Всего несколько десятилетий назад людям, у которых находили религиозную литературу, грозил реальный тюремный срок. Были под запретом и воспоминания о мучениках за веру, пострадавших в советское время.
Сегодня мы говорим о священномученике Серафиме Чичагове и книге Анатолия Краснова-Левитина «Лихие годы».
Место действия — Ленинград.
Время действия — 30-е годы XX века.
Известный правозащитник и церковный писатель Анатолий Эммануилович Краснов-Левитин несколько раз подвергался аресту по обвинению в антисоветской агитации за так называемый «церковный самиздат». Воспоминания Краснова-Левитина о церковной жизни в годы гонений советской власти на Церковь, у верующих ходили по рукам.
В середине 70-х мемуары Краснова-Левитина были изданы в Швейцарии в виде нескольких книг. В одной из них, под названием «Лихие годы», автор рассказывает о священнослужителях, с которыми ему довелось встречаться в довоенном Ленинграде.
В этой книге Краснова-Левитина есть строчки о литургии в Преображенском храме на Литейном, которую служил владыка Серафим Чичагов, только что назначенный на ленинградскую митрополичью кафедру
Вспоминая митрополита Серафима, я ловлю себя на том, что невольно им любуюсь: яркая индивидуальность всегда импонирует. В нём не было ничего искусственного, натянутого, деланного. Когда владыку облачали посреди храма, когда он стоял в полном облачении перед престолом, он держался так, как будто был один в комнате, а не перед несколькими тысячами человек, которые не спускали с него глаз.
Митрополит Серафим Чичагов был личностью легендарной. Потомственный военный, герой русско-турецкой войны 1877-1878 годов, духовный сын святого праведного Иоанна Кронштадского. Овдовев, Леонид Михайлович Чичагов принял монашество с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского и полностью посвятил свою жизнь служению Богу.
После большевистского переворота владыка Серафим подвергался многочисленным репрессиям со стороны советской власти, был арестован, пережил архангельскую ссылку. В феврале 1928 года Серафим Чичагов был назначен на митрополичью кафедру в Ленинграде. Это были годы, когда советская власть с новой силой начала борьбу с религией, и любое публичное выступление с упоминанием Бога и святых грозило арестом.
Вот что вспоминает писатель Краснов-Левитин о мужественных проповедях митрополита Серафима Чичагова:
По пятницам в Знаменской церкви, у Московского вокзала, митрополит Серафим читал акафист преподобному Серафиму. Читал наизусть, а после беседовал с народом. В одну из таких бесед он подробно рассказал историю прославления преподобного Серафима, причём всячески подчеркивал роль императора Николая II.
В 1933 году церковное руководство, в надежде уберечь митрополита Серафима от ареста, отправило его на покой. Несколько лет владыка прожил на даче под Москвой возле станции Удельная Казанской железной дороги. Арест последовал в ноябре 1937 года. Прикованного к постели 82-х летнего владыку вынесли из дома на носилках, чтобы доставить в Таганскую тюрьму.
11 декабря 1937 года по решению тройки НКВД святитель Серафим Чичагов был расстрелян на Бутовском полигоне и погребён в безвестной могиле.
Воспоминания Краснова-Левитина содержат свидетельства о том, что владыка Серафим верил в особую миссию Русской Православной Церкви, пережившей в XX веке время гонений.
Митрополит постоянно говорил о Божией Матери, указывал на образ преподобного Серафима, отстаивал идею русского народа богоносца. Народ богоносец должен пройти через горнило испытаний, чтобы, очистившись в нем, явить миру чистое золото веры Христовой.
Слова о горниле испытаний и золоте веры священномученик Серафим Чичагов говорил и о себе самом.
Все выпуски программы Прообразы
Поможем монахам Михайло-Архангельского монастыря обрести постоянный кров
Михайло-Архангельский мужской монастырь в городе Юрьев-Польский Владимирской области — один из древнейших в России, основан в XIII веке. За свою долгую историю обитель пережила несколько периодов опустошений и возрождений. В советские годы её и вовсе закрыли. Однако здания и храмы сохранились до наших дней.
Монастырская жизнь возобновилась здесь с 2006 года. Но пока она не может быть полноценной. Уже много лет часть помещений обители принадлежит музею, в частности братский корпус. Из-за этого на территории нет места для проживания монахов. Сейчас их 5 человек, вместе они вынуждены снимать комнаты в ближайшей гостинице и приезжать в монастырь на службы. В такой ситуации обитель не может развиваться и тем более принимать новых послушников.
«Мы с тяжёлым сердцем вынуждены отказывать тем, кто желает поступить к нам в Михайло-Архангельский монастырь, поскольку не имеем возможности их разместить», — рассказывает иеромонах Софроний.
Чтобы исправить ситуацию, братия приняла решение обзавестись собственным жильём. «Добрые люди помогли нам купить двухэтажный дом конца XIX века на окраине города Юрьев-ПОльский. И всё бы хорошо, но старое здание нуждается в серьёзном ремонте. И только своими силами нам здесь не обойтись», — продолжает отец СофрОний.
Изначально старинный дом находился в аварийном состоянии. Но сегодня он понемногу оживает. В будущем братском корпусе вовсю идут ремонтные работы. Чтобы удалось завершить их как можно скорее, монастырю необходима помощь в покупке стройматериалов и не только. Если вы хотите узнать подробную информацию и поддержать обитель финансово, переходите на сайт Михайло-Архангельского мужского монастыря.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образы святости в романе «Идиот». Протоиерей Павел Карташев
У нас в гостях был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел об образах святости в романе Федора Михайловича Достоевского «Идиот», стоит ли искать в князе Мышкине черты Христа, и как с различными проявлениями святости сталкиваются герои романа.
Этой беседой мы продолжаем цикл программ об образах святости в русской литературе.
Первая беседа была с Ириной Мелентьевой об образах святых в древнерусских произведениях.
Вторая беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в «Капитанской дочке».
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Духовные смыслы в современном мире». Иеромонах Геннадий (Войтишко)
В программе «Светлый вечер» обсуждалась проблема утраты духовных смыслов в современном мире. Гостем выпуска стал иеромонах Геннадий (Войтишко), руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Беседа затронула важность христианских заповедей как ориентиров, помогающих человеку найти внутреннюю опору. Отец Геннадий отметил, что вера — это не реконструкция прошлого, а живая реальность, которая должна быть актуальной для каждого здесь и сейчас.
«Христианство — это не факультатив, а основа жизни, которая наполняет её смыслом и качеством», — подчёркивает он. Важным аспектом духовной жизни гость назвал личные отношения с Богом: «Без этих отношений христианская жизнь превращается в рутину, которая неизбежно теряет смысл».
Беседа раскрыла пути возвращения к истинным ценностям, делая акцент на необходимости осознанного подхода к Евангелию. Был поднят и важный вопрос духовного воспитания молодёжи. Отец Геннадий говорил о необходимости не просто транслировать евангельские истины, но делать это с деликатностью и пониманием: «Если мы хотим, чтобы люди увидели живую силу Евангелия, мы должны говорить с любовью, бережно очищая смысл от накопившихся предрассудков».
В завершение программы прозвучал призыв к каждому слушателю задуматься о том, как христианство может наполнить его жизнь смыслом и качеством, помочь преодолеть трудности и открыть путь к истинной радости. Выпуск вдохновил на размышления о том, как вера, любовь и осознанность могут стать опорой в повседневной жизни.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер