Впервые мы с сестрой побывали в Троице-Сергиевой лавре в 1987 году, на следующий день после школьного выпускного. И с того времени каждые выходные приезжали молиться к Преподобному Сергию.
А вскоре сестра стала студенткой регентской школы при Московской Духовной Академии и Семинарии, находящихся на территории монастыря. Приезжая в Лавру, я останавливалась у сестры в общежитии. А там — свой уклад. Каждый учебный день начинается с того, что все идут в Троицкий собор к мощам Преподобного Сергия. Просят у него благословения и помощи. Но особенными «подвижниками» мы в шутку называли тех, кто приходил в Троицкий на братский молебен к 5:40 утра. Иногда и мы с сестрой осиливали такой ранний подъем и шли на молебен.
Однажды на этой утренней службе я встала поближе к раке и вдруг почувствовала неприятный запах, как в коровнике. До того резкий, что рука сама к носу потянулась. Осмотрелась. Передо мной стоял старичок. Каре из седых волос, замусоленный ватник. На ногах — кирзовые сапоги. Голова наклонена вниз. Стоит молится. Троицкий — небольшой храм, народу набилось много, стоим плотно. Но уже через 5 минут я поняла, что мне не до молитвы.
На следующее утро... он пришёл снова. Когда бы я ни приходила потом на братский молебен, снова встречала там старичка. Всегда в том же ватнике и кирзовых сапогах. Я старалась избегать встречи. Но он или мимо проходил или вставал неподалёку. Ну как можно в таком виде к Преподобному? И как молиться другим рядом с ним? — сердилась про себя я.
Время шло, мы по-прежнему пересекались с ним ранним утром в храме. Неожиданно для себя я заметила, что так привыкла к его непременному присутствию, что даже с запахом от одежды потихоньку смирилась. А потом... потом перестала встречать его на братском молебне. Мне стало тревожно. Расспросила о нём у дежурного в Троицком соборе.
— Да, конечно, знаю его! Сергием звали. Только умер он. Да, раб Божий был... — ответили мне.
В тот момент я почувствовала, словно потеряла очень близкого мне человека.
Я прошла к иконе Преподобного Сергия. Стояла, смотрела на его лик, и рисовался мне образ раба Божьего Сергия. Рисовался совсем иным — светлым и каким-то даже блаженным в своей духовной нищете.
Вот, кто подвижник! Каждый свой крестьянский трудовой день начинал он у мощей своего святого. А ведь частный сектор от Лавры далеко. Совсем не в 5 минутах ходьбы, как от студенческих корпусов до Троицкого собора.
Да! Сколько бы возрастов и поколений ни приходило к Преподобному Сергию в его Лавру, какими бы разными мы ни были, за всех нас он предстательствует. Ведь Любовь Божья и Его святых изливается на всех. Вот и нам нужно учиться безусловной любви друг ко другу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
19 сентября. О скромности и тщеславии
В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш».
О скромности и тщеславии, — протоиерей Михаил Самохин.
Протоиерей Артемий Владимиров. «И душа с душою говорит»
«И душа с душою говорит. Энциклопедия характеров и судеб» — так назвал протоиерей Артемий Владимиров свою книгу — сборник небольших эссе, на страницах которого батюшка духовно осмысляет произведения отечественных и зарубежных поэтов. Отец Артемий, духовник московского Алексеевского женского монастыря, известный проповедник, педагог и член Союза писателей России, по светскому образованию — филолог. В молодости, ещё до принятия священного сана, батюшку, по собственным его словам, проза увлекала гораздо больше, чем поэзия. Однако ступив на священническую стезю, отец Артемий Владимиров неожиданно по-новому взглянул на поэтическое творчество. Батюшке вдруг захотелось вникнуть в сокровенные глубины сердец знакомых с детства поэтов, вступить в своеобразный поэтический диалог с их бессмертными душами. Обратиться к Пушкину, Лермонтову, Некрасову, Тарковскому, Ахмадулиной и десяткам других поэтов прошлого и современности не только в качестве читателя, но, прежде всего, в качестве пастыря. Именно это протоиерей Артемий Владимиров и попытался сделать на страницах своей книги.
Духовными собеседниками автора стали около 60-ти поэтов. О каждом батюшка сообщает краткую биографическую информацию и анализирует несколько избранных текстов. Начинает с Шекспира. Отец Артемий обращает внимание читателей на глубокий драматизм его произведений. Цитируя 27-й сонет Шекспира, отец Артемий улавливает в его строках путь души от тьмы к свету: Усердным взором сердца и ума \ Во тьме тебя ищу, лишенный зренья.\ И кажется великолепной тьма,\ Kогда в нее ты входишь светлой тенью. Батюшка приводит слова преподобного Варсонофия Оптинского, который называл Шекспира поэтом, обращающим читателя лицом к вечности. Протоиерей Артемий Владимиров сам через века обращается к английскому драматургу в посвящённых ему стихах: В трагедиях — какая бездна \ Тайн изворотливой судьбы.\ Kомедий юмор, нам любезный,\ С печатью светлой простоты. Интересно, что подобный духовно-поэтический диалог — своего рода традиция в русской литературе.
Батюшка признаётся, что Александр Сергеевич Пушкин — пожалуй, самый близкий ему по духу поэт. Что в томике Пушкина он всегда находит мысли, созвучные его собственным. И приводит в пример знаменитое стихотворение поэта: Если жизнь тебя обманет \ Не печалься, не сердись\ В день уныния смирись: \ День веселья, верь, настанет.
От Пушкина, Тютчева, Есенина до Юнны Мориц, Арсения Тарковского, Николая Заболоцкого, Олеси Николаевой и Анны Долгаревой — современной поэтессы Донбасса — удивительными и такими разными поэтическими дорогами проведёт нас отец Артемий Владимиров по страницам своей книги «И душа с душою говорит». Автор отмечает, что хотел бы своей книгой привлечь современного читателя к поэзии, к красоте русского слова. Но главное — показать, что, хотя все мы очень разные, одно у нас, несомненно, общее: душа, которая, как известно, по природе христианка. Она интуитивно ищет Бога, уповает на Его благодать. А значит, каждому из нас окажутся близки переживания и искания поэтов, с которыми протоиерей Артемий Владимиров встретился, как с давними друзьями, на страницах своей книги «И душа с душою говорит».
Все выпуски программы Литературный навигатор
19 сентября. Об Аравийской Иконе Богородицы её чудотворных списках
Сегодня 19 сентября. Церковь чтит Аравийскую Икону Богородицы.
Об иконе и её чудотворных списках, — игумен Лука Степанов.