У нас в гостях была директор благотворительного фонда «Белый Ирис» Ольга Шитова.
Наша гостья рассказала о том, как и почему впервые решилась принять участие в восстановлении разрушающегося храма и как со временем благодаря её усилиям появился благотворительный фонд сохранения культурного наследия.
Ольга поделилась, с какими трудностями ей приходится сталкиваться в её непростом и важном служении и каким образом удается их преодолевать.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Василий Рулинский:
— Здравствуйте, друзья. Это программа «Делатели» на Радио ВЕРА. В студии Василий Рулинский, пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности. «Делатели» — это программа с теми людьми, которые посвятили себя служению милосердия, вдохновляются этим служением, вдохновляют других. Сегодня у нас в гостях Ольга Шитова, директор благотворительного фонда «Белый ирис». Добрый день, Ольга.
Ольга Шитова:
— Здравствуйте.
Василий Рулинский:
— «Белый ирис» фонд, можно сказать, достаточно хорошо представленный в эфире Радио ВЕРА. Мне кажется, что не раз уже радиослушатели знакомились с деятельностью фонда, многие знают об этой деятельности. Она, действительно, заслуживает и уважения и восхищения, потому что фонд занимается восстановлением разрушенных сельских храмов. Храмов, которые пострадали от страшного советского периода. Некоторые с тех времен, достаточно давно не реконструировались, никто за ними не следил, какие-то сознательно сносились. И получилось, что сейчас фонд взял на себя ответственность за огромное количество храмов, восстанавливает жизнь в этих селах, в этих деревнях, в этих маленьких городах. Как к этому шли, к чему пришли и что надо сделать сегодня — поговорим об этом. Ольга, вы к этой теме, подступили, насколько я понимаю, в 2016-м году. Вы рассказывали в одном из интервью, что это было из личной истории, когда вы начали думать о том, как такой красивый храм в селе Курба Ярославской области, что с ним можно сделать, эта картинка вас так вдохновила, вы решили с подругой, помню, начать что-то делать, хоть какой-то шаг вперед сделать. Меня поразила одна история, которую вы рассказываете, когда приехали, из машины вышли, коленки дрогнули, и непонятно что с этим дальше делать. И вы все-таки сделали этот шаг. Как можете нам порекомендовать, как поступать в той ситуации, когда тебе страшно, но ты должен это сделать? Какой можете дать нам совет? Как в этой ситуации все-таки взять себя в руки?
Ольга Шитова:
— Да, я вспоминаю этот момент. Это действительно была впечатляющая встреча, первая личная. Картинка это картинка, ты не чувствуешь храм, ты только видишь его красоту. А когда ты оказываешься рядом с ним, ты понимаешь, какой ты маленький, какой храм на самом деле огромный, мощный, сильный. От этого могущества и плюс то, в каком он состоянии находится, ты понимаешь, что, кажется, дело невозможное, что справиться с ним нереально. Поэтому да, когда я вышла из машины и впервые его увидела, у меня прямо дрогнули коленки, я хотела сесть и уехать. Я почувствовала себя просто беспомощной перед ним.
Василий Рулинский:
— Но не дрогнули все-таки.
Ольга Шитова:
— Сердце, наверное, не дрогнуло, коленки дрогнули. Наверное, какое-то чувство ответственности, ты уже взялся за дело, уже слово дал, что хоть чем-то поможешь этому храму. Мы до этого вошли в контакт и с главой Курбского сельского поселения, и с батюшкой познакомились, пообещали отчасти, что мы начнем помогать, что-то делать, чтобы храм сохранить. Наверное, это чувство ответственности за свое слово заставило идти дальше, зайти в храм, познакомиться с храмом, познакомиться с местными жителями. Было очень интересно узнать, что думают местные жители о храме, видят ли они его восстановленным, нужен ли он им живой, действующий храм. Наверное, их ответы укрепили в решении, что нужно этим храмом заняться и продолжить этот непростой путь его восстановления и возрождения духовной жизни.
Василий Рулинский:
— Вошли в храм и что вы увидели? Там земля, деревья растут, или все-таки крыша сохранилась? В каком состоянии он находился?
Ольга Шитова:
— Храм находился, можно сказать, в аварийном состоянии, потому что кровля была вся дырявая, на куполе не было уже кровли, был голый кирпич с обрешеткой. Внутри храма было очень холодно, темно, потому что храм каменный, но порадовало, что сохранилось много фресок, потому что храм был в свои годы полностью расписан от пола до потолков. Очень много фресок были сильно закопчены, были черные, потому что там была тракторная станция в советские годы. Летали голуби, было очень мрачно — впечатление первое, ощущение от этого всего. Но, тем не менее, чувствовалось, что есть благодать в этом храме. Быть может, сильное желание ангела этого храма, не зря же говорят, у каждого храма есть свой ангел.
Василий Рулинский:
— Да.
Ольга Шитова:
— Желание, чтобы люди вернулись в этот храм, и храм вновь возродился во всей своей красе, потому что он этого достоин. И достойны люди, которые там живут.
Василий Рулинский:
— Мне кажется, совет очень правильный. Если предстоит тяжелое, непростое решение, ты кому-то сделай обещание, пообещай, что ты, хоть немножко, но поможешь, что-то где-то сделаешь. Потом уже будет неловко это обещание не исполнить.
Ольга Шитова:
— Это да. А дальше уже дорога сама расставит все необходимые остановки, приведет тех людей, которые тебе помогут, расскажут, подскажут, вместе с которыми ты дальше пойдешь. Поэтому, да, такой интересный путь.
Василий Рулинский:
— Вы, когда делали это обещание, созванивались с главой сельского поселения, приехали туда, еще не были внутри благотворительного сектора? Вы были таким активистом, то есть человеком, неравнодушным к этой ситуации. Но, как я знаю, вы к этой теме не сразу пришли, было у вас достаточно широкое поле деятельности, не связанное с благотворительным сектором. Вы работали в органах и налоговой инспекции, и в экономическом блоке в Брянской области и в Москве. В какой ситуации вас застала та история, кем вы тогда были? От чего пришлось отказываться и пришлось ли сразу отказываться? Как это происходило?
Ольга Шитова:
— Мне кажется, что это, наверное, было предопределено в моей жизни. Всегда разные варианты, ты просто выбираешь тот или иной. В части благотворительности, я, наверное, в ней участвовала, как любой гражданин нашей страны, отзывались на чью-то боль и помогали. Когда я работала в Брянске, в Москве, мы всегда от имени организации вместе с коллективом поддерживали детские дома, выезжали, помогали. То есть в какой-то части сама благотворительность присутствовала в жизни. Выйти на этот путь, наверное, это в 2014-м году. В принципе, я всегда находилась в духовных поисках. После того как я устала работать в агентстве по ипотечному жилищному кредитованию, мы занимались внедрением различных ипотечных программ, началась некая перестройка, было непонятно, что там будет дальше, какое-то ощущение внутреннего выгорания заставило уйти и поискать что-то другое. Поскольку была очень уставшая, я решила дать себе время набраться сил, вернуться к жизни, дать своей душе, сердцу почувствовать, что ей нужно, дала ей право выбора.
Василий Рулинский:
— Так, и какой выбор был перед вами?
Ольга Шитова:
— Дело в том, что, по большому счету, когда ты думал о возвращении в сектор, из которого ты ушел, то внутри было тяжелое ощущение, как будто сердце сжималось, я чувствовала внутренний дискомфорт, поэтому я старалась в эту сторону не думать, дабы не ощущать этого дискомфорта. Смотрела разные вакансии в интернете, но как-то ни на что не откликалась.
Василий Рулинский:
— Не отзывалось.
Ольга Шитова:
— Не отзывалось. Единственное, через какое-то время я увидела приглашение на обучение карьерному коучингу, мне стало это интересно, что-то новое. В принципе, меня всегда новое привлекает, новое, неизведанное. Я пошла, поучилась, стала карьерным коучем.
Василий Рулинский:
— Страшные слова. Сейчас вы испугаете всех слушателей Радио ВЕРА.
Ольга Шитова:
— Какое-то время развивалась в этом направлении, попробовала себя. С одной стороны, интересно, ты помогаешь людям выйти на путь решения своих задач, проблем, вопросов. Получаешь удовольствие, когда у людей глаза загораются, когда они знают, куда двигаться, когда у них что-то получается. На каком-то этапе поняла, что это тоже не совсем мое, потому что мне нужно что-то делать самой.
Василий Рулинский:
— Это «Делатели» на Радио ВЕРА. Мы говорим сегодня с директором фонда «Белый ирис» Ольгой Шитовой. Если у вас есть желание поддержать работу фонда, это можно сделать с помощью смс, отправив на номер 3443, слово «наследие», поставить пробел и написать сумму. Например, 3443, «наследие 200». Ольга, получается, вы для себя уже поняли, что тема возвращения к ипотечному кредитованию, эти все финансовые дела — это не то, карьерный коучинг вас тоже не вдохновил до глубины души.
Ольга Шитова:
— В ипотеке я тоже внесла немалый вклад, и я решила, что, наверное, на этом достаточно. Внедренная программа «Военная ипотека», которая успешно функционирует, реструктуризация ипотечных кредитов успешно функционирует.
Василий Рулинский:
— Простите, что перебиваю, просто для понимания. Вы работали не в каком-то банке, а именно в государственной структуре, которая отвечает за ипотечные...
Ольга Шитова:
— За разработку и внедрение ипотечных продуктов на ипотечный кредитный рынок.
Василий Рулинский:
— То есть вы фактически определяете, как регулятор, как государство, где какие направления нужны сейчас для ипотеки. Насколько я это дилетантски говорю.
Ольга Шитова:
— Да, да, все правильно. Именно этим занималось агентство по ипотечному жилищному кредитованию, ныне называется «Дом.РФ».
Василий Рулинский:
— А, вот как. Получается, вам удалось все-таки помочь какому-то достаточно большому количеству людей обрести дома, жилье. Это тоже здорово.
Ольга Шитова:
— Да, именно это меня, наверное, и вдохновляло заниматься военной ипотекой. Это был продукт совсем непростой, в него никто не верил, что он будет на рынке, ни кредитные организации. Можно сказать, только единицы предполагали, что он может быть, а в принципе его могло и не быть. Но, тем не менее, слава Богу, все сложилось благополучно. И в 2014-м году, отчасти я человек свободный, общаемся со своей подругой. Здесь сошлось несколько событий, это все было параллельно. В одно время я смотрю запрещенную социальную сеть, в которой вижу красивую фотографию Казанского храма необычного. В него моя душа влюбляется, мечтает, желает, чтобы этот храм кто-то восстановил, сохранил, такая красота не должна погибнуть. Здесь же мы общаемся со своей знакомой, она меня спрашивает: о чем ты мечтаешь? Я не понимаю, почему, вдруг ей говорю — я никогда об этом никому не говорила — что я мечтаю, чтобы в моей деревне появился храм. И у нее спрашиваю, о чем она мечтает. Она говорит: а я мечтаю, чтобы в моей деревне восстановили храм. И стала рассказывать, какой у них был красивый храм, какое у них было зажиточное село, богатое, большое. Рассказала о своей инициативной группе, которая хотела бы восстановить храм. Я ей по-дружески порекомендовала организовать группу, объединиться и начать что-то делать, хоть...
Василий Рулинский:
— Меленькими шажками.
Ольга Шитова:
— Маленькими шажками. Она мне в алаверды говорит: ты сейчас в поисках, давай мы создадим фонд, и ты будешь заниматься.
Василий Рулинский:
— Добрая подруга, хорошее предложение.
Ольга Шитова:
— Ее предложение меня застало врасплох, я говорю: ты знаешь, давай я сперва поизучаю эту тему, посмотрю, что это такое.
Василий Рулинский:
— Человек системный, надо сначала проникнуть в глубину.
Ольга Шитова:
— А потом тебе отвечу. С одной стороны, мне ее предложение понравилось, а с другой стороны, я не понимала, что это такое. Я углубилась в интернет, стала изучать, искать, вернее, информацию, потому что практически в интернете никакой информации по тому, как восстанавливать храмы, как их реставрировать не было, кроме 73-го федерального закона «О сохранении объектов культурного наследия». Нашла одну статью, которая была написана Светланой Александровной Мельниковой, это директор благотворительного центра «Сельская церковь». Я прочитала статью, вроде бы ничего сложного нет. Решила, говорю: Лен, давай попробуем. Но у нас не получилось создать благотворительный фонд в 2014-м году, потому что наша команда, которая собралась, у них были и другие интересы, они были заняты и другими вопросами. Как раз на эти организационные моменты, согласовать устав, его утвердить, времени не было ни у кого, кроме как у меня.
Василий Рулинский:
— Ну, вы же все-таки уже...
Ольга Шитова:
— Я поняла, раз девчонки заняты, возможно, это им не особо нужно. Может быть, это была идея не совсем реализуемая, ее отпустила. Поскольку я познакомилась со Светланой Александровной, я предложила ей свои руки и стала у них просто добровольцем. В 2015-м году тоже знакомая по запрещенной социальной сети...
Василий Рулинский:
— Все как-то там в этих социальных сетях.
Ольга Шитова:
— Да. Мне сбрасывает ссылку на пост про Казанский храм. Сперва почему-то мой ум говорит мне, не открывай эту ссылку.
Василий Рулинский:
— Интересно.
Ольга Шитова:
— А сердце говорит, как ты не откроешь, тебе человек прислал, время потратил, а ты даже ей ничего не ответишь. Думаю, ладно открою. Открыла ссылку про Казанский храм.
Василий Рулинский:
— Отца Дмитрия Смирнова, да, по-моему?
Ольга Шитова:
— Вот фамилия Смирнов, возможно, да. С 2014-го года этот пост, он уже набрал две тысячи с лишним лайков, перепостов огромное количество, около трех тысяч что-то. Я думаю, как много комментариев, дай-ка почитаю, что люди пишут. Как всегда, первые комментарии были все с возмущениями, с негодованиями. Думаю, все понятно, все как всегда, ничего нового. Думаю, дай почитаю, что в конце пишут. Последние комментарии были май 15-го года, а там уже за год произошла эволюция, люди стали писать, давайте что-то сделаем, я готов поучаствовать, и я готов поучаствовать. Последний комментарий был: сделайте кто-нибудь группу, я не знаю, как это делать. Я уже знала, умела делать группы, соответственно, ее быстренько сделала, сбросила ссылочку, около двухсот пятидесяти человек сразу на нее подписались. После того, как ты сделал группу, ты понимаешь....
Василий Рулинский:
— Ответственность какую-то, да?
Ольга Шитова:
— Да, уже какую-то ответственность, и нужно делать какие-то следующие шаги. Какие-то уже вопросы задают. Мы там распланировали, кто что делает в нашей группе. В итоге мне пришлось позвонить главе Курбского сельского поселения, чтобы узнать историю этого храма, кому он принадлежит, как они смотрят на то, что мы, такая группа инициативных людей собравшихся в социальной сети, хотим что-то сделать, им помочь. Он откликнулся с радостью, сказал: слава Богу, хоть кому-то нужен наш храм. И стали потихонечку дальше знакомиться, и события начали развиваться. И уже развиваются восемь лет.
Василий Рулинский:
— Они хорошо развиваются. Сегодня по данным, которые фонд официально объявляет, уже 72 сельских объекта культурного наследия так или иначе либо восстановлены, либо фонд оказал помощь в восстановлении. Это все-таки немало, это достаточно большая работа проделана. Многие регионы охвачены помощью. Фонд занимается очень важным делом, поэтому прямо сейчас напомним, что можно поддержать работу фонда с помощью смс по номеру 3443, отправив слово «наследие», поставить пробел и написать сумму. Например, «наследи 200». Но все-таки восемь лет, они не сразу пришли к этому результату, наверняка и впереди много всего. Получается, что вы начинали, и начинали с подругой. Вот эта подруга, мне интересно ее роль. Вы ни в одном из интервью не рассказывали, как дальше было. Часто бывает... Когда преподобный Сергий пошел в пустыню, у него был брат, который вроде вместе, а потом брат не смог, не выдержал, ушел, может быть, в другой монастырь, подвиг слишком большой у преподобного Сергия, брат все-таки не смог. У вас как было с подругой? Она поддерживает вас до сих пор или как?
Ольга Шитова:
— Наверное, в жизни каждый выполняет свою миссию. Я надеюсь, что она присоединится со временем, я жду ее.
Василий Рулинский:
— То есть немножко дорожки разошлись.
Ольга Шитова:
— Она тоже на тот момент создавала свое дело, организовывала свой бизнес, она почувствовала, что ей будет тяжело. Поэтому она выступила в качестве члена попечительского совета. При создании фонда нужно было создать попечительский совет. А как оказалось, в эту тему не каждый смог пойти в качестве члена попечительского совета. Она сейчас развивает свой бизнес, мы с ней общаемся, надеюсь, что где-то на каком-то этапе она присоединится, и наши пути опять пересекутся. Тема культурного наследия ее беспокоит, и я думаю, что...
Василий Рулинский:
— Ну да. Мне в связи с этим интересно узнать, вы как-то в одном из интервью говорили, что прикоснувшись руками к древним стенам, поработав на благо церкви и села во время добровольческих субботников, даже атеисты начинают смотреть на мироздание иначе. Мне хочется узнать, можете вспомнить какие-то случаи, когда атеисты меняли, может быть, не напрямую вы знаете, что это атеист, но меняли свое отношение, мировоззрение, представление о мире после того, как они сталкивались с вашей деятельностью, с деятельностью ваших волонтеров, сотрудников.
Ольга Шитова:
— Мы, конечно, не спрашиваем у наших добровольцев их отношение к вере. Потому что мы знаем, что если к нам собираются, есть люди, которые прямо воцерковленные, есть люди, которые как бы приближенные к вере, еще, быть может, не полностью вошли в церковь. И есть люди, которые просто любят свою страну, хотят сделать доброе дело, хотят познакомиться с новой территорией. Но были такие у нас ребята, которые приехали и сказали: мы атеисты, нам вот это ваше всё не нужно. Нас попросил наш командир вместе с ним поехать и помочь.
Василий Рулинский:
— Командир какой, в смысле, военный что ли?
Ольга Шитова:
— Не, не. Их команда ребят, и у них есть старший свой, который как лидер их, они его уважают, слушаются. Он их позвал, говорит: ребята, поехали, поможем хорошим товарищам навести порядок на храмовой территории. Они говорят: нас попросили, мы приехали вам помочь навести порядок. Мы говорим: хорошо.
Василий Рулинский:
— Конечно, что плохого.
Ольга Шитова:
— Не хотите участвовать в молитвах, мы не будем это позиционировать. У нас был добровольческий лагерь, он был три дня, это в Тульской области на территории храма Спаса Нерукотворного Образа, тоже очень интересный храм, необычный. И необычен тем, что он завершается огромной белокаменной фигурой Архангела Михаила, держащего в руках крест. Он привлекает внимание всех. И сам он внутри очень красивый. Это действительно был такой большой, ударный субботник. Приняло участие где-то 75 человек, это были ребята из Брянской области.
Василий Рулинский:
— Земляки. Я сам родом из Брянской области, мы как раз перед эфиром обменялись с Ольгой, что мы земляки.
Ольга Шитова:
— Еще были там у нас и из Москвы и из других городов ребята. Мы сделали большой фронт работы по расчистке парковой зоны. Около храма есть действующее кладбище, выросший огромный парк, и молодая поросль, и поваленные деревья сухие, и выросшие, и там, в принципе, можно сказать, непроходимая тундра была.
Василий Рулинский:
— Как в Брянских лесах.
Ольга Шитова:
— Мне кажется хуже, плюс к этим поваленным деревьям и кустам горы мусора с кладбища, венки, цветы. И вот благодаря ребятам, мы это все очистили, вычистили, вырубили, вынесли, появилась дорожка, на кладбище будто солнечный свет проник. Это было 29 августа, престольный праздник храма, и мы совершили первый Крестный хорд вокруг территории. Я смотрю мои ребятки...
Василий Рулинский:
— Атеисты?
Ольга Шитова:
— ...атеисты стоят в первых рядах с хоругвями. Я очень удивилась.
Василий Рулинский:
— Мягко скажем.
Ольга Шитова:
— Да. Но обрадовалась, ничего не стала говорить, потому что дорогого стоило это увидеть. Прошел Крестный ход, потом смотрю, они с батюшкой общаются, какие-то вопросы обсуждают. Думаю: ну, слава Богу. После субботника, наверное, через неделю или через две, не помню, я позвонила их лидеру узнать, как у ребят дела. Говорит: представляете, все у них налаживается. Один вернулся домой, с родителями помирился. Другой работу нашел, трудоустроился. Думаю, ну, слава Богу.
Василий Рулинский:
— Действительно, можно, мне кажется, такой специальный проект для атеистов создавать. Если у вас, дорогой атеист, пошли какие-то проблемы, обращайтесь к нам, приезжайте, помогите, и все проблемы решатся. Действительно, хорошая история. Дай Бог, чтобы их было больше. Это программа «Делатели» на Радио ВЕРА. Мы говорим сегодня с директором благотворительного фонда «Белый ирис» Ольгой Шитовой. Если у вас есть желание поддержать работу фонда, это очень важно, можно это сделать с помощью смс, отправив на номер 3443 слово «наследие», поставить пробел и написать сумму. Например, «наследие 150» или «наследие 200». Меня зовут Василий Рулинский. Мы вернемся после короткой паузы.
Василий Рулинский:
— Это «Делатели» на Радио ВЕРА. Мы продолжаем разговор с Ольгой Шитовой, директором благотворительного фонда «Белый ирис». В студии Василий Рулинский, пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности. В первой части программы мы начали говорить, как вы, Ольга, пришли к пониманию, что надо делать фонд, к тому, что вообще надо заниматься этой темой. Но немножко не коснулись того, почему, собственно, храм? Есть просто культурное наследие, бывают же особняки замечательные, памятники. Но вы именно храму начали помогать, восстанавливать храмы, захотели, чтобы в своем собственном селе был восстановленный храм, куда люди ходят и молятся. Отношение к вере, давайте про это поговорим, потому что меня, честно говоря, очень сильно этот вопрос беспокоит. Мы, как земляки, можем поделиться друг с другом некоторой болью, потому что Брянская область достаточно долго была в «красном поясе» так называемом, это коммунистический регион достаточно долго был. Борьба с религией в такой области, как Брянская, была одной из самых жестких. Еще Тверская область пострадала, ряд областей, но Брянская из самых пострадавших от атеистического гнета советского. Вы в своей личной истории как пришли к пониманию, что надо двигаться в сторону веры, к Богу?
Ольга Шитова:
— Мне кажется, внутри меня это всегда жило как-то. Можно сказать, что о Боге первый раз я заговорила... Нам в школе рассказывали, что Бога нет.
Василий Рулинский:
— На уроках биологии, наверное?
Ольга Шитова:
— Нет, не на уроках биологии, а еще в начальных классах, не помню, в первом или во втором классе. У меня в памяти сохранилось, что в зимнее морозное утро я иду с отцом в школу и решила с ним оговорить о Боге.
Василий Рулинский:
— Действительно, о чем же еще.
Ольга Шитова:
— Не помню, было мне семь или восемь лет.
Василий Рулинский:
— Прекрасно.
Ольга Шитова:
— Я у него спрашиваю: пап, а Бог есть? Он на меня посмотрел и говорит: есть. — А учительница нам сказала, что Бога нет. Он на меня так посмотрел и говорит: учительница ваша ничего не знает. Он сказал таким голосом очень...
Василий Рулинский:
— Убедительным.
Ольга Шитова:
— Убедительным. Я решила больше у него ничего не спрашивать. Но в голове подумала, что, наверное, моя учительница чего-то точно не знает. С этим я и осталась. А дальше ты живешь и ищешь Бога, потому что к духовной жизни меня всегда тянуло. Я хотела разобраться в себе, разобраться в этих ценностях, что хорошо, что плохо, к чему человек должен стремиться, зачем человек вообще живет на земле. Я читала разную литературу, читала и буддистскую литературу и потом стала задавать себе вопрос, почему я не читаю православную литературу.
Василий Рулинский:
— Так, почему?
Ольга Шитова:
— Меня это стало беспокоить, почему я много разной литературы читаю, а вот православную не читаю. Хотя в храмы я заходила.
Василий Рулинский:
— Захожанка.
Ольга Шитова:
— Захожанка была, относилась хорошо и находила долгое время этого ответа на вопрос. Но в 2013-м году я поехала в Тибет.
Василий Рулинский:
— Так, Тибет, это необычное направление.
Ольга Шитова:
— В Тибет, сделать кору вокруг Кайласа.
Василий Рулинский:
— А что это значит? Можно теперь по-простому объяснить?
Ольга Шитова:
— По-простому? Это можно сказать Крестный ход вокруг священной горы.
Василий Рулинский:
— Так, понятно.
Ольга Шитова:
— Это был какой-то такой священный год, и можно было задать свой сакральный вопрос и получить на него ответ. С этим вопросом я пошла в этот «Крестный ход», так сказать. И мне пришло понимание, что Иисус учит людей любить, Будда дает знание для обретения чистоты — это то, что я для себя прочувствовала. Мне нужно было сделать выбор, по какому пути я пойду.
Василий Рулинский:
— Ага, вот как. Интересно.
Ольга Шитова:
— Я решила, что знания, наверное, можно получать всегда, а путь любви интересен, и мне нужно научиться любить.
Василий Рулинский:
— Угу.
Ольга Шитова:
— Поэтому я решила выбрать путь любви, путь Иисуса Христа и стала больше обращать внимание на православие и искать литературу православную. Как-то уже менять свое и отношение и, не то что больше думать, а как-то искать в православии себя и свой путь.
Василий Рулинский:
— Это потрясающе, конечно, когда человек, изучая буддистскую традицию, отправляется, так скажем, в этот путь в поисках ответа, а там обретает ответ, что вот Иисус Христос, вот она Истина. Удивительно. В сторону любви, получается. Необычный путь, мягко скажем.
Ольга Шитова:
— Вы можно сказать, второй человек, которому я об этом рассказываю.
Василий Рулинский:
— И слушатели Радио ВЕРА. Замечательно. И получается, вы буддистскую традицию оставили после этого?
Ольга Шитова:
— Я не могу сказать, что я была прямо последователем, я просто читала, знакомилась, как человек, который был в поиске.
Василий Рулинский:
— Здорово. И после этого поняли, что нужно...
Ольга Шитова:
— То есть искала свой путь, к кому мне примкнуть все-таки, где мой истинный путь.
Василий Рулинский:
— Замечательно. Сейчас, уже по прошествии этого пути, фонд, восстановление храмов, вы чувствуете, что это то, что надо? Это дает вам ощущение, что вы сейчас на этом пути любви стоите, на этой дороге?
Ольга Шитова:
— Любви еще учиться и учиться. Это путь, мне кажется, без границ. Одно дело, если не делать ничего, а другое дело, когда ты делаешь и сталкиваешь со многими разными проблемами, вопросами, где-то твои иллюзии разбиваются, представления о жизни, о мире, об устройстве Церкви, и в целом в стране. Помогает, конечно, потому что с собой работаешь, где-то больше видишь свои слабые стороны. А дело помогает с этим работать и нарабатывать хорошие качества.
Василий Рулинский:
— Я в связи с этим хотел спросить у вас по поводу отношения людей в тех селах, в тех городах, где вы восстанавливаете сельские храмы. Конечно, в большинстве случаев, как тот глава сельского поселения в Курбе, который, когда вы позвонили, очень обрадовался. В большинстве случаев люди хорошо откликаются. Меня, знаете, что поразило? Что бывали случаи, вы об этом тоже говорили раньше, что местные жители выступали против инициативы восстановления храмов. Вы, в частности говорили про храм в Дёгтево Ярославской области, прямо взбунтовались местные жители против включения их села в объекты посещения, они хотели мирной и спокойной жизни. Это было не то, что нам храм не нужен или это было.... Почему такое возникает?
Ольга Шитова:
— Нет, нет, местные жители за храм, наоборот. В селе Дёгтево, когда мы занимались храмом, проводили субботники, наоборот, неожиданно приходило очень много людей. Мы ждали десять человек, а приходило тридцать или пятьдесят человек.
Василий Рулинский:
— А, вот так.
Ольга Шитова:
— Поэтому мы наоборот очень удивлялись. В самом себе живет пять-десять человек, а на субботники, как ни странно, собиралось очень много людей. А жители были против того, чтобы включать их село в туристический маршрут. Потому что они хотят жизни спокойной, закрытой, уединенной, чтобы не мелькали туристы, не мешали их сельской будничной жизни.
Василий Рулинский:
— То есть это не атеистическая позиция, что храм не нужен?
Ольга Шитова:
— Нет, это против туристов.
Василий Рулинский:
— Я могу подтвердить, туристы иногда, действительно, сильно докучают, это правда. Особенно размеренной сельской жизни. Это программа «Делатели» на Радио ВЕРА. Мы говорим сегодня с директором благотворительного фонда «Белый ирис» Ольгой Шитовой. Я Василий Рулинский, пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности. Если у вас есть желание поддержать работу фонда «Белый ирис», это можно сделать с помощью смс, отправив на номер 3443 слово «наследие», поставить пробел и написать сумму. Например, «наследие 300». Ольга, мы хотели бы поговорить об очень многих темах. Я, прежде всего, хочу сказать, что вы восстанавливаете то, что фактически было разрушено годами и сознательно разрушено на уровне государства. Это фактически результат сознательной безбожной политики во многом, как мне представляется. Фактически вы делаете то благое по следам этих людей, которые делали совершенно неприятные вещи, совершенно недостойные вещи. Получается, вы, так или иначе, соприкасаетесь с наследием советского прошлого. Например, в Тверской области данные, что разрушено храмов больше, чем в любом другом регионе России, около тысячи двухсот. Понятно, что они не просто так разрушены. Были поколения, когда эти храмы строились, а было время, семьдесят с лишним лет, когда было сознательное безбожие, причем, на уровне государства. Вот это ощущение того, что вы приносите подлинные смыслы в то, что разорвано смыслами советской власти. Вы его как для себя переживаете? Вы как относитесь к этому советскому прошлому? Как вы понимаете, зачем и как можно преодолеть это советское наследие?
Ольга Шитова:
— Понять это, наверное, сложно — зачем. Вопрос этот до сих пор звучит — зачем. Порой так думаешь, если бы это все не разрушили, в какой бы мы красоте жили.
Василий Рулинский:
— Точно. Точно.
Ольга Шитова:
— Наверное, точно у нас бы был рай в России. Поэтому, когда видишь разрушенные храмы, зияющие дыры, конечно, это всё печально и отзывается это болью в сердце. Это чувствует каждый человек, который посещает, либо который там рядом живет. Но я думаю, что люди, которые живут рядом десятилетиями или всю жизнь, с этим свыкаются и не замечают, как правило. Но при этом у них и силы нет что-то изменить. Душа хочет изменить, привести в порядок, а сил нет это сделать. И, конечно, то, что в нашей стране началось активное развитие добровольческого движения, вносит свою лепту в воодушевление людей. Когда люди видят, что к ним приезжают добровольцы из разных городов, которые не имеют никакого отношения к этой территории, посвящают свои выходные дни, тратят деньги, помогают навести порядок, то это очень вдохновляет людей. Они начинают и сами присоединяться, тоже участвовать, задумываться о новой жизни, о возрождении духовной жизни, о своей общине, батюшек ищут. Начинают проводить службы с молебнов, и, как правило, в дальнейшем практически во всех храмах, в которых мы занимаемся, начинают проводить литургии. Это для людей очень большое счастье. Мне бы хотелось сказать и о наших хранителях храмов, которых по нашей стране становится все больше и больше.
Василий Рулинский:
— Да, это программа такая.
Ольга Шитова:
— Эту программу мы запустили, потому что в фонд стало много обращений последние два-три года, когда люди просыпаются, вдохновляются и хотят тоже восстановить свой храм и вернуть в него жизнь.
Василий Рулинский:
— Что-то сделать.
Ольга Шитова:
— Даже некоторые бабушки подходят и жалуются: ко мне дети не хотят привозить детей, внуков то есть, потому что у нас храма нет, а дети привыкли ходить на службы.
Василий Рулинский:
— Вот как, какая хорошая тенденция.
Ольга Шитова:
— С такой болью в сердце, как не посочувствовать, как не помочь, чтобы бабушка чаще видела своих внуков.
Василий Рулинский:
— Действительно, это социально значимое действие.
Ольга Шитова:
— И мы решили, поскольку ресурсов у нас мало, а желающих много спасти свои храмы, делиться своим опытом, своими знаниями, оказывать необходимую моральную поддержку, методологическую поддержку, и решили организовать школу хранителей храмов. В принципе, школа показывает прекрасные результаты, потому что когда человек хочет... Ну да, он хочет, боится, не знает, как делать. Но когда он получает необходимые знания, когда получает поддержку, совершает просто великие чудеса. Мы не перестаем всегда удивляться, когда человек рассказывает по телефону: я боюсь, я не знаю, у меня ничего не получится, но я очень хочу, чтобы мой храм спасли, восстановите мой храм.
Василий Рулинский:
— И потом получается?
Ольга Шитова:
— А потом всё получается. Получается и людей объединить, получается и деньги привлечь и работы начать, и батюшку получается найти, и службы получается начать проводить в храме. Всё получается.
Василий Рулинский:
— Как здорово. Когда вы рассказывали в самом начале программе это ощущение большого храма, большого здания и ваше ощущение, что вы такая маленькая, мало можете сделать. И этот шаг смелый к чему в итоге привел? Что вы вдохновляете этих людей, которые в такой же ситуации фактически оказываются, они тоже не знают: ничего себе, такой большой храм, деревья растут из крыши, что с ним делать-то. Я-то что могу?
Ольга Шитова:
— Ну да, это еще объект культурного наследия, как к нему подойти, здесь тоже много вопросов.
Василий Рулинский:
— Конечно. Мне кажется, это одна из важных ваших миссий, в людей вселять веру, что с Божьей помощью можно это всё сделать, и вы готовы их поддержать.
Ольга Шитова:
— Мы очень благодарны и Фонду президентских грантов. Он наши эти проекты поддержал, и мы смогли их реализовать и помочь уже шестидесяти хранителям. А мы их отбираем. Заявки к нам поступают каждый день: возьмите меня в школу.
Василий Рулинский:
— Ничего себе. Мне кажется, это хороший знак, то, что нужно. Вы запустили процесс, вы раскачали эту систему. Правда, это важное дело.
Ольга Шитова:
— Надеемся, что люди будут вдохновляться не только нашими примерами. Я думаю, что они вдохновляются примерами наших хранителей. Мы фонд. А когда хранитель — обычный пенсионер, у нас и студенты, и пенсионеры в качестве хранителей. Яркий пример — Татьяна Федотова из Ленинградской области. Сама она архитектор по профессии, ушла на пенсию, уехала в деревню Каменка. Там храм, разрушенный, в годы советской власти взорванный, осталась небольшая часть апсиды крипты. Местные жители в свое время немножко закрыли, сделали консервацию, и проводили там службы, они там собирались, читали Священное Писание. Татьяна решила тоже им как-то помочь и к нам обращалась в фонд, чтобы мы взяли под свою опеку. Мы как раз запускали наш проект. Мы говорим: Татьяна, давайте, вы станете нашим участником проекта. Она: нет, я боюсь, у меня ничего не получится, я только время займу, потеряю. В итоге она нашла в себе силы, чтобы вступить в нашу программу. На сегодняшний день, не буду в детали уходить, у них есть свой попечительский совет, они провели большие работы по расчистке храмов от всех завалов. Они уже сделали нормальную консервацию храма, их окормляет древлехранитель местный, поддерживает.
Василий Рулинский:
— Епархиальный.
Ольга Шитова:
— Но у них там работа очень активно кипит, даже нет теперь сомнений, что со временем они храм воссоздадут заново.
Василий Рулинский:
— Слава Богу.
Ольга Шитова:
— Такие же прекрасные примеры в Тверской области, Анечка Сорокина. Анна Сорокина тоже восстанавливает храм и тоже всё боялась и деньги привлекать, и храм не оформлен в собственность, и батюшки нет. Слава Богу, тоже прошла обучение, обрела некую уверенность, знания. Батюшка их теперь постоянно окормляет из города Белое, сейчас уже главку закрыли и колоколенку сейчас реставрируют и проводят прекрасные мероприятия, и тоже жизнь налаживается. Владимир Тишкин в Тульской области. И в Саратовской области у нас.
Василий Рулинский:
— Да, география приличная. В связи с этим, а Брянская область? У вас же родное село. Я, когда карту смотрел ваших объектов на сайте «Белый ирис», почему-то Брянской области мало там увидел, может быть, я так плохо смотрел.
Ольга Шитова:
— В Брянской области вообще мало храмов по сравнению с другими регионами.
Василий Рулинский:
— К сожалению.
Ольга Шитова:
— А в той части, в которой я живу, в Клинцовском районе, вообще на 50 километров один храм.
Василий Рулинский:
— Так вам удалось в своем селе храм сделать?
Ольга Шитова:
— Нет, в процессе. На это тоже время надо найти, заняться.
Василий Рулинский:
— Как помните, апостол Павел говорит: я бы был рад... Настолько любил евреев, тех, от кого он происходил, что готов был быть отлучен от Христа, ради того, чтобы спаслись. Вы, действительно, всем жертвуете, всем помогаете, а свою собственную мечту про свой собственный храм пока еще не...
Ольга Шитова:
— Мы сейчас уже немножко двигаемся, ищем землю. Здесь еще вопрос не такой простой с землей, вся раскуплена в частную собственность, пойди, найди еще, где поставить храмик. Поэтому теперь нужно встречаться с собственниками.
Василий Рулинский:
— Но все-таки процесс идет, и путь к мечте, вы уже на нем стоите.
Ольга Шитова:
— Я надеюсь. Я, во всяком случае, с батюшкой пообщалась с нашим, с отцом Федором, который окормляет нашу часть территории, наше село. Двигаемся в этом направлении. Даст Бог, и появится и в нашем селе храм.
Василий Рулинский:
— Я так понимаю, сам фонд называется «Белый ирис» не случайно. Давайте, еще раз напомним, почему. По-моему там очень красивая история связана с этим названием. Эта история как-то связана с радугой. Напомните, почему «Белый ирис».
Ольга Шитова:
— «Белый ирис» — это красивый цветок. Чтобы придумать название, потратили очень много времени. Поэтому мы фонд создали не в феврале месяце, а в апреле месяце, потому что где-то два месяца всех мучила различными названиями. Не хотелось, чтобы мы пересекались названиями с другими фондами, поскольку все красивые слова уже заняты. На одном мероприятии я познакомилась с профессором в институте РАН, рассказала о своей боли, как раз этим болела, что никак не могу придумать название фонду. И он говорит: ты не называй фонд прямо, чтобы из твоего названия явно это не исходило, чем занимаешься. Говорю: а как же мне назвать тогда? Говорит: ну, попробуй каким-нибудь цветком назови. Каким? Пришла домой и стала изучать все цветы, что они значат. Ближе всего показался цветок ириса. В переводе с древнегреческого он обозначает радугу. Ирисы же разных цветов бывают. Он обозначает радугу, а радуга, мы знаем, что это символ Бога.
Василий Рулинский:
— Завета Бога с человечеством после потопа.
Ольга Шитова:
— Ветхого Завета, что если вы увидите радугу, то знайте, что всё будет хорошо. Как бы примирение Бога с людьми. То, чем мы занимаемся, это тоже примирение и с самим собой, и с окружающими людьми, и непосредственно с Богом, потому что храм это тоже мост между землей и небом, где у нас происходит встреча с Богом, можно сказать тоже радуга некая.
Василий Рулинский:
— Да. Замечательно. Мы сегодня в эфире программы «Делатели» говорили с директором благотворительного фонда «Белый ирис» Ольгой Шитовой. Я всех призываю поддержать работу фонда. Это можно сделать с помощью смс, по номеру 3443 отправить слово «наследие», поставить пробел, написать сумму. Например, «наследие 200». Ольга, спасибо большое за этот эфир, за этот разговор, за ваши личные и очень важные для всех нас истории. Я уверен, что, благодаря этому эфиру, будет больше ваших помощников в этом благом деле. Спасибо большое.
Ольга Шитова:
— Спасибо огромное, Василий, за встречу. Я надеюсь, что у нас в стране появится еще больше хранителей храмов. Храмы ждут.
Василий Рулинский:
— Слава Богу. Всего доброго. До свиданья.
Все выпуски программы Делатели
Альметьевск. Храм Петра и Павла
Город Альметьевск расположен на юго-востоке республики Татарстан. До 1953 года он значился на картах как село Альметьево. Здесь с восемнадцатого века проживали башкиры, исповедующие ислам. А в середине двадцатого столетия население стало многонациональным. На территории посёлка обнаружили нефть, для обслуживания месторождения сюда приехали специалисты со всего Советского Союза. Среди них было немало православных. Построить церковь они не имели возможности, ведь власть в государстве принадлежала атеистам. Первый храм в Альметьевске появился только в 1992 году. Администрация города в ответ на просьбу верующих выделила здание старой котельной на улице Чернышевского. Безликую кирпичную коробку перестроили, и получилась просторная уютная церковь с трёхъярусной колокольней над входом. Её освятили во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. С открытия Петропавловского храма началась новая страница в истории Альметьевска!
Радио ВЕРА в Альметьевске можно слушать на частоте 99,6 FM
«Мужественность и женственность». Иеромонах Нестор (Архипов)
Гостем программы «Семейный час» был военный священник Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами иеромонах Нестор (Архипов).
Разговор шел о мужественности и женственности, о ролях мужчины и женщины в семье и о том, как проявляются в семейной жизни ответственность, забота и любовь.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час
Белгород. Писатель, православный просветитель Иван Шидловский
Сегодня имя писателя Ивана Шидловского малоизвестно в России. А между тем, его биография — часть славной истории Белогорья. Иван Николаевич родился 27 ноября 1816 года в селе Грушовка Белгородской губернии, в семье небогатого дворянина. Получил юридическое образование в Харьковском университете и был определён на службу в Санкт-Петербург. В Северной столице познакомился с Достоевским. Молодые люди проводили время в беседах, о которых Фёдор Михайлович вспоминал позднее: «Сколько поэзии! Сколько гениальных идей!» Талант Шидловского отразился в литературном творчестве. Иван Николаевич сочинял стихи и пьесы, писал статьи по истории Русской православной церкви. В пятидесятых годах девятнадцатого века он отправился в Валуйский Николо-Успенский монастырь с намерением принять иноческий постриг. Прожил там больше года послушником. Затем по совету духовника вернулся в родную Грушовку, где занялся просвещением крестьян. Документальные свидетельства о незаурядном жителе Белогорья бережно хранятся в Белгородском литературном музее.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM