— Простите, у вас билетик упал!
— Спасибо, милая барышня. Засмотрелся на картины, и обронил... Вы посещаете Тульский музей изобразительных искусств в одиночестве, как я вижу?
— Да, я одна сюда прихожу. Живу неподалёку. Меня Маша зовут.
— Рад познакомиться с тобой, Маша! А меня зовут Андрей Борисович. Я смотрю, у тебя в руках альбом и карандаши. Занимаешься рисованием?
— Да, учусь в художественной школе. Когда есть вдохновение, беру с собой всё необходимое и рисую прямо здесь. Мне разрешают сотрудники. А иногда просто прихожу полюбоваться на работы мастеров. Хотите, я вам свою самую любимую картину покажу? Пойдёмте!
— С удовольствием посмотрю!
— Вот она! Владимир Маковский. «В сельской школе».
— Какая хорошая, светлая работа! Мне тоже нравятся картины Владимира Маковского. Они добрые, искренние, настоящие... Про жизнь, про людей... Он сам был добрым человеком. О Маковском говорили, что в городе, в котором он жил, он знает все богадельни, все приюты...
— А почему про него так говорили?
— Он часто бывал там, где много бедных и страждущих людей. Помогал им. Его волновали судьбы простых людей, стариков и детворы. Крестьянские дети часто становились героями его работ.
— Как и на моей любимой картине! Художник нарисовал детей в крестьянской избе. Посреди комнаты стоит большой деревянный стол и лавки. Это сельская школа. За столом сидят дети. Много детей разных возрастов. Я вот только не пойму, почему они все учатся в одном классе.
— В конце 19-го века (а эта работа написана в 1883 году) школы были не во всех сёлах. И если удавалось открыть в селе школу, то для неё выделялась одна изба, как правило, с одним просторным помещением. К тому же, у детей разных возрастов тогда был примерно одинаковый уровень знаний. Вот и учились все вместе. Изучали арифметику, учились читать и писать, изучали Закон Божий.
— Девочки на картине справа, у окна, кажется, учатся читать. Школьникам помогают две учительницы. Одна из них склонилась над девочкой, которая выводит буквы в тетрадке, а вторая что-то объясняет двум ученицам у доски. В классе как-то уютно, радостно. Даже хочется туда попасть.
— Такое радостное, уютное настроение художник создаёт с помощью светлых пятен. Через большие окна в помещение льётся свет, падая на лица и головы детей. А в центральной части работы, в углу комнаты виднеется икона. Все эти детали важны для художника. Он подчёркивает, что познание — это Божий дар, данный человеку. Как в поговорке: ученье — свет. И каждый герой на картине стремится к этому свету.
— И стремится по-своему. У каждого — свой характер, это видно по лицам учеников. Кто-то нахмурился. Кто-то задумчиво улыбается... Наверное, что-то важное понял. А вот на картине слева художник изобразил двух малышей.
— Эти ребятишки ещё малы, чтобы учиться. Вероятно, они ждут своих братьев или сестёр. И потихоньку приобщаются к учёбе. Скоро они подрастут и тоже начнут заниматься. А что тебе в этой картине нравится больше всего?
— Мне нравятся сами ученики. Как им интересно учиться! Они думают над задачами, соображают, может быть, им даже трудно! Но они стараются, стремятся к знаниям! Вот бы и мне так!
— А я думаю, эта картина как раз про тебя! Девушку, которая любит узнавать что-то новое, развиваться, заниматься творчеством! Я очень рад, что познакомился с тобой, Маша.
— Я тоже рада, Андрей Борисович! Я много нового от вас узнала и ещё больше полюбила картину «В сельской школе».
Картину Владимира Маковского «В сельской школе» можно увидеть в Тульском музее изобразительных искусств.
Все выпуски программы: Краски России
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
2 Тим., 297 зач., III, 16 - IV, 4.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Педагогика как наука располагает разными средствами для научения и воспитания детей и подростков. При этом опытный учитель знает, что многое в восприятии и наставлении зависит не только от самой информации, но и от того, кто в каком состоянии её воспринимает. Но как обстоит дело с христианским научением? Насколько христианин, наставляя другого, должен учитывать его состояние, говоря о вере и нравственной жизни? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й и 4-й глав 2-го послания апостола Павла к Тимофею, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
Глава 4.
1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:
2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
Многие наши современники уверены, что в нравственном отношении никто никого ничему учить не должен. Максимум родители детей. Если же говорить о взрослых, только попробуй сделать замечание, сразу услышишь в ответ фразу героини романа «Двенадцать стульев»: «Не учите меня жить». Может быть, форма будет не такой прямой и топорной, но суть будет именно такой. Так как же поступать? Ответ не может быть простым, потому что ситуации, в которых кто-то кого-то пытается учить уму-разуму могут быть очень разными. Скажем, как людям верующим нам может очень не нравиться такое явление, как развод. Люди настолько перестали понимать, что брак предполагает труд, что как только испытывают дискомфорт, расходятся, будучи уверены, что перед ними не их человек. При этом совершенно не учитывается, что любовь в браке проходит некоторые стадии, что без притирки характеров ни одни отношения не обходятся. Но главное совершенно не учитываются дети, для которых развод родителей это обычно самая настоящая трагедия. Итак, кто из верующих людей не пытался спасти брак родственника или друга? Думаю, многие. И мы были уверены, что учить жить в этом случае необходимо. Да и как не учить? Почему математике или физике учить можно, а жизни, то есть тому, что гораздо сложнее, нельзя? Но если в семье верующего человека ожидается рождение ребёнка, о котором заранее известно, что он болен или что у него, скажем, синдром Дауна, и родителей такого ребёнка начинают уговаривать жизнь нерождённого младенца прекратить, они совершенно спокойно могут сказать говорящим что-нибудь вроде: «Не учите нас жить» и будут правы. В современном калейдоскопе мировоззрений бывает очень трудно разобраться. Почему, например, ты можешь указывать человеку, как ему стоит поступить, а он тебе нет? Конечно, есть сферы, в которых общественный опыт, опыт поколений свидетельствует о предпочтительности того или иного поведения, но далеко не всегда он так прост и очевиден.
Обратившись к отрывку из послания апостола Павла, который мы сегодня услышали, можно решить, что апостол Павел побуждает нас проповедовать всем, всегда и без рассуждения. Уж очень экспрессивно он призывает Тимофея «подходи и настаивай вовремя и не вовремя, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием». Но не стоит забывать, что, во-первых, апостол обращался к Тимофею, которого на то он и поставил епископом в Ефесе, чтобы тот следил за порядком в местной общине. Во-вторых, сам Тимофей должен был обращаться в первую очередь к христианам, то есть к тем, кто воспринимал его в качестве авторитета. Если же вспомнить, как Павел проповедовал в Афинах, мы не увидим от него прямых обличений язычников. И не увидим именно потому, что прямое обличение совершенно не педагогично и редко имеет эффект. Конечно, бывают исключительные случаи, в которых молчание невозможно, но в норме обычный христианин должен не столько словом, и уж тем более не высокомерным, но самой христианской жизнью призван являть пример. Если в твоей жизни соблюдение заповедей принесёт добрый плод, он будет лучшим вразумлением для других.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в акции «От неба до сердца» и помочь сельским храмам
Фонд «Белый Ирис» запустил Всероссийскую акцию «От неба до сердца». Проводится она в поддержку восстановления 14 старинных сельских храмов в разных регионах России. У этих святынь есть свои хранители. Это люди разных возрастов и профессий, которых объединяет одна цель: возродить милый сердцу храм. Все они учатся в «Школе хранителей храмов», созданной фондом «Белый Ирис». Здесь участники узнают обо всех этапах восстановления, о том, какие ресурсы и специалисты для этого необходимы и получают ценные рекомендации.
Пенсионерка Татьяна Федотова из Санкт-Петербурга — тоже участница проекта. Вместе с единомышленниками она возрождает в деревне Каменка Ленинградской области церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Некогда её освящал святой праведный Иоанн Кронштадтский. В советские годы здание было взорвано, уцелели только алтарь и подвалы. После этого святыня на много лет погрузилось в забвение. Но благодаря неравнодушным людям, в том числе и Татьяне, всё изменилось. Инициативная группа развернула в деревне активную работу по возрождению церкви — собрала большое количество волонтёров. Они ухаживают за территорией, расчищают её от обломков и мусора. Также на помощь пришли опытные каменщики, которые заделали в алтаре проломы от взрыва. А жители деревни и добровольцы пристроили к алтарной части крыльцо, установили икону Покрова Пресвятой Богородицы и крест. Весной ремонтные работы будут продолжены. Прежде всего церкви необходима надёжная кровля.
Больше узнать о пострадавших сельских святынях и то том, как им помочь, можно на сайте фонда «Белый ирис», на странице акции «От неба до сердца». Завершится она 7 января. В финале будут разыграны подарки для двух самых активных участников акции.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Светлая музыка». Яна Иванилова
У нас в гостях была оперная певица, заслуженная артистка России Яна Иванилова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыке, вере, новогодних и рождественских традициях, а также о том, как хорошая музыка может поддерживать людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах.
Все выпуски программы Светлый вечер