Однажды Иисус Христос взял на руки ребёнка и сказал ученикам: «Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдёте в Царство Небесное...»
По преданию, тем самым ребёнком был святитель Игнатий Богоносец.
Сегодня мы говорим о святителе Игнатии Богоносце и стихотворении иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина) «Богоносец».
Место действия — Рим.
Время действия — 107 год по Рождестве Христовом.
Игнатий Богоносец больше сорока лет руководил христианской общиной в городе Антиохия Сирийская, в Малой Азии.
В начале II века, во время гонений на христиан императора Траяна, осудили на смерть и епископа Игнатия. Опасаясь волнений в Антиохии, суд постановил отправить узника в Рим, и отдать на растерзание зверям на арене Колизея вместе с другими христианами.
В стихотворении «Богоносец» иеромонах Роман показал готовность епископа Игнатия умереть за веру.
Его вели на растерзанье,
А он об этом и молил.
И по дороге к испытанью
Слова сладчайшие твердил.
Хотели выкупить святого,
Но он отверг сию любовь.
— Желаю быть зерном Христовым,
Смолоченным зубами львов.
Автор стихотворения почти дословно приводит слова из послания епископа Игнатия единоверцам: «Я — пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей...».
В каждом порту, куда приставал корабль, на котором мученика везли в Рим, епископа Игнатия встречали местные христиане.
Святитель давал им наставления и говорил о Христе, вселяя веру в вечную жизнь.
Даже конвоиры были поражены спокойным мужеством епископа.
Тогда ведущие спросили
Зело спешащего на смерть:
— Откуда черпаются силы?
Ужель не страшно умереть?
— Мученья Встречу обещают —
Богоревнивец произнёс, -
Душа всегда страдать желает,
Коль в сердце Иисус Христос.
Святитель Игнатий беззаветно любил Христа: он постоянно думал о Спасителе, как говорится, носил Бога в своём сердце — за это антиохийские христиане прозвали его Богоносцем.
Сохранился уникальный документ II века под названием «Мученичество Игнатия», где рассказывается, что, идя на казнь, епископ-мученик непрестанно повторял Имя Иисуса Христа. Когда солдаты спросили, почему он это делает, епископ Игнатий ответил: «Кто запечатлен в моём сердце, Того я устами исповедую».
Так родилась легенда, что на сердце Игнатия Богоносца и впрямь были начертаны инициалы Иисуса Христа.
— Ну что же, поглядим, — сказали, -
Ответ уже невдалеке.
И вот свершилось — растерзали!
И только сердце на песке.
Тут воин бросился проверить
Слова, что узник говорил,
И плоть, оставленную зверем,
Мечом жестоким разрубил.
И дрогнуло под небесами,
Народ хвалу Творцу вознёс.
Когда златыми письменами
Сверкнуло — Иисус Христос.
Под этим стихотворением стоит подпись: «2 января 2004 год, скит Ветрово».
2 января — день памяти святителя Игнатия Богоносца.
Скит Ветрово — это уединённое место в Псковской епархии, где много лет живёт затворником, вдали от мирской суеты, автор известных духовных песнопений и стихов иеромонах Роман (Матюшин-Правдин).
В предисловии к одному из своих поэтических сборников иеромонах Роман так сформулировал своё творческое кредо: «Любые виды искусства — прежде всего пути, приводящие к Свету или уводящие во мрак. Творящий оправдается или осудится сотворённым. Посему — да будет сотворённое не слуху и зрению, а душе!»
Именно таким произведением, обращённым к душе и открывающим людям дорогу к Богу, является стихотворение иеромонаха Романа о христианском мученике II века святителе Игнатии Богоносце.
Все выпуски программы Прообразы
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди ведут себя довольно самоуверенно. А как на самоуверенность смотрит христианство? Ответ интереснее, чем можно было бы ожидать, и даёт его апостол Павел в отрывке из 10-й главы 2-го послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
На одной из лекций меня как-то спросили, почему современные бизнес-тренеры настраивают человека на успех, а православие всё время говорит о грехах и человеческом несовершенстве. Чем можно объяснить такую разницу? Действительно, от первых очень часто можно услышать призывы повторять себе «я лучший», «я успешный», «у меня всё получится». От вторых зачастую слышишь слова о необходимости быть смиренным. С точки зрения обывательской, выигрывают очевидно первые, потому что картина, которую они рисуют явно более привлекательная.
Однако в сегодняшнем тексте из послания апостола Павла к Коринфянам нет ни бахвальства, ни отказа от какой бы то ни было собственной значимости. Напротив, есть взвешенная позиция, в которой всё оказывается на своих местах. Да и слово «смирение», которым обычно пугают, означает лишь осознание своих границ, своего места в мире, в отношениях с Богом и другими людьми.
Но прислушаемся к апостолу Павлу. Размышляя о том, насколько он как апостол подотчётен коринфской общине, он призывает не в меру требовательных общинников помнить о его статусе. Может показаться, что это совершенно не смиренно с стороны Павла... Но в том то и дело, что апостол прекрасно знает свою меру. Он действительно основал коринфскую общину и много преуспел в деле проповеди, но меру эту успеха определил для него Бог. Апостол осознаёт значимость своего труда, но понимает, что действовал с помощью Божией, и это понимание позволяет ему занять взвешенную позицию. Итогом его размышлений становится лаконичная и очень точная фраза: «хвалящийся, хвались о Господе», то есть помни, что при всех твоих усилиях и стараниях рядом с тобой всегда был Господь, поддерживающий, направляющий и определяющий меру пройденного тобой пути.
Слово «самоуверенность» воспринимается христианами как недальновидное и глупое. И дело не только в том, что сам по себе человек очень ограничен в своих ресурсах и возможностях, но в том, что в наивных попытках отстоять свою самость он отказывается от присутствия в его жизни Творца. Бог, конечно, никуда из жизни человека не уходит, потому что все мы как бы ни жили, живём благодаря Его любви, но кто-то впускает её в свою жизнь, а кто-то живёт ей вопреки.
Христианство начинается с того, что человек осознаёт: концентрируясь на себе, он ограничивает и обедняет свой мир и, напротив, открывая своё сердце ближнему и Богу, бесконечно свой мир обогащает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.