История нам более понятна тогда, когда мы понимаем чувства и устремления людей минувшего...
Сегодня мы говорим о святителе Митрофане Воронежском и романе Даниила Мордовцева «Державный плотник».
Место действия — Воронеж.
Время действия — конец XVII века по Рождестве Христовом.
Известный историк и писатель-беллетрист XIX века Даниил Лукич Мордовцев в своих произведениях не раз обращался к личности Петра Первого. Самодержец, который по образному выражению Пушкина «Россию вздёрнул на дыбы» — герой его книг «Идеалисты и реалисты», «Царь Пётр и правительница Софья» и популярного в свое время исторического романа «Державный плотник».
В 1696 году после восшествия на царский трон Петр Первый затеял строительство корабельной верфи в Воронеже — потому Мордовцев и называет царя «державным плотником».
Царь приехал в Воронеж наблюдать за стройкой кораблей для предстоящего похода под Азов.
Архиерей встретил с крестом. Народные толпы заняли собою всю площадь у собора. Но внимание народа было, по-видимому, больше сосредоточено на маленьком, худеньком епископе Митрофане Воронежском...
Епископ Митрофан, действительно, был выдающейся, вызывавшей в Воронеже всеобщий интерес.
Став в 1682 году архиереем на Воронежской кафедре, он с первых же дней развернул в некогда сонном, захолустном городке бурную деятельность.
Стараниями епископа Митрофана, в Воронеже был построен пятиглавый каменный Благовещенский храм на месте деревянного, безнадежно обветшавшего, новая каменная церковь в Успенском монастыре, архиерейское подворье, по всей губернии открывались церковно-приходские школы.
Несмотря на большую разницу в возрасте — епископу Митрофану Воронежскому было семьдесят лет, а царю Петру — двадцать четыре года — они легко нашли общий язык. Оба — неутомимые труженики-строители, непритязательные в еде и равнодушные к роскоши, враги праздности.
Во многих вопросах епископ Митрофан Воронежский стал советником и мудрым наставником молодого царя.
Наскоро осмотрев корабельные работы, с которыми Петр очень торопил, чтобы с полой водой двинуться в поход, он, возвратясь во дворец, послал Павлушу Ягужинского просить к себе Митрофана для переговоров о том же кораблестроении, так как Митрофан не только жертвовал Петру значительные суммы на постройку кораблей, но сам соорудил, оснастил и вооружил роскошное судно лично для царя.
Митрофан тут же пошел ко дворцу. Народ, увидев любимого святителя, который кормил всю бедноту не только Воронежа, но и соседних селений, обступил своего любимца, теснясь к нему под благословение...
Многие из придворных Петра Первого считали корабельное строительство ненужной затеей, а затраты на флот чрезмерными.
Епископ Митрофан поддерживал деятельность Петра по созданию флота и лично освящал в воронежской верфи построенные корабли, жертвовал на их строительство значительные суммы церковных денег. Дальновидный владыка понимал: Россия, чтобы стать процветающей державой, должна иметь выходы к морю.
Но не все идеи царя вызывали одобрение епископа Митрофана. Известны случаи, когда святитель смело, при всем народе обличал царя Петра за его чрезмерное увлечение модой на все западное.
Даниил Мордовцев приводит в романе «Державный плотник» известный эпизод, как однажды царь пригласил к себе святителя Митрофана Воронежского для беседы, но епископ, увидев перед входом во двор его дома статуи греческих богов и богинь, решительно повернул обратно.
Петр видел из окна, как Митрофан повернул к фасаду и к крыльцу дворца и вдруг не то с испугом, не то с гневом остановился.
Народ тоже как бы с испугом шарахнулся назад.
И Митрофан не вошел во дворец. Он быстро, насколько позволяли ему
старческие силы и слабые ноги, повернул назад. Народ за ним.
— Что случилось? Беги, Павел, узнай, в чем дело?
— Государь! Его Преосвященство сказал: «Не войду во дворец православного царя, когда вход в оный дворец оскверняют поставленные там еллинские идолы».
— А!.. Он осмелился ослушаться моего приказа!.. Так поди и скажи сему попу: если он не явится ко мне, то как преступника царской воли его ждёт казнь!
Когда угрозы дошли до архиерейского дома, владыка Митрофан спокойно ответил: «В жизни моей государь властен; но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца».
После этого царь Петр сменил гнев на милость, велел убрать статуи, ставшие причиной его ссоры с епископом, и их общение продолжилось.
В 1703 году, узнав о кончине епископа Митрофана, царь Петр ускорил свой приезд в Воронеж, чтобы присутствовать на погребении святителя. Царь лично нёс гроб владыки, а после похорон грустно произнес: «Не осталось у меня такого святого старца».
Отношения русского царя-реформатора и епископа-созидателя Митрофана Воронежского исторически точно и убедительно показаны в романе популярного писателя XIX века Даниила Мордовцева «Державный плотник».
Все выпуски программы Прообразы
«Мученики великой любви, молите Бога о нас»
Мученики великой любви, молите Бога о нас.
Вы, познавшие любовь, которая сильнее смерти, молитесь Любви о нас.
Вы, счастливо миновавшие сети преходящей любви, подобной смытому дождём пятну краски на стене.
Вы, проповедавшие, что любовь таинственней плоти и долговечнее звёзд небесных.
Любовью понимали вы деревья и камни, зверей в горах и рыб в воде. Ибо Любовь вскрывает печати всех тайн, и все творения предстают в наготе перед любящим.
Любовью исполняли вы пророков, отвечали всем религиям и покрывали все законы.
Великие завоеватели, кто сильнее вас?
Великие мудрецы, кто мудрее вас?
Редчайшие сокровища, кто малочисленнее вас?
Боги, видевшие себя в Боге и Бога в себе?
Имеющие честь выше ангельской, ибо ангелы ангелами стали без мученичества.
Вам молимся и поклоняемся — молите Богу о нас!
Чтобы и нам очиститься от призрачной любви, конец которой — ненависть.
Чтобы и нам увенчать веру нашу и надежду венцом, перед которым меркнет солнце.
Чтобы и нам прозреть, познать и возрадоваться радостью ангельской.
Чтобы и наша жизнь стала трисолнечным сиянием, подобным Тому, от Которого исходит сияние с тьмой несмешанное.
Чтобы и мы открыли в себе деву вечную, и превечного Сына Девы, и Духа Голубиня.
Мученики любви великой, только страдание ваше меньше любви вашей. Земная любовь несёт страдание, большее чем сама любовь. Вы же возлюбили то, что продолжительнее времени и шире пространства.
Слыша о страданиях ваших, братья ваши смертные, невероятными их мнят. Лишь оттого, что за страданиями не способны видеть любви — смысла страданий. О, если бы смогли они проникнуть в любовь вашу! Показались бы им безделицей страдания, также как ледяной дождь и порывы ветра — безделица для матери, спешащей домой к ребенку своему.
Тому, у кого есть цель больше мира — мир не причинит вреда.
Тому, кто спешит к дому, что обширней пространства — пространство не помеха.
Того, кто стяжал любовь превосходящую временное, время не поглотит и не раздавит.
Сквозь все бури и ураганы ведёт Любовь избранников своих и влечёт за собой.
Мученики великой любви, молите Бога о нас.
«Пролил еси свет во мраке, Господи»
Пролил еси свет во мраке, Господи, и явились цвета и формы. Склонился еси над бездной, имя которой Ничто, и бездна мучилась, пытаясь тенями изобразить красоту лика Твоего. Каким бездна изобразит Тебя, таким Тебя и все творения видят.
Прекрасно озеро моё, пока солнце безмятежно смотрится в него. Прохожие восхищаются красотой озера моего. Но закатится солнце, и озеро мрачной бездне уподобится. И никто уже не восхитится им, пока вновь солнце не покажется в сопровождении свиты своей сияющей.
Лик бездны пьянит тех, кто не видит солнца, склонившегося над ней. Красота творения открывается, когда созерцающий склоняется над ним.
Бессмысленно зеркало без лица, смотрящего в него. Но бессмысленно и лицо перед зеркалом, если нет света.
В свете Лица Твоего отражаюсь я в каждой твари. Без Тебя я и творения не отражались бы друг в друге — всё было бы тьмой, бездной и призрачной дрожью.
Творения искажают красоту лица Твоего, подобно тому, как сон искажает Явь.
Также как сны мучают меня, мучают меня и твари. Ибо, что есть твари, как не сон Твоей неизреченной Яви?
Говорят мне соседи: «Снились нам сны прекрасные». Да будет вселенная свидетелем моим — вы прекраснее снов своих. И вселенная видит во сне красоту свою и не может насмотреться.
Вселенная моя грезящая, пока сну снится сон, пугаются они друг друга, хотя ищут друг в друге толкования и утешения. Кто кому пророк: сон Яви или Явь сну?
О вселенная моя прекрасная, пусть снится тебе Явь, Явь расскажет тебе обо всём. Признай Явь, признай, что ты — сон Её, и тогда проснёшься и не будешь больше грезить о красоте, но сама станешь Красотою. Одна Явь и одна Красота, Она — причина грёз твоих.
Чада, не говорите мне о красоте звёзд, если не станет в них присутствия Божия, замолкнут уста ваши. Встаньте в непроглядной тьме на берегу моего озера и попробуйте воспеть красоту его. Ни звука не вырвется из уст ваших.
Твоё лицо, Господи, дарит красоту всему творению. В Твоей красоте плывёт вселенная, словно ладья в море.
И пепел безжизненный, если Ты склонишься над ним, преобразится.
Вразуми сердце моё, Господи мой, да не красотой тленной восхищается оно, но Тобой одним, Нетленная Единственная Красота моя!
Даруй ми зреть красоту лица Твоего.Даруй мне зреть красоту Твою бесконечно.
Архип Куинджи. «Исаакиевский собор при луне»
— Серёжа, посмотри, мне кажется, это Андрей Борисович из Москвы. Помнишь, он был в нашей туристической группе, в походе?
— Да, Юля, это точно он! Пойдём, поздороваемся.
— Здравствуйте, Андрей Борисович! Какими судьбами снова у нас в Смоленске?
— Юля, Сергей! Какая приятная встреча! Да вот, приехал, чтобы посетить вашу замечательную картинную галерею. Давно хотел здесь побывать.
— Мы с Юлей тоже сегодня решили посвятить день искусству. Может быть, пройдёмся вместе?
— Прекрасная мысль!
— Андрей Борисович, мы с Сергеем часто вспоминаем поход. Какая была луна! Вы тогда сказали — словно на полотнах Куинджи.
— Кстати, мы с Юлей как раз сейчас собирались посмотреть на картину Куинджи «Исаакиевский собор при луне». Она здесь, в нашей Смоленской картинной галерее.
— Да, великолепное полотно. Давно хотел его увидеть.
— От картины глаз невозможно оторвать. Какой необыкновенный свет... Ночь сияет. Наверное, художник писал какими-то особыми красками?
— Те, кто впервые видел полотна Куинджи, даже подозревали живописца в том, что он использует перламутровый порошок. Но Архип Иванович ничего подобного, конечно, не делал. Когда его спрашивали, как он добивается того, что его картины светятся, Куинджи скромно отвечал: «Ничего сложного, просто смешиваю краски».
— А может быть, в свои картины художник вкладывал частичку света собственной души?
— Серёжа, ты неисправимый романтик!
— Между прочим, искусствоведы относят полотно «Исаакиевский собор при луне» как раз к жанру романтического пейзажа. Это одна из самых ранних работ художника. Он написал её в 1869 году.
— Трудно поверить, что это произведение начинающего художника. Как тонко выписаны оттенки ночного неба! Луна выглядывает из-за облаков. Её свет падает на тёмную громаду Исаакия. Трепещет лунная дорожка на воде. Потрясающая атмосфера!
— Кстати — а почему вода так близко? Посмотрите, она же подходит прямо к ступеням собора!
— Дело в том, что на картине «Исаакиевский собор при луне» Куинджи запечатлел наводнение в Петербурге, которое произошло осенью 1868 года. Нева тогда сильно вышла из берегов. Несколько дней передвигаться по городу в некоторых местах можно было только на лодках.
— Да, лодка есть и на картине! В ней двое пассажиров, а на корме светится фонарик.
— А знаете — несмотря на то, что на картине ночь и наводнение, от неё всё равно веет покоем.
— Художник словно хочет сказать: жизнь идёт своим чередом. В ней бывает всё — даже наводнения. Но и они не страшны, когда мир озаряет Божий свет.
— Я где-то даже слышал, что Куинджи называют певцом Евангельского света. А почему? Ведь он, вроде бы, в основном пейзажи писал?
— Действительно, у Архипа Ивановича есть только одно полотно непосредственно на евангельский сюжет — «Христос в Гефсиманском саду». Но в каждой его работе отчётливо ощущается искра Божия удивительного таланта. Божественный свет Творца, создавшего мир, который Куинджи с таким мастерством переносил на свои холсты. Помните, Христос говорит в Евангелии от Иоанна: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».
Мне кажется, свет картины Архипа Куинджи «Исаакиевский собор при луне» надолго останется с нами!
Картину Архипа Куинджи «Исаакиевский собор при луне» можно увидеть в Смоленской художественной галерее.
Все выпуски программы: Краски России