Еф., 230 зач., V, 20-26.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отношения между супругами — тема весьма актуальная и весьма болезненная. Явно свидетельствует об этом как социальная статистика, так и стремительное растущее число семейных психологов и коучеров. Каждый из них предлагает свой рецепт здоровых отношений в браке. А что по этому поводу думает Священное Писание? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 5-й главы послания апостола Павла к Ефессянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,
21 повинуясь друг другу в страхе Божием.
22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел предлагает нам образ брачных отношений, которые можно назвать гармоничными и сбалансированными. Секрет этих отношений в том, что жена оказывает мужу почтение и уважение, в свою очередь муж проявляет всяческую любовь и заботу по отношению к своей супруге.
Важно, что для апостола крепкий брак — это обоюдно встречное движение. Метафора, которая помогает ему проиллюстрировать эту закономерность, — отношение тела и головы. Очевидно, что лишь человек с нездоровой психикой будет не учитывать потребности своего тела или же прямо вредить ему. Точно так и признак здорового тела — это способность всегда откликнуться на те запросы, которые посылает ему голова.
Так и в браке. Каждый призван играть свою роль. Каждый, согласно апостолу Павлу, делает то, что заложено в нём от природы. Жена создаёт атмосферу тепла и уюта, муж обеспечивает защиту. Жена — внутреннее убранство дома, муж — его стены и крыша. Образно говоря, жена — душа, муж — тело.
Особую богословскую глубину этим рассуждениям о супружеских отношениях сообщает сравнение брака с отношениями между Христом и Его Церковью. Господь — жених, община верующих, их сердца и души — его невеста. Спаситель отдал Свою жизнь за Церковь. Лучшие Его ученики стараются во всем угодить Господу, тщательно исполняют Его евангельские заповеди.
Кажется, как всё просто. Но почему же тогда не удаётся сохранить семью? Почему умирает брак? Почему люди уходят из отношений разочарованные, когда поток эмоций первой влюблённости сходит на нет? Одним словом, что необходимо сделать, чтобы нащупать, а потом и сохранить этот хрупкий баланс, который является условием нормальных отношений в семье?
Первое, что следует непосредственно из рассуждений апостола, — каждому из нас необходимо увидеть границы своей природы. Кто я по замыслу Бога как женщина? Кто я в мыслях Творца как мужчина? Семейный крах начинается тогда, когда мы переступаем эти пределы. Женщина забывает о женственности, а мужчина о мужественности.
Чтобы этого не произошло апостол и даёт практический совет. С него начинается отрывок: «Благодаря всегда за всё Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа». В семье должен незримо присутствовать Третий, к которому должны быть направлены все наши мысли. А именно, всё, чем бы ни занимались муж и жена, должно происходить в присутствии Бога. С ним супруги должны быть связаны чувством благодарности.
На практике это означает, что главной целью совместной деятельности мужа и жены должно быть не накопление имущества или же улучшение жилищных условий. На первом месте для них должно быть исполнение евангельских заповедей. То есть осознанное желание все свои дела совместно согласовывать с волей Творца, а также целенаправленно служить окружающим людям во имя Христа. «Ищите прежде Царства Божия, всё остальное приложится вам», — призыв Спасителя, который касается и семейной жизни. С чего же можно начать?
Необходимо помолиться, сесть, посмотреть друг другу в глаза и чётко проговорить эти вещи. То есть собрать семейный совет и на нём определить свою совместную цель. А потом обсудить, как именно мы вместе будем двигаться по этому пути. И главное — не думать, что, если мы всей семьёй ходим в Церковь, эти вещи подразумеваются сами собой. Честный и открытый диалог принципиально важен в таких вещах.
Не будем сомневаться, даже если в нашей семье хаос и мы на грани, уже за одно это действие Господь каким-то образом проявит Себя. А если мы будем с усердием ежедневно двигаться по этому пути, то постепенно всё вернётся в свои, Богом установленные, пределы. Каждый из нас получит новый духовный опыт, а наша семья тот незримый фундамент, который и в дальнейшем поможет ей устоять и пройти через трудные периоды жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Василий Бакшеев. «Молебен с водосвятием»
— Как много в Пермской картинной галерее экспонатов, рассказывающих о православной вере! Правда, Андрюша?
— Да, Алла, здесь богатая коллекция богослужебных предметов и старинных икон.
— И картин с религиозными сюжетами! Например, посмотри – «Молебен с водосвятием».
— Работа выразительная! Священника пригласили в частный дом, чтобы совершить богослужение. Вот он стоит, с крестом – старенький уже, седой. Рядом с батюшкой поёт церковный служка. Остальные участники молебна внимательно слушают, крестятся.
— Написал это полотно Василий Бакшеев. Ты знаешь о нём что-нибудь?
— Талантливый художник! Представляешь, он прожил девяносто пять лет, из них половину – в девятнадцатом, половину – в двадцатом веке.
— А полотно «Молебен с водосвятием» когда было написано?
— На перекрестке столетий, в 1894 году. В самое безоблачное время в жизни Василия Николаевича! Он два года как женился по большой любви на Анне Лосевой. Супруги построили дом в подмосковной деревне Зайцево. В усадьбе часто гостили Константин Коровин, Исаак Левитан, Михаил Нестеров, другие художники. Там царила атмосфера дружбы и творчества.
— Наверное, поэтому и картина получилась такой светлой! Комната, в которой совершается молебен, залита солнцем. Окно распахнуто, за ним угадывается свежая зелень. Лёгкий ветерок колышет белоснежные занавески. Кажется, они недавно постираны и накрахмалены. Как и покрывала – на комоде, на стуле и маленьком круглом столике.
— А на цветовую гамму ты обратила внимание? Она говорящая! Занавески и покрывала, обои на стенах и деревянный пол выдержаны в бело-золотистых тонах с голубыми бликами. Те же цвета мы видим в одежде священника, но только здесь они уже насыщенные, густые. На батюшке синяя ряса, а поверх неё золотая риза, она называется фелонь.
— Ой, получается, как будто облачение батюшки отражается на всех предметах вокруг!
— Такой приём в живописи называется рефлексом. И Василий Бакшеев использовал его неспроста. Художник показал, что визит священника и связанная с ним общая молитва изменяют действительность.
— Андрюш, а я вот задумалась – а почему в комнате так пусто? Из мебели здесь только комод, два стула и маленький круглый столик – на нём стоит чаша для освящения воды. Ни ковров, ни картин на стенах.
— И даже икона, перед которой совершается молебен, не в красном углу помещена, а на стуле. Полагаю, хозяева недавно переехали, дом ещё не обжит. Смотри, доски, которыми выложен пол, совсем свежие.
— Так, наверное, эти люди затем и позвали батюшку – чтобы освятить жилище?
— Верно! И художник призывает нас верить, что жизнь в новом доме, начатая с молитвы, будет чистой и светлой. Как эта солнечная комната с распахнутыми в зеленый сад окнами.
— А у меня на сердце стало светлее от картины Василия Бакшеева «Молебен с водосвятием»!
Картину Василия Бакшеева «Молебен с водосвятием» можно увидеть в Пермской государственной картинной галерее.
Все выпуски программы: Краски России
Рядом с Пушкиным. Ольга Шушкова
Пушкина я горячо полюбила с детства и пронесла это чувство через всю жизнь. Помню, как ребёнком с радостью без конца повторяла строчки из сказок: «Ветер по морю гуляет...». А уже в зрелые годы с трепетом читала пушкинское покаянное: «И с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю, и горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю».
Я видела в Александре Сергеевиче живого, близкого человека, родную душу. Надо ли говорить, что он оказал на меня большое влияние, и что, поэтом я стала во многом благодаря и ему. А вот точно, благодаря кому получила я такое призвание — поняла уже много позже... Это — Господь!
Расскажу небольшую предысторию. Крестили меня еще ребенком. А в храм впервые привела родственница, когда у меня в жизни был тяжелый период. Это был храм «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Помню, как я сидела там на скамеечке, заливалась слезами. Поплакала, помолилась, и мне стало легче.
Второй раз пришла сама, когда снова обрушились неприятности — помнила, где становится легче. Поговорила с батюшкой — и опять отлегло. Стала приходить в храм регулярно. Выбрала себе местечко в центре храма около прохода.
И вот, спустя несколько месяцев я случайно прочитала в интернете, есть икона, на которой изображен мой любимый поэт! Точнее, там запечатлен сюжет поэтического диалога между святителем Филаретом Московским и Александром Сергеевичем Пушкиным. Поэт тогда написал стихи, в которых были следующие строки: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?..» А после публикации получил ответ от святителя Филарета с такими словами: «Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана...»
Пушкин с благодарностью написал стихотворный ответ будущему святому, в котором признал правоту митрополита и свои заблуждения, назвав их «скептическими куплетами».
Так вот, когда иконописцы писали образ митрополита Московского Филарета (Дроздова), вспомнили про эту историю. Изобразили рядом со святителем великого русского поэта. Как мне же мне захотелось посмотреть на эту икону!
И каково же было мое удивление, когда я узнала, что образ находится в храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»! В том самом, где я обрела душевный и духовный приют.
Я знала многие иконы в храме, они стали важными и любимыми для меня. Но — Александра Сергеевича я не видела.
Я переходила от одной иконы к другой, приглядывалась, внимательно изучала. Началась служба, и я остановилась на своем любимом месте в храме. И тут обнаружила — Пушкин смотрел прямо на меня! Икона со святителем Филаретом и любимым поэтом оказалась напротив моего места, но в глубине. Слезы благодарности выступили на глазах.
Я восприняла это как знак. Как будто Господь благословил меня. И теперь каждый раз, приходя на любимое место в храме, я кланяюсь святителю Филарету, улыбаюсь Александру Сергеевичу и благодарю Всевышнего за то, что, как отметил святитель Филарет в упомянутой переписке, «не без воли Бога тайной» все сложилось в моей жизни.
Господь говорит с каждым из нас через ситуации, через обстоятельства. Он знает, что для каждого человека дорого, что тронет душу.
Главное — суметь услышать Спасителя. На мой взгляд, для этого нужно учиться слушать Бога. Воспитывать душу. Учиться домашней молитве. И стремиться к Богу, хотеть быть рядом. Ходить в храм, участвовать в церковных таинствах, в соборной молитве. Христос посреди нас!
Автор: Ольга Шушкова
Все выпуски программы Частное мнение
26 декабря. О значении слов Христа о пророке Илии
В 9-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Говорю вам, что и Илия пришёл, и поступили с ним, как хотели, как написано о нём».
О значении этих слов Христа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова сказаны Господом в ответ на вопрос, с которым ученики обратились к Нему. Произошло это сразу после Преображения. По поверьям иудеев перед пришествием Мессии должен прийти Илия, пророк Божий Илия, и устроить все, то есть приготовить богоизбранный народ к грядущим событиям. И Господь говорит, что Илия уже пришел. Это Иоанн Креститель, пришедший в силе и духе Илииной. И с ним поступили так, как хотели, как написано о нем. Ведь это известное изречение пророка Малахии.
«Я пошлю вам Илию Фесвитянина прежде пришествия Дня Господня. Он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы я, придя, не поразил земли проклятием». Важно то, что из этих слов становится ясно, что долгожданный Мессия, долгожданный Спаситель мира уже пришел. Он уже идет своим путем. Путем страданий, путем воскресения.
Все выпуски программы Актуальная тема