Когда в моей жизни случается что-то трудное, я бегу в храм. Молитва тогда становится настоящей мольбой, криком души. И в такие моменты Господь никогда не оставляет меня без утешения. На душе становится легче и спокойнее. А проблемы как-то постепенно, шаг за шагом, решаются.
В одном из песнопений, о котором мне хотелось бы рассказать, речь идёт именно о скорбях. И о том, что делать, если они приходят. Я говорю о степенном антифоне 5-го гласа. Что такое антифон? В переводе с греческого языка это слово означает «звук напротив». Это особый вид песнопений, которые в древние времена исполнялись поочерёдно двумя хорами, стоящими друг напротив друга. Отсюда и название «антифон». Степенные антифоны — или просто «степенны» — это песнопения, которые исполняются каждую субботу и накануне больших церковных праздников во время вечерней службы перед чтением Евангелия. Они называются степенными, потому что являются своеобразными ответами на степенные псалмы, которые древние евреи называли «песнями ступеней» или «песнями восхождения». Их пели ветхозаветные священники при восхождении на ступени Иерусалимского храма.
Всего степенных антифонов восемь — в соответствии с церковной системой восьми гласов. Они отличаются между собой мелодией и текстом и сменяют друг друга от недели к неделе. Их называют «степенна первого гласа», «степенна второго гласа» и так далее до восьми.
Я хотела рассказать вам о степенном антифоне 5-го гласа. Текст его является своеобразным ответом на 119-й псалом царя Давида — один из тех, которые как раз называют песнями восхождения. Давайте поразмыслим над значением текста степенного антифона 5-го гласа и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря. Первая часть молитвы звучит так: «Во время скорби моей словами Давида воспеваю Тебе, Спаситель мой: избавь душу мою от языка лукавого». На церковнославянском языке первая часть песнопения звучит так: «Внегда скорбети мне, давидски пою Тебе Спасе мой: избави дyшу мою от языка льстиваго».
Давайте послушаем первый фрагмент степенного антифона 5-го гласа:
Вторая часть антифона звучит так: «У пустынников, окрыляемых Божественной любовью, жизнь блаженна». Или на церковнославянском языке «Пустыннымъ живот блажeн есть, Божественным рачением воскриляющымся». Давайте послушаем вторую часть песнопения:
Третьи части всех восьми степенных антифонов иногда называют «славными». Потому что начинаются они словами «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне (то есть по-русски "сейчас") и присно (значит, всегда) и во веки веков. Аминь». Степенна 5-го гласа заканчивается такими словами: «Дух Святой владычествует над всем, видимым и невидимым; Он обладает неограниченной властью и есть воистину один из Троицы». По-церковнославянски строчка звучит так: «Святым Духом одержатся вся, видимая же с невидимыми: самодержaвен бо Сый, Троицы един есть неложно».
Послушаем третий фрагмент степенного антифона 5-го гласа:
В середине песнопения автор антифона упоминает пустынников, то есть монашествующих. Мысль о том, что их жизнь блаженна, и для нас, мирян, очень важна. Ведь и нам бывает полезно избегать мирской суеты и стремиться к тишине мыслей. Чтобы день за днём, постепенно и, возможно, очень медленно, через трудности, падения и скорби приближаться к Богу.
Предлагаю послушать степенный антифон пятого гласа полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
«Небо улыбается»
Много о небе не скажешь, иногда ни слова не проронит, промолчит и накроет прохладной ночью; а иной раз слышится в нём былина древняя, песнь ли, тоска о запредельном или светлая чистая радость. Есть в нём ещё одна необъяснимая черта, незаметная сразу, его маленькая-премаленькая тайна: небо улыбается. Да, улыбается, смотрит на тебя, нет, не только на этого назойливого сверчка в траве, ждущего внимания, а обымает своим лучистым взором всю вселенную и улыбается ей.
Все выпуски программы Утро в прозе
15 января. О народном почитании преподобного Серафима Саровского
Сегодня 15 января. Церковь празднует Преставление и Второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, жившего в девятнадцатом веке.
О его народном почитании — протоиерей Константин Харитонов.
У нас на Руси особенно почитают преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского. Как-то в народе стали их называть, что преподобный Сергий — это игумен всея Руси, а батюшка Серафим — это духовник всея Руси. Почему? Потому что батюшка Серафим явил особый пример: и любовь, и заботу о мирских людях. Хотя и преподобный Сергий в этом особо потрудился, но преподобный Сергий особенно потрудился, основав множество монастырей в нашем Отечестве. А батюшка Серафим особенно окормлял близких людей и многим-многим помог духовно окрепнуть и спастись.
И сегодня множество людей приходят к батюшке Серафиму и получают от него духовного утешения, как от родного отца. И на самом деле мы можем заметить, та благодать, которую Господь даровал преподобному Серафиму, нас утешает, укрепляет, как та благодать, которая дана каждому духовнику, которая тоже имеет власть от Бога людей утешать, укреплять и наставлять.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 января. О личности и служении Петра Румянцева-Задунайского
Сегодня 15 января. В этот день в 1725 году родился русский полководец Петр Румянцев-Задунайский.
О его личности и служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Петр Румянцев-Задунайский. Последнее наименование было присвоено Петру Румянцеву Екатериной за его блистательные победы над турками. Румянцева в XVIII веке не без основания почитали гениальнейшим полководцем и чтили европейские государи. Побеждённый им Фридрих, король Пруссов, устраивал Румянцеву такой приём в Берлине, какого не удостаивалось ни одно коронованное лицо. А австрийский император Иосиф, когда обедал, всегда один прибор держал свободным для Петра Румянцева, почитая его присутствующим.
Начинал он свою жизнь с проказ, был непослушен, бедокурил и в России, и в Европе, где учился, приносил немало огорчений родителям. Но, как это бывает, человек не подчинявшийся никаким условностям, после кончины отца стал совершенно преданным престолу военачальником, который заслужил от российских правительниц, более всего от Екатерины, а прежде и Елизаветы, всех высших титулов, включая орден Андрея Первозванного, алмазную шпагу, оливковый венец с алмазами. Генерал-губернатор Малороссии привёл эти земли в совершенный порядок и содействовал пополнению российской казны, умело организовывая здесь хозяйственную и общественную жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема