Флп., 239 зач., I, 27 - II, 4.
Комментирует священник Антоний Борисов.
О некоторых вещах приходится говорить честно, местами даже сурово. И в наш век пристального внимания к воспитанию и образованию детей всё же стоит помнить, что в задачу родителей, в первую очередь, входит подготовить своих детей к жизни без себя. То есть без родителей. Об этом, в частности, рассуждает апостол Павел в своём послании к христианам города Филиппы. Отрывок из 1-й и 2-й глав этого библейского произведения читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую,
28 и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога,
29 потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него
30 таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.
Глава 2.
1 Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность,
2 то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны;
3 ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.
4 Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.
Город Филиппы, названный в честь Филиппа, отца Александра Македонского, и расположенный в исторической Македонии (на севере современной Греции), занимал в жизни и служении апостола Павла совершенно особое место. Филиппы стали первым европейским городом, где прозвучала евангельская проповедь. И её глашатаем оказался, как раз, апостол Павел, призванный в Филиппы в видении от Бога. Многие жители древнего и славного города с большой радостью приняли апостола, затем крестились и начали вести осмысленный христианский образ жизни. Всё это не могло не радовать апостола Павла. Но ещё больше он был восхищён тем, как филиппийцы на практике реализуют принципы евангельского милосердия. Когда Иерусалимская церковь оказалась гонима, именно христиане города Филиппы собрали необходимые денежные средства для того, чтобы поддержать братьев и сестёр по вере. Интересно, что сам Павел, никогда ни от кого пожертвований не принимавший, тем не менее, соглашался брать небольшие суммы от филиппийцев. Потому что знал — эти люди никогда не будут его укорять впоследствии и не будут манипулировать с помощью подаренного.
Прозвучавшее чтение, как и всё послание к христианам Филипп, это прощальное письмо Павла своим дорогим ученикам. Апостол отправил данный текст из римской тюрьмы, где находился в ожидании казни. Он, с одной стороны, хотел поддержать любимую церковь, а с другой — напомнить ей, что пора начать взрослеть, готовиться жить без его, Павла, указаний и советов. Апостол с радостью констатирует, что у его учеников уже есть множество добродетелей, но им всё же не стоит останавливаться на достигнутом, но искать большего совершенства в Боге. Ведь в духовной жизни дела обстоят по принципу писателя Льюиса Кэрролла: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее».
Прежде всего, апостол призывает читателей остерегаться ссор и дрязг. Павел не понаслышке знал губительную силу церковных раздоров. Каких огромных усилий стоило ему потушить пожар раздора в другом греческом городе — Коринфе. Потому святой призывает филиппийцев к единодушию и единомыслию. В данном случае речь не идёт о запрете на индивидуальное мнение, собственную позицию. Нет. Просто Павел напоминает своим читателям важный принцип христианской нравственности: «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других». Данная моральная установка не устарела. Как не утратили своей актуальности прочие советы апостола Павла. И прозвучавшее чтение в практическом отношении учит нас сразу нескольким вещам. Первая состоит в том, что спасение, духовное совершенствование в христианском понимании имеет не только индивидуальное измерение. Церковь — народ Божий. И мы идём по направлению ко Христу вместе, поддерживая и укрепляя друг друга. Потому так важно избегать ссор, разладов, расколов, а случае наличия разных мнений стремиться к консенсусу.
Ещё один вывод касается позиции апостола Павла. Он, безусловно, был не только блестящим оратором, но и талантливым, внимательным педагогом. И апостол понимал, что нельзя все процессы, инициативы держать в одних руках. Нужно доверять тем людям, которых ты воспитал и поставил на те или иные места. Нужно помочь этим людям повзрослеть и окрепнуть. Потому что Павел понимал — его однажды не станет, но церковная жизнь, проповедь Евангелия должны продолжиться. Уже без него, но зато с его духовными детьми и учениками.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.
23 ноября. О Божьем Суде
В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».
О Божьем Суде, — священник Алексий Тимаков.