Имя «Ева» означает «жизнь» — так звали первую женщину на земле. Образ прародительницы человечества нашел отражение во многих произведениях мировой литературы.
Сегодня мы говорим о праматери Еве и стихотворении Владимира Бенедиктова «Грехопадение».
Место действия — Едемский Сад
Время действия — Начало истории человечества
При Сотворении Мира на шестой день Бог создал человека, Адама. А чтобы Адаму не было одиноко, Бог дал ему помощницу — женщину.
Как говорится в Библии, в Книге Бытия, Ева была сотворена из ребра Адама во время его сна.
Вот как описано сотворение женщины в стихотворении поэта XIX века Владимира Бенедиктова «Грехопадение».
В красоте, от праха взятой,
Вдохновенным сном объятый,
У разбега райских рек
Почивал наш прародитель -
Стран эдемских юный житель -
Мира новый человек.
Спит; — а творческого дела
Совершается добро:
Вынимается из тела
К сердцу близкое ребро;
Пышет пламень в нём священный,
И звучит небесный клир,
И на свет из кости бренной
Рвется к жизни новый мир, —
Адам и Ева стали жить в раю. Адам давал имена зверям, птицам и рыбам, рядом с ним всегда была Ева.
Вот какой рисует первую женщину в своем стихотворении Владимир Григорьевич Бенедиктов.
И прекрасного созданья
Образ царственный возник...
Полный райского сиянья
Дышит негой женский лик,
И власы текут и блещут,
Ясны очи взоры мещут,
Речью движутся уста,
Перси жизнию трепещут,
В целом свет и красота.
Посреди рая росло дерево познания добра и зла. Бог запретил людям есть плоды этого дерева.
После того, как Ева сама поела плодов с запретного дерева и дала Адаму, Господь изгнал за непослушание Адама и Еву из рая.
Отныне Адам и Ева должны были жить вдали от Бога, много работать, чтобы добывать себе пропитание, терпеть голод и холод.
И виновник мирозданья,
Грянув гневом с высоты,
Возложил венец страданья
На царицу красоты,
Чтоб она на грех паденья,
За вкушённый ею плод,
Все красы и все мученья
Предала в позднейший род;
И караются потомки:
Дверь небесного шара
Заперта для вас, обломки
От адамова ребра!
Но Господь по Своему милосердию не оставил первых людей без надежды, дав загадочное обетование: семя жены сотрет главу змия. Христианские богословы его разгадали: в Ветхом Завете, в Книге Бытия содержится обетование о рождении Иисуса Христа, Спасителе мира. Придет время — и Христос родится от Жены — девы Марии, и Своей крестной смертью и воскресением упразднит зло диавола.
Такое богословское толкование содержится и в стихотворении Владимира Бенедиктова «Грехопадение».
Но и здесь — в краю изгнанья -
Не покинул смертных Бог:
Сердцу светоч упованья
В мраке скорби он возжет,
И на поприще суровом,
Где кипит и рыщет зло,
Он святит венком терновым
Падшей женщины чело;
Казнью гнев свой обнаружа
И смягчая правый суд,
Светлый ум и мышцы мужа
Укрепляет он на труд,
И любовью бесконечной
Обновляя смертных род,
В дольней смерти к жизни вечной
Указал нам переход.
Незаслуженно забытый поэт XIX века Владимир Бенедиктов в стихотворении «Грехопадение» рассказал не только о наказании первых людей, но и о великой надежде для всего человечества.
Все выпуски программы Прообразы
«Небо улыбается»
Много о небе не скажешь, иногда ни слова не проронит, промолчит и накроет прохладной ночью; а иной раз слышится в нём былина древняя, песнь ли, тоска о запредельном или светлая чистая радость. Есть в нём ещё одна необъяснимая черта, незаметная сразу, его маленькая-премаленькая тайна: небо улыбается. Да, улыбается, смотрит на тебя, нет, не только на этого назойливого сверчка в траве, ждущего внимания, а обымает своим лучистым взором всю вселенную и улыбается ей.
Все выпуски программы Утро в прозе
15 января. О народном почитании преподобного Серафима Саровского
Сегодня 15 января. Церковь празднует Преставление и Второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, жившего в девятнадцатом веке.
О его народном почитании — протоиерей Константин Харитонов.
У нас на Руси особенно почитают преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского. Как-то в народе стали их называть, что преподобный Сергий — это игумен всея Руси, а батюшка Серафим — это духовник всея Руси. Почему? Потому что батюшка Серафим явил особый пример: и любовь, и заботу о мирских людях. Хотя и преподобный Сергий в этом особо потрудился, но преподобный Сергий особенно потрудился, основав множество монастырей в нашем Отечестве. А батюшка Серафим особенно окормлял близких людей и многим-многим помог духовно окрепнуть и спастись.
И сегодня множество людей приходят к батюшке Серафиму и получают от него духовного утешения, как от родного отца. И на самом деле мы можем заметить, та благодать, которую Господь даровал преподобному Серафиму, нас утешает, укрепляет, как та благодать, которая дана каждому духовнику, которая тоже имеет власть от Бога людей утешать, укреплять и наставлять.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 января. О личности и служении Петра Румянцева-Задунайского
Сегодня 15 января. В этот день в 1725 году родился русский полководец Петр Румянцев-Задунайский.
О его личности и служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Петр Румянцев-Задунайский. Последнее наименование было присвоено Петру Румянцеву Екатериной за его блистательные победы над турками. Румянцева в XVIII веке не без основания почитали гениальнейшим полководцем и чтили европейские государи. Побеждённый им Фридрих, король Пруссов, устраивал Румянцеву такой приём в Берлине, какого не удостаивалось ни одно коронованное лицо. А австрийский император Иосиф, когда обедал, всегда один прибор держал свободным для Петра Румянцева, почитая его присутствующим.
Начинал он свою жизнь с проказ, был непослушен, бедокурил и в России, и в Европе, где учился, приносил немало огорчений родителям. Но, как это бывает, человек не подчинявшийся никаким условностям, после кончины отца стал совершенно преданным престолу военачальником, который заслужил от российских правительниц, более всего от Екатерины, а прежде и Елизаветы, всех высших титулов, включая орден Андрея Первозванного, алмазную шпагу, оливковый венец с алмазами. Генерал-губернатор Малороссии привёл эти земли в совершенный порядок и содействовал пополнению российской казны, умело организовывая здесь хозяйственную и общественную жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема