Иосифа Ивановича Паульсона знают сегодня, увы, немногие. Между тем, в истории отечественного народного образования его имя стоит в одном ряду с Ушинским и Макаренко. Выдающийся русский педагог и новатор, Паульсон всю жизнь работал для того, чтобы другие могли учиться.
Иосиф Иванович родился в первой половине XIX века. Он был сыном обрусевшего шведского портного из Петербурга. Ещё в школе мальчик не только постигал науки, но и внимательно присматривался к своим наставникам. Видел, сколько труда, терпения и любви требует служение педагога. Понимал: учитель — это призвание. И чувствовал это призвание в своём сердце. Горячее желание стать педагогом помогло Иосифу экстерном сдать выпускные экзамены в Петербургском Императорском университете. И вот, наконец, настал день, когда Паульсон вошёл в класс учителем. Преподавательскую деятельность он начал в 1852-м году, в приходской школе при петербургской финской церкви Святой Марии. Параллельно учительствовал в Сиротском приюте принца Ольденбургского. Иосиф Иванович давал ученикам базовые знания по грамматике, арифметике и другим основным дисциплинам. Обучал и иностранным языкам — немецкому и французскому. Молодой педагог на опыте быстро понял: в его работе необходима методика — то есть, определённый способ подхода к преподаванию и воспитанию. И он самостоятельно её разработал. Скоро весь Петербург заговорил: в приюте принца Ольденбургского учитель Паульсон на уроках грамматики разрешает ученикам... рисовать и петь! Так Иосиф Иванович закреплял в ребятах знания. Например, чтобы усвоить значение слова, предлагал им его нарисовать. А чтобы запомнить произношение и правописание, ученики делили слова на слоги и пропевали их. Паульсон вырабатывал в ребятах творческий подход к усваиванию материала. Многим тогда подобный метод обучения казался, по меньшей мере, странным. Распространённый образ педагога того времени — строгий человек, одним своим видом внушающий ученикам благоговейный страх. Паульсон же считал, что страху не место в отношениях учителя и ученика. Настоящий педагог должен быть для ребят добрым другом и наставником. Поэтому в основу своей новаторской методики Паульсон положил любовь и уважение к ученикам.
Скоро молва о необыкновенном учителе дошла до императорского дворца. Паульсоном и его методикой заинтересовался Александр Второй — он встретился с Иосифом Ивановичем, побеседовал. И... пригласил его домашним учителем к своим детям — великой княжне Марии Александровне и великому князю Александру Александровичу. Это, разумеется, был стремительный карьерный взлёт. Однако Паульсон не собирался почивать на лаврах. В 1861 году вместе с несколькими единомышленниками и последователями, он начал издавать педагогический журнал «Учитель» — издание для наставников, родителей и всех желающих заниматься воспитанием и обучением детей. Огромным прорывом стало то, что журнал распространялся не только в столице, но и в провинции. Учителя из уездных городков теперь тоже были в курсе свежих новостей из мира педагогики. Журнал «Учитель» выходил дважды в месяц. На его страницах публиковались новейшие методические разработки, публикации, посвящённые детской психологии, обзоры новинок литературы для детей.
Паульсон составил несколько методических пособий по русскому языку и литературе, в которых через поэзию учил детей видеть красоту звуков и слов. Ими восхищался знаменитый публицист того времени, священник Валентин Амфитеатров. Он писал: «Кому из нас на заре нашей грамотности не рассказал Паульсон словами поэтов о том, как „ночью в колыбель младенца месяц луч свой заронил“, как камни пустыни грянули „аминь“ в ответ на вещее слово о Боге, распятом за наши грехи?»
Иосиф Иванович Паульсон скончался в 1898 году во время поездки в Европу. Однако, согласно последней воле педагога, похоронили его в Санкт-Петербурге, на Смоленском кладбище. Посвятивший свою жизнь российской педагогике, он и последний приют хотел обрести только в России.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди ведут себя довольно самоуверенно. А как на самоуверенность смотрит христианство? Ответ интереснее, чем можно было бы ожидать, и даёт его апостол Павел в отрывке из 10-й главы 2-го послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
На одной из лекций меня как-то спросили, почему современные бизнес-тренеры настраивают человека на успех, а православие всё время говорит о грехах и человеческом несовершенстве. Чем можно объяснить такую разницу? Действительно, от первых очень часто можно услышать призывы повторять себе «я лучший», «я успешный», «у меня всё получится». От вторых зачастую слышишь слова о необходимости быть смиренным. С точки зрения обывательской, выигрывают очевидно первые, потому что картина, которую они рисуют явно более привлекательная.
Однако в сегодняшнем тексте из послания апостола Павла к Коринфянам нет ни бахвальства, ни отказа от какой бы то ни было собственной значимости. Напротив, есть взвешенная позиция, в которой всё оказывается на своих местах. Да и слово «смирение», которым обычно пугают, означает лишь осознание своих границ, своего места в мире, в отношениях с Богом и другими людьми.
Но прислушаемся к апостолу Павлу. Размышляя о том, насколько он как апостол подотчётен коринфской общине, он призывает не в меру требовательных общинников помнить о его статусе. Может показаться, что это совершенно не смиренно с стороны Павла... Но в том то и дело, что апостол прекрасно знает свою меру. Он действительно основал коринфскую общину и много преуспел в деле проповеди, но меру эту успеха определил для него Бог. Апостол осознаёт значимость своего труда, но понимает, что действовал с помощью Божией, и это понимание позволяет ему занять взвешенную позицию. Итогом его размышлений становится лаконичная и очень точная фраза: «хвалящийся, хвались о Господе», то есть помни, что при всех твоих усилиях и стараниях рядом с тобой всегда был Господь, поддерживающий, направляющий и определяющий меру пройденного тобой пути.
Слово «самоуверенность» воспринимается христианами как недальновидное и глупое. И дело не только в том, что сам по себе человек очень ограничен в своих ресурсах и возможностях, но в том, что в наивных попытках отстоять свою самость он отказывается от присутствия в его жизни Творца. Бог, конечно, никуда из жизни человека не уходит, потому что все мы как бы ни жили, живём благодаря Его любви, но кто-то впускает её в свою жизнь, а кто-то живёт ей вопреки.
Христианство начинается с того, что человек осознаёт: концентрируясь на себе, он ограничивает и обедняет свой мир и, напротив, открывая своё сердце ближнему и Богу, бесконечно свой мир обогащает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.