Однажды я заметила, что тексты церковных песнопений довольно часто содержат образы из Ветхого и Нового заветов, которые сопоставляются друг с другом. Один из примеров такого явления — песнопение Праздника Крестовоздвижения, которое начинается словами «Приидите, вси языцы...». Это стихира праздника, которая поётся ближе к началу вечерней службы. Стихиры — особые песнопения вечернего богослужения, которые начинаются стихами из Псалтыри. Давайте попробуем разобраться, о чём поётся в стихире «Приидите, вси языцы», и послушаем её отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря. Первая часть молитвы звучит так: «Придите, все народы, поклонимся благословенному Древу, через которое настала вечная правда. Ибо тот, кто древом обольстил праотца Адама, уловляется Крестом. Насильно завладевший царским созданием, низвергшись, падает великим падением». Вот как эта фраза звучит по-церковнославянски: «Приидите, вси языцы, / благословенному Древу поклонимся, / имже бысть вечная правда: / праoтца бо Адама прельстивый древом / Крестом прельщается / и падает, низвержен, падением странным, / мучительством одержавый царское здание». В начале песнопения мы слышим призыв ко всем народам поклониться Кресту. При этом образ Креста (или «благословенного Древа», как его называет автор молитвы) противопоставляется образу Древа познания Добра и Зла, через которое произошло грехопадение первых людей — Адама и Евы. В первой части также говорится о том, что через распятие Господа нашего Иисуса Христа был повержен сатана, завладевший созданием Божиим, то есть душой человека.
Давайте послушаем первый фрагмент стихиры:
Текст второй части песнопения такой: «Божией Кровью смывается яд змея, и после того как Праведника осудили неправедным судом, уничтожается заслуженно полученное проклятие. Ибо было необходимо Древом исцелить древо и страданием Бесстрастного на Древе освободить от страданий осуждённого». По-церковнославянски первая часть стихиры звучит так: «Кровию Божиею яд змиев отмывается, / и клятва разрушися осуждения праведнаго, / неправедным судом Праведнику осуждену бывшу; / Древом бо подобаше древо исцелити / и Страстию Безстрастнаго, яже на Древе, / разрешити страсти осужденнаго». Во второй части песнопения мы снова видим противоположные образы. Кровь Христова противопоставляется яду змия. Сам Христос называется неправедно осуждённым Праведником, а его крестные страдания — искупляющими заслуженное наказание рода человеческого.
Давайте послушаем второй фрагмент стихиры:
Песнопение завершается такими словами: «Но слава, Христос Царь, Твоему повергающему в трепет Промыслу о нас, которым Ты спас всех, как Благой и Человеколюбивый» или по-церковнославянски «Но слава, Христе Царю, / eже о нас Твоему мудрому смотрению, / имже спасл eси всех, / яко Благ и человеколюбец».
Послушаем третью часть стихиры:
Третий фрагмент песнопения тоже содержит в себе антитезу, где Промысел Божий о людях характеризуется сначала как «повергающий в трепет», и затем как «мудрый и благой». И мне кажется, что взаимное дополнение этих противоположных свойств и рождает в нас страх Божий, благоговение перед Господом и готовность разделить со Христом Его крест.
Давайте послушаем песнопение «Приидите, вси языцы» полностью, в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
«Небо улыбается»
Много о небе не скажешь, иногда ни слова не проронит, промолчит и накроет прохладной ночью; а иной раз слышится в нём былина древняя, песнь ли, тоска о запредельном или светлая чистая радость. Есть в нём ещё одна необъяснимая черта, незаметная сразу, его маленькая-премаленькая тайна: небо улыбается. Да, улыбается, смотрит на тебя, нет, не только на этого назойливого сверчка в траве, ждущего внимания, а обымает своим лучистым взором всю вселенную и улыбается ей.
Все выпуски программы Утро в прозе
15 января. О народном почитании преподобного Серафима Саровского
Сегодня 15 января. Церковь празднует Преставление и Второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, жившего в девятнадцатом веке.
О его народном почитании — протоиерей Константин Харитонов.
У нас на Руси особенно почитают преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского. Как-то в народе стали их называть, что преподобный Сергий — это игумен всея Руси, а батюшка Серафим — это духовник всея Руси. Почему? Потому что батюшка Серафим явил особый пример: и любовь, и заботу о мирских людях. Хотя и преподобный Сергий в этом особо потрудился, но преподобный Сергий особенно потрудился, основав множество монастырей в нашем Отечестве. А батюшка Серафим особенно окормлял близких людей и многим-многим помог духовно окрепнуть и спастись.
И сегодня множество людей приходят к батюшке Серафиму и получают от него духовного утешения, как от родного отца. И на самом деле мы можем заметить, та благодать, которую Господь даровал преподобному Серафиму, нас утешает, укрепляет, как та благодать, которая дана каждому духовнику, которая тоже имеет власть от Бога людей утешать, укреплять и наставлять.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 января. О личности и служении Петра Румянцева-Задунайского
Сегодня 15 января. В этот день в 1725 году родился русский полководец Петр Румянцев-Задунайский.
О его личности и служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Петр Румянцев-Задунайский. Последнее наименование было присвоено Петру Румянцеву Екатериной за его блистательные победы над турками. Румянцева в XVIII веке не без основания почитали гениальнейшим полководцем и чтили европейские государи. Побеждённый им Фридрих, король Пруссов, устраивал Румянцеву такой приём в Берлине, какого не удостаивалось ни одно коронованное лицо. А австрийский император Иосиф, когда обедал, всегда один прибор держал свободным для Петра Румянцева, почитая его присутствующим.
Начинал он свою жизнь с проказ, был непослушен, бедокурил и в России, и в Европе, где учился, приносил немало огорчений родителям. Но, как это бывает, человек не подчинявшийся никаким условностям, после кончины отца стал совершенно преданным престолу военачальником, который заслужил от российских правительниц, более всего от Екатерины, а прежде и Елизаветы, всех высших титулов, включая орден Андрея Первозванного, алмазную шпагу, оливковый венец с алмазами. Генерал-губернатор Малороссии привёл эти земли в совершенный порядок и содействовал пополнению российской казны, умело организовывая здесь хозяйственную и общественную жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема