— Маргарита Константиновна, взгляните! Какая интересная работа московского художника Валентина Сидорова есть здесь, в Музее Изобразительных Искусств Кузбасса!
— «Качели»! Как давно я хотела увидеть не репродукцию, а подлинник этого полотна! Ведь это моё детство, Андрей Борисович! Оно прошло в деревне во Владимирской области, и художник как будто именно те места запечатлел. Дом с голубыми наличниками на косогоре, берёзы полощут ветви в синем небе. И девочка в красных сандаликах летит на качелях — это же я!
— Полагаю, многие узнают себя, глядя на эту картину. Она написана в 1969 году. И такие вот качели — верная примета детства для людей, рождённых во второй половине двадцатого века. География развлечения обширна, как наша страна — от Калининграда до Владивостока. Я рос в Тверской области, и мне папа тоже мастерил качели.
— Как на картине?
— Немного другие. Здесь верёвка привязана к перекладине меж двух столбов, а мои качели висели на ветке липы. Помню, когда дерево цвело, голова кружилась ещё и от аромата.
— А Валентин Сидоров где писал свою картину, не знаете?
— Тоже у нас, под Тверью. Он родился и жил до восьми лет в деревеньке с удивительным названием Сорокопенье. После того, как в 1936-ом родители Валентина перебрались в Москву, он стал приезжать на лето к бабушке в село Коровино. И повзрослев, не забыл родные места. Я был в Коровино, видел часовню, которую художник построил на свои деньги в 2008 году.
— Часовню?
— Да, во имя преподобного Сергия Радонежского. Сидоров посвятил её землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Из тридцати пяти мужчин, ушедших из деревни на фронт, вернулся только один. На стене часовни есть табличка с текстом, его написал Валентин Михайлович. «В память о жителях Коровина, которые защищали Отечество, жили верой и надеждой».
— Значит, художник и сам был верующим...
— Об этом и его картины свидетельствуют. Простые по содержанию, они помогают осознавать драгоценность каждого момента, принимать каждый день, как Божий дар. Недаром Сидорова называют мастером одухотворённого пейзажа.
— Почётное народное звание!
— И справедливое! Взять хотя бы картину «Качели». Художник изобразил немудрёный детский досуг, а ты смотришь — и испытываешь целую гамму возвышенных чувств. Это и нежность к родным местам, где ты вырос, и память о детстве, о той чистоте, в которой пребывала твоя душа.
— И ощущение полёта!
— Да! Причём не только как состояния невесомости. Но и как доверия Благой силе, которая с любовью несёт тебя по жизни над бедами и невзгодами.
— Девочке на картине «Качели» ещё предстоит научиться этому доверию, она начинает свой полёт.
— И как тонко Валентин Сидоров это показал! Доска, на которой стоит малышка, отведена назад, в высшую точку амплитуды. Ещё миг — и девочка устремится вперёд и вверх!
— И только небо, только ветер, только радость впереди!
Картину Валентина Сидорова «Качели» можно увидеть в Кемерово, в Музее Изобразительных Искусств Кузбасса.
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM