом пополам, мало-помалу реализованный в советское время.
Мы благодарны и обязаны отцу Павлу Флоренскому за раскрытие смысла древнерусской иконы Святой Троицы, которая нынче возвратилась в отчий дом.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 января. О личности Ивана III
Сегодня 22 января. В этот день в 1440 году родился царь Иван III, государь всея Руси.
О его личности — протоиерей Игорь Филяновский.
Московский князь и государь всей Руси Иван III Васильевич не зря прозван великим. В годы его правления Русь окончательно избавилась от монгольской зависимости, длившейся несколько веков. В этот период завершился и процесс централизации русских княжеств, а Москва окончательно утвердилась в статусе столицы. Брак с Софией Палеолог породнил Русь с Византией. У государства появляется новый герб — двуглавый орел и новый титул великого князя — «Всея Руси самодержец». Именно в эпоху Ивана III зарождаются те идеи, которые позже составят официальную идеологию московского государства.
Большой шаг вперед при Иване III сделало русское зодчество. Символом Москвы как столицы стало строительство в 1479 году уникального для того времени по красоте и размеру кафедрального собора Русской Православной Церкви — Успенского собора. Через несколько веков в Великом Новгороде в 1868 году будет воздвигнут памятник тысячелетию Руси. Фигуры среднего ряда памятника олицетворяют шесть эпох российского государства. Среди них почетное место принадлежит Ивану III Васильевичу, объединителю русских земель вокруг Москвы и основателю самодержавного русского царства.
Все выпуски программы Актуальная тема