Как-то раз мои друзья, студенты, будущие инженеры Иван, Антон и Александр отправились в паломничество по Рязанской области. Выходные были длинными, погода хорошей... Но друзья немного заблудились на лесных дорогах и не успели найти ночлег. Пришлось остановиться в глухом селе на опушке леса. Спали прямо в машине. Когда рассвело, оказалось, что они находятся недалеко от монастыря. Солнце медленно кралось по верхушкам елей, ласково касаясь старых белокаменных стен. Молодые люди подошли к большим открытым монастырским воротам. Навстречу вышел дедушка. «Как хорошо, что вы приехали! Слава Богу» — старичок крепко обнял каждого, будто встретил родню. Юноши поздоровались, удивлённо переглядываясь между собой. «Устали с дороги? Идите, умойтесь вот, здесь колонка справа. Скоро служба начнётся, братцы!» — сказал дедушка и удалился.
Погуляв по территории монастыря и сделав несколько фото, паломники зашли в храм. Зазвонили колокола. И ещё до начала богослужения хор запел торжественное песнопение, которое начиналось словами «От восток солнца до запад». По-русски песнопение звучит так: «От восхода солнца до запада да будет прославляемо имя Господне. Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек». Оно исполняется во время входа на богослужение епископа, возглавляющего службу. Вот как текст песнопения звучит по-церковнославянски: «От восток солнца до запад хвально имя Господне, буди имя Господне благословенно от ныне и до века». Давайте послушаем, как звучит эта молитва в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Но вернёмся в тот день, когда друзья-студенты попали на богослужение в древний монастырь. Пока хор исполнял молитвословие, в храм медленно входил епископ в длинной зелёной мантии. Его встречали монахи и батюшки. Трое друзей узнали его. Это был тот самый человек, что встречал их у ворот монастыря. «Наш владыка», — шепнула Ивану на ухо стоящая рядом прихожанка...
Так неожиданно для себя молодые люди не просто попали на архиерейское богослужение, но и познакомились с владыкой поближе после службы. «Ну что, братцы, придётся разделить со мной трапезу, — сказал он шутливо, — без нашей монастырской окрошки не отпущу вас!» Компания с радостью согласилась. Молодые инженеры долго сидели с архиереем за одним столом, говорили, говорили, говорили...
— Владыка, скажите, пожалуйста, а как убедиться в том, что Бог есть? — спросил Саша.
— Эх, физики, всё вам доказательства нужны... — улыбнулся епископ. — Но вот что я вам скажу. От востока солнца до запада всё прославляет Бога. Помните, звучало такое песнопение в начале службы? Эти важные слова взяты из 112-го псалма царя Давида. Каждое деревце, каждая капля росы на траве, каждая птица небесная славит имя Господне. Разве может всё это великолепие появиться из ниоткуда? И нам нужно славить...
— Я понял! — Антона озарила догадка. — Даже тот факт, что мы сейчас разговариваем, говорит о том, что Бог нас создал! Иначе откуда мы взялись?
— Что и требовалось доказать, — добавил владыка с улыбкой, и все дружно рассмеялись.
Молодые люди ещё немного погуляли по монастырю, съездили на святой источник... И не заметили, как день обратился к вечеру. Небо вспыхнуло синими и оранжевыми красками, на западе за деревьями медленно опускалось солнце. Друзья ехали дальше, увозя в сердце воспоминания о поездке и о добром владыке.
Давайте ещё раз вместе послушаем песнопение архиерейской службы «От восток солнца до запад» в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди ведут себя довольно самоуверенно. А как на самоуверенность смотрит христианство? Ответ интереснее, чем можно было бы ожидать, и даёт его апостол Павел в отрывке из 10-й главы 2-го послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
На одной из лекций меня как-то спросили, почему современные бизнес-тренеры настраивают человека на успех, а православие всё время говорит о грехах и человеческом несовершенстве. Чем можно объяснить такую разницу? Действительно, от первых очень часто можно услышать призывы повторять себе «я лучший», «я успешный», «у меня всё получится». От вторых зачастую слышишь слова о необходимости быть смиренным. С точки зрения обывательской, выигрывают очевидно первые, потому что картина, которую они рисуют явно более привлекательная.
Однако в сегодняшнем тексте из послания апостола Павла к Коринфянам нет ни бахвальства, ни отказа от какой бы то ни было собственной значимости. Напротив, есть взвешенная позиция, в которой всё оказывается на своих местах. Да и слово «смирение», которым обычно пугают, означает лишь осознание своих границ, своего места в мире, в отношениях с Богом и другими людьми.
Но прислушаемся к апостолу Павлу. Размышляя о том, насколько он как апостол подотчётен коринфской общине, он призывает не в меру требовательных общинников помнить о его статусе. Может показаться, что это совершенно не смиренно с стороны Павла... Но в том то и дело, что апостол прекрасно знает свою меру. Он действительно основал коринфскую общину и много преуспел в деле проповеди, но меру эту успеха определил для него Бог. Апостол осознаёт значимость своего труда, но понимает, что действовал с помощью Божией, и это понимание позволяет ему занять взвешенную позицию. Итогом его размышлений становится лаконичная и очень точная фраза: «хвалящийся, хвались о Господе», то есть помни, что при всех твоих усилиях и стараниях рядом с тобой всегда был Господь, поддерживающий, направляющий и определяющий меру пройденного тобой пути.
Слово «самоуверенность» воспринимается христианами как недальновидное и глупое. И дело не только в том, что сам по себе человек очень ограничен в своих ресурсах и возможностях, но в том, что в наивных попытках отстоять свою самость он отказывается от присутствия в его жизни Творца. Бог, конечно, никуда из жизни человека не уходит, потому что все мы как бы ни жили, живём благодаря Его любви, но кто-то впускает её в свою жизнь, а кто-то живёт ей вопреки.
Христианство начинается с того, что человек осознаёт: концентрируясь на себе, он ограничивает и обедняет свой мир и, напротив, открывая своё сердце ближнему и Богу, бесконечно свой мир обогащает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.