— Паша, здравствуй! Как я рад, что ты заехал ко мне! Да ещё и не один. Познакомишь со своей спутницей?
— Дядя Андрей! Это Катя, моя невеста. Я тебе рассказывал о ней.
— Здравствуйте, Андрей Борисович, очень рада с вами познакомиться!
— Мы с Катюшей подали заявление в ЗАГС, роспись через месяц!
— Какая замечательная новость! Ну что ж, пойдёмте пить чай, и вы мне расскажете всё по порядку... Так значит, вы женитесь...
— Да, но мы решили не праздновать свадьбу.
— Мы с Пашей сразу после росписи хотели обвенчаться и отправиться в небольшое свадебное путешествие.
— Интересная мысль!
— Вот только мама немного расстроилась. Она хотела разделить эту радость с близкими, собрать родню...
— Я её понимаю, Паша. В России испокон веков было принято играть свадьбы широко, с родственниками и друзьями... А сейчас всё чаще молодожёны отказываются от большого свадебного гулянья, традиции уходят в прошлое.
— А знаете, когда выходила замуж моя прабабушка, во время свадьбы её украли соседи и не отдавали прадедушке, пока он не заплатил им щедрый выкуп.
— Да, случалось и такое... Но знаете, есть один русский свадебный обычай, о котором нам с вами не стоит забывать. Я даже попытаюсь сейчас проиллюстрировать свою мысль... И покажу одну картину. Она находится в коллекции Владимиро-Суздальского музея. Сейчас я найду её в интернете. Называется «Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме». Да, вот она. Её написал в 1909 году художник Иван Семёнович Куликов.
— Какая яркая, красивая работа! На ней изображена крестьянская семья. Все нарядно одеты...
— Художник изобразил старинный русский обряд — родительское благословение на венчание. Взрослая дочь стоит на коленях перед родителями. Отец держит в руках икону, а мама — хлеб да соль. Справа — близкие родственники, скорее всего, бабушка и сёстры. Одна из сестёр, похоже, уже замужем.
— А как ты это понял, дядя Андрей?
— По её одежде. Платок полностью покрывает голову, а над яркой красной юбкой надет навершник — укороченная рубашка, которую украшали тесьмой, кружевом и вышивкой. Так одевались только замужние женщины.
— А слева от старшей сестры стоит девочка лет десяти — наверное, младшая сестра невесты. Она смотрит на происходящее с любопытством. И её взгляд, как и взоры других героев картины, обращены в центр композиции, на невесту, смиренно склонившую голову перед родителями.
— Верно. Невеста на этой картине олицетворяет одну из заповедей, данных Богом человечеству, — «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле...» Поэтому родительское благословение, тем более перед венчанием, было и остаётся очень важным моментом в жизни.
— А как проходил обряд благословения?
— В разных губерниях по-разному. На этой картине, например, художник запечатлел обряд в крестьянской семье во Владимирской губернии, в городе Муроме — об этом свидетельствует название картины. Невеста и её родители стоят в Красном углу — под домашним иконостасом. Благословляя, отец и мать говорили дочери напутственные слова, желали счастливой доли.
— Они, конечно, волновались за дочку...
— Да. И главное — они молились за неё. Просили Господа и Богородицу даровать новой семье счастье и любовь. Невеста в свою очередь благодарила родителей за то, что вскормили и воспитали её. По сути, родительское благословение перед венчанием было моментом прощания с дочерью.
— Вот почему у всех, кроме маленькой девочки, на картине такие сосредоточенные и серьёзные лица! Получается, что это не просто красивый обряд, а своего рода молитва за невесту и её будущую семью. Особенный, торжественный момент!
— Паша, знаешь, я сейчас подумала... Я обязательно попрошу моих родителей благословить нас с тобой перед женитьбой...
— И может быть, всё-таки устроим небольшое торжество. Поступим по любви к родным, которые переживают и молятся о нас. Ну а свадебное путешествие можно начать с Владимирской области. Помолимся святым мощам покровителей семьи — Петру и Февронии Муромским...
— А ещё вы сможете посетить Владимиро-Суздальский музей-заповедник, где хранится работа Ивана Куликова «Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме».
Картину Ивана Куликова «Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме» можно увидеть во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России
Григорий Суров
В конце XIX-го — начале ХХ века врачи-офтальмологи, специалисты по глазным болезням, были в России на вес золота. Один из представителей этой редкой в то время специализации — Григорий Иванович Суров, окулист из Симбирской губернии — посвятил жизнь тому, чтобы сделать офтальмологию доступной для всех.
Уже в старших классах гимназии Григорий решил стать врачом. В 1881-м он успешно сдал вступительные экзамены на медицинский факультет Казанского университета. Первым местом работы Сурова была уездная больница в городе Спасске Казанской губернии. Там Григорий Иванович впервые обратил внимание, как широко распространены среди крестьян глазные болезни. У каждого второго пациента наблюдалась трахома — инфекционное заболевание, которое передаётся через предметы гигиены — например, полотенца, а распространителями являются мухи. Свои наблюдения и неутешительные выводы Суров записывал в дневник: «Эти болезни у нас в России распространены вследствие бедности, невежества, и малодоступной медицинской помощи». Офтальмологи, как уже говорилось, были в те годы большой редкостью. Поэтому Григорий Иванович решил специализироваться именно в этой области. За несколько лет работы в Спасской больнице он получил богатый практический опыт. Затем некоторое время Суров служил военным врачом. И опять же, занимался на этой должности преимущественно офтальмологией. В 1902-м он поступил в Петербургскую Военную Медицинскую академию — «для усовершенствования в медицинских науках по глазным болезням». Там с успехом защитил докторскую диссертацию.
А в 1906-м году Григорий Иванович вновь приехал в город Симбирск. Его назначили заведующим военного лазарета. Офтальмологического отделения в нём не было. И Суров его открыл. Сразу же к «глазному доктору» потянулся народ. «Главный контингент из страдающих болезнями глаз — крестьянство и необеспеченный рабочий люд», — отмечал Суров. С таких пациентов денег за лечение доктор не брал. Наоборот, помогал из собственного кармана — на лекарства, на изготовление очков. Вскоре Григорию Ивановичу удалось убедить местные власти выделить средства на глазной стационар в 50 коек. В 1911-м году стараниями Сурова в Симбирске открылась школа-приют для слепых детей.
А через несколько лет Россия стала Советской. Григорий Иванович не уехал за рубеж. Остался служить своей стране. В те годы о деятельном докторе нередко упоминали в прессе. Вот, например, как в 1923-м описывала его работу симбирская газета «Красный путь»: «Летом в разных районах губернии можно было увидеть фургон, в котором ехал доктор Суров. Он ездил обследовать сельское население. Оказывая помощь, он переезжал из села в село». После таких поездок и работы в госпитале, Суров принимал пациентов ещё и на дому, по вечерам. Симбирский учитель Алексей Ястребов в своих воспоминаниях писал: «Проходя по Беляевскому переулку, я вижу дом. И знаю: вечером у этого дома будет толпиться народ, потому что здесь живет замечательный врач, друг народа Григорий Иванович Суров».
Простой народ искренне любил своего доктора. Когда в 1920-м году большевики осудили Сурова и приговорили к году тюрьмы за то, что он взял на работу в госпиталь бывшего белогвардейского офицера — нищего больного старика, горожане встали на его защиту. Испугавшись волнений, власти восстановили доктора в правах. Впоследствии Григорий Иванович получил высокое государственное признание: в 1943-м году ему было присвоено звание Заслуженного врача РСФСР, а в победном 1945-м — орден Трудового Красного Знамени. Но не ради наград трудился доктор Суров. Однажды в своём дневнике он написал: «Я смотрю в мир глазами тысяч людей, которым помог избавиться от страданий».
Все выпуски программы Жизнь как служение
21 ноября. О пшенице и плевелах
В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы».
О пшенице и плевелах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
21 ноября. Об отвергающих Слово Божие
Сегодня 21 ноября. В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня».
Об отвергающих Слово Божие, — игумен Лука Степанов.