Рим., 83 зач., II, 28 - III, 18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Подобно Израильскому народу Священное Писание называет христиан богоизбранной нацией. В чём же заключается это избранничество? Какие привилегии оно даёт и как ими воспользоваться? Ответ на эти вопросы находим в том отрывке из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Глава 3.
1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.
5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению).
6 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?
7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.
Евреи времен Иисуса Христа были уверены в том, что по самому факту своего рождения, а также в силу того, что они принадлежат к иудейской религии, у них с Творцом особые отношения. Они Богом избранная нация. Видимым знаком этого глубинного союза они считали обрезание. По сути, аналог христианского крещения. Всё это побуждало евреев считать, что их положение в семье других народов исключительное и привилегированное.
Апостол Павел разделяет убеждения об уникальности Израиля. Однако для него это означает не претензии на лучшую жизнь, но в первую очередь ответственность. Как он говорит сегодня, иудеям вверено «слово Божие». В греческом тексте послания используется существительное «логия», которое обозначало не только звучащую речь, но и закон. А потому под «словом Божиим» Павел скорее всего понимает Десять заповедей и весь нравственный закон Моисеев. То есть для него уникальность еврейской нации заключается в том, что она была избрана стать образцом жизни по закону Бога. Отсюда и обратная закономерность. Всякий, кто живёт по закону Бога, хранит в чистоте свою совесть, является иудеем, даже если он не обрезан телесно.
Мысль апостола Павла вполне можно применить и к современной ситуации. Подобно иудеям в древности теперь христиане являются Богом избранным народом. А коль так, то каждый крещёный человек имеет особое положение в глазах Творца. Речь идёт не о привилегиях, которые делают нашу жизнь комфортной, безопасной и респектабельной. Скорее, речь об ответственности, которая возложена на всякого ученика Христова. И факт Крещения является лишь видимым знаком этого мессианства.
Формы призвания могут отличаться. Ведь мы все очень разные. Однако суть всегда одна и та же. Как говорит сегодня апостол Павел, всем нам «вверено слово Божие». Так Павел даёт понять, что наша уникальность как раз в том и заключается, что мы больше не можем делать то, что нам заблагорассудится. Мы не можем жить, полагаясь только на себя и достигая собственных целей. Мы призваны к тому, чтобы делать то, чего хочет Бог. Во всех своих делах стремиться искать и исполнять Его волю. Вот главная привилегия христианина. Именно для этого Господь привёл нас в Церковь. Наша жизнь должна превратиться в бескорыстное и самоотверженное служение Творцу и окружающим людям. В противном случае мы будем ощущать себя несчастными и нереализованными. Те благодатные дары, которые мы получили в Таинстве Крещения, превратятся для нас в источник внутренних терзаний и, возможно, внешних бедствий. А потому дай же нам, Господи, ясности ума осознать, что такое подлинное христианство, и мужества сердца решительно и бесстрашно идти по этому пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 90 зач., V, 17 - VI, 2.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как вести себя с другим человеком? Как устроить общественную жизнь? Как упорядочить свои отношения с Богом? Согласитесь, вопросы не праздные. Ответ на них мы можем найти в том отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.
18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,
21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.
Глава 6.
1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.
2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?
Закон и благодать — эти два понятия проходят не только через все послания апостола Павла, но и через всё святоотеческое богословие. А только что прозвучавший отрывок содержит в себе свидетельство, что эта пара терминов — не выдумка богословов. Слова «закон» и «благодать» указывают на явления, которые определяли жизнь человека с самых древних времён.
Что такое закон, понять несложно. Это совокупности формальных предписаний, которые регламентируют деятельность отдельного индивида и общества в целом. Нас приучают быть законопослушными с детства. В противном случае общество перестало бы существовать. Вопрос, почему? А потому, что зачастую нам не хочется учитывать интересы других людей и договариваться. «После меня хоть потоп» — поговорка, которая точно формулирует эти настроения. Закон именно потому и появился, что слишком много деструктивного в поведении человека. Всё это от внутренней пустоты, которую мы пытаемся заполнить самым лёгким путём — сделать так, чтобы весь мир вращался только вокруг меня любимого. А если выразиться иначе, то после грехопадения в нас стало слишком мало благодати.
Что же такое благодать в этом случае? Если закон — это инструкции, которые спускаются нам извне, то благодать — это то, что произрастает изнутри человека. Из его сердца. Образно говоря, это голос Бога в каждом из нас. Особое чутьё, духовная интуиция, которая подсказывает, какие наши поступки навредят окружающим, а какие принесут пользу. Какие наши действия согласны с волей Творца, а какие противны ей. Благодать — это та пуповина, которая связывает нас с Богом.
Из этого не следует, что закон плох. В нашей ситуации он очень даже хорош. Тот, кто лишился конечности, не может обходиться без протеза. Так и мы. Наше духовное сердце находится в полумёртвом состоянии. А потому ему необходима искусственная среда, благодаря которой в нём будет поддерживаться жизнь. Закон и есть такая среда. Он позволяет не переступать ту грань, за которой мы разрываем связи с человеком и Богом, а, следовательно, постепенно перестаём быть людьми.
Кроме того, именно с исполнения закона начинается путь человека к Богу. Функция закона напоминает функцию ракетоносителя, который выводит космический корабль на орбиту. Когда притяжение Земли ослабло, корабль движется в пространстве без всей этой громоздкой конструкции. Так и закон больше не нужен тем, кто преисполнен благодати. Таких людей мы называем святыми. Их духовная интуиция и связь с Творцом так сильны, что всякое их действие направлено на созидание жизни. Теперь более совершенный закон, закон жертвенной любви, прописан в их сердцах.
Сегодня апостол Павел напоминает, что путь к этому состоянию открыт каждому человеку благодаря подвигу Христа. От нас требуется лишь начать на ежедневной основе применять к своей жизни Евангельские заповеди. Пусть по началу у нас не будет получаться. Пусть это будет выглядеть механически. Пусть мы будем ощущать себя странно. Это неудивительно, ведь мы так не привыкли жить. Если проявим усердие, терпение и доверие Богу, то непременно увидим, как постепенно в нашей душе будут происходить изменения, мы ощутим на собственном опыте действие благодати, станем участниками Небесного Царства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Санитарный автомобиль для Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге
«Скорее всего вы мне ничем не поможете, но на всякий случай я решила прийти...» — сказала Наталья, оказавшись на пороге Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге. «У меня давно болят и немеют пальцы на руках. Я уже не способна делать вещи, которые требуют мелкой моторики. Даже пишу с трудом...» — рассказала пациентка врачу травматологу-ортопеду Нике Булавиновой. Наталья — беженка, у неё проблемы с документами и деньгами, поэтому получить медицинскую помощь в обычных клиниках у неё возможности нет. Но в Благотворительной больнице бесплатно помогают всем, кто попал в беду.
Травматолог Ника, внимательно выслушав и осмотрев пациентку, поняла — вернуть подвижность рукам — можно! Во время обучения в медицинском вузе, ей посчастливилось познакомиться с одним из лучших кистевых хирургов России — Николаем Карпинским. С ним на практике студенты подробно разбирали такой же случай, как у Натальи: немеют все пальцы рук, кроме мизинца. Поэтому у Ники не возникло сомнений — сдавлен один из нервов, который необходимо освободить.
Врач успешно прооперировала женщину. И спустя 7 дней радостная пациентка буквально вбежала в больницу со словами: «Доктор! Мои пальцы! Я всё чувствую, они снова меня слушаются и совсем не болят!»
Эта счастливая история случилась благодаря тому, что 6 месяцев назад с помощью отзывчивых людей в Санкт-Петербурге открылась Благотворительная больница. Здесь принимают тех, кто лишился дома, людей без документов и гражданства.
Сейчас больнице нужен санитарный автомобиль для маломобильных пациентов. Сбор на транспорт открыт на странице: https://planeta.ru/campaigns/ambulance
Больше узнать о работе Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге charityhospital.ru и о том, чем помочь, можно на сайте проекта или в социальных сетях.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Книги детям». Вадим Мещеряков
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был главный редактор «Издательского дома Мещерякова» Вадим Мещеряков.
Разговор шел о детской литературе и о значении чтения в образовании и воспитании ребенка.